В мае 2023 года оптовые цены на бензин дважды обновляли исторический максимум. Так, 16 мая стоимость одной тонны топлива АИ-95 достигла 60 608 руб. за тонну, а уже 17 мая — 61 409 руб. за тонну. Также рост цен затронул и АИ-92. На этом фоне Reuters со ссылкой на источники в правительстве сообщил, что власти России рассматривают возможность запретить экспорт бензина из страны. Ожидается, что такое решение предотвратит дефицит топлива и рост цен на него. Что будет с ценами на бензин и отразится ли это на автомобилистах, объяснили эксперты.
Почему растут цены на бензин
Рост цен на топливо идет на фоне ожидания пересмотра демпфера (механизм сдерживания цен на внутреннем рынке за счет бюджетных выплат нефтекомпаниям, которые получают их в том случае, если экспортная цена поставки выше, чем условная (фиксированная) цена на топливо на внутреннем рынке). Об этом Autonews.ru заявил автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян.
Эксперт объяснил, что правительство может поднять на 50% цену уровня экспортной поставки, что делает компенсации невозможными.
«Логично, что в такой ситуации идет рост цен на биржевых торгах и в рознице», — подчеркнул Кирьян.
Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что на рост стоимости топлива проявляло сразу целый ряд причин. Первый фактор — это сезонное повышение спроса (активизация экономической деятельности, которая обычно требует определенных объемов топлива, внутренний туризм, а также активные перевозки по стране). Вторая причина — плановый уход в это время НПЗ на ремонт. Эксперт заметил, что подобные явления характерны для каждого года, поэтому схожая динамика оптовых цен традиционно наблюдается в стране с марта по сентябрь.
«Я понимаю, что «обновила исторические максимумы» звучит устрашающе, однако ничего сверхординарного на данный момент не происходит», — заметил Баженов.
В свою очередь, ведущий аналитик компании «Алгоритм топливный интегратор» Виктор Костюков причину нынешнего роста цен видит в общей ситуации в стране. Он напомнил, что в прошлом году внутренний рынок пережил очень сложные времена: нефтеперерабатывающие заводы работали в штатном режиме, однако при этом экспортная выгрузка приостановилась.
«С прошлого года рухнули биржевые цены на топливо до минимумов нескольких лет. Оптовые цены достигли крайне низкой отметки, при этом розничные остались на прежнем уровне. В результате слишком большая маржа образовалась у независимых АЗС (20-25 руб. по московскому рынку)», — рассказал эксперт.
Однако ситуация в 2023 году стала стремительно меняться. По словам Костюкова, сейчас нефтяники уже нашли необходимые экспортные каналы, а также сократили внутреннее производство (тем более сейчас на АЗС началось традиционное время ремонтов и других плановых работ).
«В результате за счет того, что они сократили продажи на бирже, цены на топливо и пошли вверх», — резюмировал эксперт.
Что будет с розничными ценами на бензин
По данным Росстата, в период с 16 по 22 мая средние потребительские цены на бензин в России выросли на 14 копеек по сравнению с предыдущей неделей: цена составила составили 51,26 руб. за литр.
Средние цены на бензин АИ-92 выросли на 12 копеек — до 47,5 руб. за литр. Бензин АИ-95 подорожал на 17 копеек — до 51,79 руб. за литр. АИ-98 подорожал на 14 копеек — до 62,07 руб. Дизельное топливо в среднем подорожало 3 копейки — литр этого топлива в среднем стоит 58,13 руб.
В Москве за указанный период бензин подорожал на 0,3%, в Санкт-Петербурге — на 0,1%. Так, бензин АИ-92 стоил от 44,5 до 49,21 руб., АИ-95 — от 49,4 до 56,19 рубля, АИ-98 и выше — от 61,9 до 64,49 руб. за литр.
При этом простых автомобилистов Костюков призвал не переживать из-за возможного роста стоимости топлива на заправочных станциях. По его словам, разница межу оптовыми и розничными ценами сейчас сократилась до 10-15%, что является абсолютной нормой.
«Это нормальная маржа, с которой могут работать независимые АЗС. Оптовые цены, конечно, подпрыгнули, но розничным ничего не угрожает, кроме инфляции», — заключил эксперт.
