Новый российский бренд «Атом» представил прототип электрического хетчбэка, который сами разработчики называют автомобилем-гаджетом. Корреспондент Autonews.ru побывал на премьере и выяснил первые подробности о новинке.
Небольшой хетчбэк c распашными дверями
Автомобиль Atom, по словам разработчиков, ориентирован прежде всего на молодое поколение водителей, «которые являются активными участниками новой городской мобильности». Электрокар представляет собой небольшой хетчбэк, в котором, по словам создателей, «считывается формат SUV». Длина прототипа составляет 3995 мм, ширина — 1780 мм, а высота — 1615 мм. Объем багажного отделения равен скромным 300–350 л.
Помимо отечественных дизайнеров, над внешностью машины работали их коллеги из итальянского бюро. Прототип получил узкие фары, которые соединены в один блок светодиодной линией, светящуюся плашку с логотипом «Атом», короткий рельефный капот, выдвижные ручки дверей, спойлер и 18-дюймовые колесные диски.
Также у машины установлены распашные двери, заднюю дверь можно открывать и закрывать независимо от передней. А в салоне отсутствует центральная стойка. По словам представителей бренда, форм-фактор серийной версии машины не будет отличаться от прототипа, немного измениться могут лишь габариты товарного автомобиля.
Что есть в салоне Atom
Салон машины отличается минимализмом и полным отсутствием физических кнопок. Однако разработчики признаются, что у серийной версии машины они все же будут. Управлять большинством функций автомобиля можно будет через небольшой сенсорный дисплей. Причем экран расположен прямо на руле машины, который больше напоминает настоящий штурвал самолета. Подобное рулевое колесо, кстати, уже можно встретить на некоторых электрокарах Tesla, что вызвало в свое время немало критики в автомобильном сообществе. Основными претензиями были вопросы удобства и безопасности руля необычной формы.
Также электрокар оборудован проекционным дисплеем и мультимедийной системой, которая помимо управления различными функциями автомобиля позволяет использовать мессенджеры, продвинутую навигацию и даже играть в игры на экране сенсорного дисплея. Последняя опция наверняка из-за соображений безопасности будет доступна только во время стоянки.
Новые приложения как для телефона
Кроме того, на автомобиле дебютирует маркетплейс программных решений под названием Atomverse, который даст возможность внешним разработчикам размещать созданные ими приложения, улучшая или создавая те или иные функции или сценарии электромобиля Аtom. К примеру, можно будет загружать в машину новые голоса для мультимедийной системы.
За киберзащиту автомобиля отвечает команда «Лаборатории Касперского», которая разработала специальный шлюз безопасности на базе операционной системы KasperskyOS. Такое решение должно защитить электромобиль от хакерского взлома и позволит безопасно обновлять программное обеспечение.
Также Atom получит собственный пакет систем помощи водителю ADAS (аdvanced driver-assistance systems). Среди них: функция удержания в полосе, ассистент следования в пробке, функция автоматической парковки, а также системы распознавания дорожных знаков и непредвиденных ситуаций для водителя и пассажиров.
Платформа подойдет для разных моделей
Atom построен на масштабируемой платформе, которая предусматривает создание и более крупных автомобилей. Представленный прототип получил привод на задние колеса. Однако, как утверждают создатели электрического хетчбэка, конструкция новинки позволяет создать и полноприводную модификацию машины. Более того, разработчики задумывались над таким вариантом электрокара, однако финального решения пока так и не принято.
Также остаются засекреченными и большинство технических характеристик «зеленого» хетчбэка. На данный момент известно, что запас хода у машины составит примерно 500 км, но может меняться в зависимости от версии. Автомобиль будет поддерживать функцию быстрой зарядки. Разгон до сотни займет у машины 7–8 сек. Максимальная скорость новинки — 170 км/ч.
По словам представителей «Атома», машина полностью адаптирована к российским условиям, в том числе и погодным. Разработкой тяговой аккумуляторной батареи и электропривода Atom занимаются предприятия Росатома. Литий-ионные батареи разрабатывает «Рэнера» (входит в структуру Росатом), их производство начнется в 2025 году на первой российской гигафабрике в Калининградской области.
Электрокар Atom, по мнению создателей, пригодится и в различных городских сервисах, например каршеринге, такси и различных службах доставки. В зависимости от сферы использования автомобили будут отличаться компоновкой салона и оборудованием. Например, в машине такси для удобства пассажиров может отсутствовать переднее кресло, а машина доставки и вовсе оборудована только одним посадочным местом.
Управлять некоторыми функциями автомобиля каршеринга оператор сможет дистанционно (например, ограничить скорость электрокара до 130 км/ч). В свою очередь клиент с помощью специального приложения может заранее выставить и сохранить необходимые настройки в арендуемым автомобиле: отрегулировать сиденья, установить нужную температуру, подобрать плей-лист для поездки и так далее.
На данный момент создано уже несколько экземпляров электрокара. Впрочем, по словам разработчиков, эти прототипы пока не могут много и быстро ездить. В августе 2023 года будет выпущена партия тестовых машин примерно из 10 штук для полномасштабных лабораторных испытаний. В конце следующего года разработчики обещают представить предсерийную версию новинки.
Когда «Атом» пойдет в серию
В массовое производство Atom должен отправиться в 2025 году. Поставками комплектующих для машины будут заниматься около 90 компаний. Среди них, помимо отечественных фирм, поставщики из Турции, Индии и Китая.
Где будет налажен выпуск машин, неизвестно. Об этом будет объявлено позже, в середине нынешнего года. В компании лишь подчеркнули, что производство обязательно будет осуществляться на заводе в России. Однако в будущем не исключается, что выпуск машин также наладят на предприятиях в других странах с крупными рынками. Помимо России Atom планируют продавать в странах бывшего СНГ, Ближнего Востока и в Китае.