Государственная дума единогласно приняла обращение к правительству страны с предложением запретить польским автомобильным перевозчикам въезжать на территорию России дальше ближайшего от границы таможенного поста, а также заправляться топливом по российским ценам. Эту меру в том числе объяснили ответом на санкции в отношении российских транспортных компаний. Как выяснил Autonews.ru, такое решение может помешать белорусскому бизнесу, поставкам автомобилей и запчастей в Россию, а также нарушить логистику с Китаем через Среднюю Азию.
Въезд разрешат, но не передвижение
Авторы обращения не запрещают фурам с польскими номерами въезжать в Россию, но настаивают, чтобы их маршрут заканчивался у ближайшего таможенного терминала. Там предполагается либо замена седельного тягача на российский, либо перегрузка товара в российскую фуру.
Еще один запрет касается возможности заправки топливом на территории России для польских грузовиков — очевидно. по пути от границы до таможенного терминала. По данным Российского топливного союза, дизельное горючие (а тяжелые грузовики используют почти исключительно его) в Росcии сейчас стоит 57 руб. 71 коп. за литр. Для сравнения, по данным сервиса Global Petrol Prices, в самой Польше дизельное топливо в пересчете на российские деньги сейчас стоит вдвое дороже — 118 руб.
По идее депутатов, запрещать продажу топлива не требуется, но его стоимость для польских дальнобойщиков должна быть приравнена к европейским ценам.
Что поляки возили в Россию
До недавнего времени большегрузные грузовики с полуприцепами и польскими номерами в России встречались достаточно часто. Однако с начала 2022 года их количество стало сокращаться. Причина — в санкциях Евросоюза в отношении России и ответных контрсанкциях.
Пятый пакет санкций в отношении России в ЕС приняли еще в апреле 2022 года. Он, в частности, запрещал российским и белорусским автомобильным компаниям возить грузы по территории Евросоюза.
В ответ Россия составила список товаров, запрещенных к ввозу из недружественных стран, но не стала прямо запрещать иностранным автомобильным перевозчикам работать на своей территории. В этом списке были существенные исключения. Именно товары этой категории и стали ввозить иностранные грузовые компании, рассказал Autonews.ru глава Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.
По его словам, польские и литовские фирмы осуществляют основной объем перевозок из Европы, третье место с отставанием остается за Латвией.
Под видом польских дальнобойщиков ездят белорусские компании
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале оценил потери польского бизнеса в случае запрета передвижения грузовиков в России в €8,5 млрд, спрогнозировал банкротство 2 тыс. польских компаний и сложности с работой у 20 тыс. польских дальнобойщиков. Однако собеседники Autonews.ru заявили, что пострадают в первую очередь не поляки, а белорусы.
После запрета российским и белорусским автоперевозчикам ездить в Европу в Польше стали массово открываться новые местные компании с белорусским капиталом, уверяет Коваль. По его данным, только за 2022 год в Польше было выдано более 10 тыс. новых лицензий на грузоперевозки, что стало рекордом и в 2,5 раза превысило показания 2021 года.
Однако значительная доля этих лицензий выдана фирмам с белорусским, реже с российским капиталом, уверен Коваль. Это позволяет белорусским перевозчикам обойти запрет на работу в Евросоюзе, так как формально они работают на польскую компанию.
Только за 2022 год в Польше было выдано 36 649 свидетельств водителя, так называемых розовых бумажек, для белорусских грузоперевозчиков, утверждает Коваль. Это больше, чем 20 тыс. польских дальнобойщиков, упомянутых Володиным.
Источник Autonews.ru в логистической отрасли подтверждает эту тенденцию. По его словам, белорусские бизнесмены сумели наладить поставки товаров из Европы и фактически захватили это направление. Работают они формально как фирмы, зарегистрированные в Европе, в первую очередь в Польше.
«Поляки» возят в том числе автомобили и автозапчасти
По словам двух источников Autonews.ru, через Польшу белорусские бизнесмены организовали в том числе и поставки автомобилей и автомобильных компонентов в Россию. Точнее, формально этот груз предназначен для стран Средней Азии и Азербайджана, но оттуда он или прямо направляется реэкспортом в Россию или вовсе доезжает до конечного пункта только «по документам», сразу оседая на российском рынке.
Формально это запрещено санкциями, именно поэтому источники просили не называть своих имен, опасаясь за свой бизнес. По их словам, сейчас это один из эффективных каналов поставок по параллельному импорту в первую очередь именно запчастей, наряду с ввозом через Турцию, Иран и Китай.
Если канал будет перекрыт, это отразится в том числе и на китайском направлении, уверен первый анонимный собеседник Autonews.ru.
«Не весь груз оседает в России. Часть действительно предназначена, например, для Казахстана. Если Россия запретит проезд польских фур, то придется гонять грузовики в Европу из Казахстана и обратно. В ответ Казахстан или другая страна региона может отказать в услугах автоперевозок своими машинами по своей территории уже из Китая в Россию в том числе легковых автомобилей», — сказал один из источников Autonews.ru.
Другой собеседник, который также предпочел остаться неупомянутым, подтверждает данные опасения. «Мы возим машины как раз из Китая через Казахстан в Россию, но видим, что конкуренты пользуются услугами белорусских фирм, в том числе работающих через Польшу. Это достаточно развитый канал поставок машин и запчастей по параллельному импорту», — сказал он.
От запрета выиграют не российские, а литовские дальнобойщики
Маршрут через Польшу не уникален, отмечает Коваль. Примерно также товары в Россию завозят компании из Прибалтики, в первую очередь из Литвы. И в случае санкций в отношении их польских конкурентов они только выиграют.
При этом в идею перегрузки товара на границе эксперт не верит.
«Среди исключений из контрсанкционного списка, то есть товаров, которые польские дальнобойщики могут легально ввозить в Россию, большую долю занимают грузы, которые перегрузить или перецепить к другому тягачу просто невозможно. Это в первую очередь негабариты и скоропортящиеся продукты», — отмечает эксперт.
По его мнению, логистически будет проще сменить польские транспортные компании на прибалтийские, чтобы, въехав в Россию, они довозили грузы до конечного пункта. Пострадают от этого как раз белорусские бизнесмены, зарегистрированные в Польше. Впрочем, эксперт предположил, что последние найдут способ въезжать из Польши в Белоруссию на польских фурах, а выезжать из страны в Россию уже на белорусских или российских, тем самым решив проблему.
Так или иначе, принятое депутатами обращение к правительству не имеет прямой силы и окончательное решение остается за кабинетом министров. Собеседники Autonews.ru выразили надежду, что там сознают значение польских автоперевозчиков, в том числе для параллельного импорта товаров в Россию, включая автомобили и их компоненты.
Autonews.ru отправил запросы в Минтранс, МВД и Минпромторг о том, как на практике может быть реализована идея депутатов. На момент публикации материала ответов получено не было.