👉 Литр бензина должен стоить 15 рублей
Аналогичного мнения придерживается Баженов. По словам эксперта, смотреть на «исторические максимумы» необходимо прежде всего относительно розничных цен.
«Сейчас в пропорциях между розничной ценой и биржевой ситуация даже лучше, чем была в 2021 году», — заметил он.
Похожим образом смотрит на ситуацию и доцент кафедры экономики РЭУ Александр Тимофеев. По его словам, рекордный майский рост оптовых цен был только в биржевой стоимости и «естественно, что до розницы и АЗС эти цены могли дойти не сразу, а только сейчас».
«Вообще если сравнивать цены на бензин с ценами в Европе и других странах, то в России они в среднем как минимум в два раза ниже. Некоторые могут посчитать рост сигналом возврата рынка к досанкционному, до скорее всего это общее оживление спроса везде и вместе с тем выравнивание цен глядя на состояние соседей», — заключил эксперт.
Потенциал для дальнейшего роста есть
Григорий Баженов отметил, что на фоне роста оптовой стоимости бензина в России розничные цены на топливо пока остаются на прежнем уроне. Однако эксперт считает, что по итогам года «они все же подрастут». При это он подчеркнул, что этот рост вряд ли будет «ярко выраженным и сможет превысить инфляцию».
«Возможно, это будет некое единовременное, резкое повышение цены, но также не исключается и противоположной тенденции — планомерного и медленного увеличения стоимости. В любом случае все будет в пределах инфляции», — заявил эксперт.
При этом Баженов напомнил, что обычно бензин и дизельное топливо дорожает в месяц в среднем на 10-13 копеек. Хотя безусловно бывает время, когда цены вообще не меняются или даже могут немного падать.
👉 98-й и 100-й бензин: в какие машины его лучше не заливать
Костюков считает, что стоимость бензина в стране может продолжить рост. Однако эксперт выразил сомнения, смогут ли нефтяники воспользоваться этим потенциалом.
«Следует понимать, что мы подошли сейчас к такой марже, которая позволяет независимым АЗС существовать, но не зарабатывать. Что будет дальше — покажет время», — подчеркнул он.
Что говорят власти
Глава Минэнерго Николай Шульгинов, выступая на Евразийском экономическом форуме, подтвердил, что в ведомстве идет обсуждение возможных ограничений на экспорт бензина из страны. При этом чиновник подчеркнул, что вопрос о полном запрете на поставки топлива не ставится.
«Слово «запрет» мы не упоминаем, мы говорим про ограничение. Министерство энергетики дает рекомендации компаниям по наращиванию предложения и на ограничения. На снижение, но не на запрет», — объяснил Шульгинов (цитата по ТАСС).
Обсуждение этой инициативы происходит на фоне планов правительства на год в два раза снизить демпфер, который призван сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке при резких колебаниях цен на нефть. В конце апреля об этом предложении заявил глава Минфина Антон Силуанов. Ожидается, что из-за новой корректировки демпфера выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд руб. в месяц. Необходимость таких мер чиновник объяснил тем, что стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от стоимости нефти марки Urals.
«Сейчас с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. руб. на тонну, раньше была меньше 2 тыс. за тонну. Если посмотреть, откуда она берется — за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — рассказал Силуанов.
Будет ли работать запрет
Возможную инициативу по прекращению экспорта бензина экспертное сообщество оценило неоднозначно. Например, Петр Кирьян считает, что краткосрочно такая инициатива может создать избыток предложения моторного топлива на рынке, но за квартал нефтяные компании отыграют это решение.
«Они могут наладить экспорт сырья грубой очистки или просто поставить часть мощностей на «профилактический ремонт», — пояснил эксперт.
По словам Баженова, это совершенно нормальная идея, которая может возникнуть у многих в головах в нынешней ситуации. Однако эксперт усомнился в реализации такой инициативы на практике. По его словам, максимум чего можно допустить этот то, что Минэнерго таким образом пытается сигнализировать участникам рынка о необходимости расширить предложения для поставщиков.
Autonews.ru направил запрос представителю Минэнерго.