Президент России Владимир Путин поручил министрам во главе с премьером Михаилом Мишустиным к 15 июня 2023 года разработать и утвердить концепцию развития автомобильного туризма в России. Пилотным проектом при этом должен стать маршрут из Санкт-Петербурга до Владивостока — если не считать ответвления на Магадан, то это фактически самый длинный автомобильный путь в России. Autonews.ru узнал у экспертов, чего сейчас не хватает для роста популярности автотуризма в России.
10 тыс. км в один конец
В поручении Путина указывается, что пилотный маршрут должен включать федеральную трассу «Россия» — это бесплатная дорога М-10 из Санкт-Петербурга в Москву. А также трассу «Восток» — это, напротив, строящаяся платная магистраль из Москвы до Екатеринбурга, альтернатива бесплатной М7 «Волга».
За Челябинском основные трассы на Восток из Центральной России сливаются в одну, которая проходит через Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Уфу, Хабаровск и, собственно, заканчивается во Владивостоке.
Общая протяженность маршрута составляет 9600 километров, но потенциальные путешественники наверняка будут сворачивать с маршрута, чтобы посетить, например, Тобольск, заехать в Томск или получше изучить Байкал. Таким образом, пробег на одометре к финишу превысит 10 тыс. км.
Очевидно, что власти не имеют ввиду, что все путешественники направятся именно по такому длинному маршруту. Предполагаются и короткие поездки по упомянутым трассам, например из Москвы в Нижний Новгород и Казань, из Санкт-Петербурга в Тверь и Великий Новгород. Жители Новосибирска за один день на автомобиле могут добраться до Красноярска, оценив по пути сохранившийся исторический центр некогда купеческого Ачинска.
Бум внутреннего туризма на фоне подорожания авиабилетов
В последние месяцы в России наблюдаются две, на первый взгляд, противоположные тенденции. С одной стороны, из-за санкций и трудностей с обслуживанием самолетов растет стоимость перелетов. С марта прошлого года по март нынешнего года стоимость билетов в России выросла на 16%. В министерстве транспорта при этом предупредили о том, что подорожание авиаперевозок продолжится.
С другой стороны, из-за возникших сложностей с зарубежными поездками растет и спрос на внутренний туризм. Так, в первом квартале 2023 года, по данным Росстата, туристический поток внутри России вырос на 19,38%, до 28,1 млн человек. Для сравнения, за весь 2022 год с учетом активного летнего сезона по России путешествовало 141,3 млн человек, то есть фактически каждый россиянин в среднем раз в год покидает место жительства и отправляется хотя бы в небольшое путешествие, следует из официальных данных.
👉 На машине в Краснодарский край. Риски, правила, нюансы
Выбор маршрута Санкт-Петербург — Владивосток с точки зрения статистики выглядит вполне обоснованным. Чаще всего путешествуют именно жители Центрального и Северо-Западного округов, Поволжье занимает четвертое место, лишь немногим уступая Южному федеральному округу, далее в рейтинге активных путешественников Росстата идут жители Сибири и Урала.
Если смотреть по субъектам Федерации, то чаще всего в 2023 году в поездки отправлялись жители Москвы и Московской области, а реже всего — Ненецкого округа и Ингушетии.
Рост популярности внутреннего туризма уже сказался и на ценах. В первом квартале 2023 года общая стоимость услуг в сфере внутреннего туризма, согласно Индексу потребительских цен, выросла на 7,18%.
Концепция не сдержит роста цен
Опрошенные Autonews.ru эксперты выразили опасение, что быстрая разработка и скорое принятие концепции автотуризма может не решить проблем отрасли, зато отразится на ценах для путешественников. Правда, сейчас даже такого понятия, как автотуризм, в законодательстве нет, и хотя бы этот просчет в правительстве теперь должны исправить, говорит президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев.
По его словам, поспешное принятие концепции может привести к тому, что в выигрыше окажется крупный бизнес, который готов строить на трассах редкие, но масштабные туристические комплексы с относительно высокими ценами. При этом более всего не хватает как раз недорогих и небольших частных объектов инфраструктуры, которые могли бы встречаться на дороге гораздо чаще.
«Следует подумать именно об упрощении условий для малого и среднего бизнеса, открыть службу одного окна, чтобы предприниматель мог быстро получить всю информацию и составить бизнес-план об открытии кафе, автозаправки, небольшого мотеля», — говорит Лобарев.