branding imagebranding image
РБК АВТО
ОСАГО Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Таксистов попросили оставить без второй страховки. Почему это важно

В «Опоре России» потребовали притормозить норму о допстраховке для такси
«Опора России» потребовала отложить поправки о введении дополнительного страхового полиса для таксистов. Организация предупреждает о подорожании услуг, их опасения разделяет и объединение пассажиров
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»

Организация «Опора России» потребовала отложить второе чтение в Госдуме законопроекта, обязывающего водителей такси в том числе дополнительно страховать свою ответственность перед пассажирами, и доработать документ. Об этом говорится в письме на имя председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова (есть в распоряжении Autonews.ru). Указанный законопроект прошел первое чтение еще осенью 2018 года.

Госдума, как ожидается, должна рассмотреть поправки о введении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси (ОСГОП) во втором чтении 1 июня. Документ идет в дополнение к уже принятому закону о такси, нормы которого заработают с 1 сентября 2023 года.

Что должен изменить законопроект для пассажиров такси

Согласно пояснительной записке к документу, авторы законопроекта считают необходимым ввести обязательное страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые работают водителями в такси, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу перевозимых ими пассажиров.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press Законопроекты 22 декабря 2022 В России приняли закон о такси
Фото: Shutterstock Новости 6 июля 2022 ГИБДД хочет сделать агрегаторов такси организаторами перевозок

«В настоящее время все, на что может рассчитывать пострадавший пассажир такси, — это компенсация по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, максимальная выплата по которому в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, составляет 500 тыс. руб. При этом выплата за причинение вреда жизни пассажира при перевозках, осуществляемых, например, автобусом или троллейбусом <…> составляет 2 млн руб.», — говорится в документе.

Предусмотренные изменения должны распространить действие закона об обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков на перевозки легковым такси в размере до 2 млн руб. по рискам ущерба жизни и здоровью пассажиров. Поправки также подразумевают, что договор обязательного страхования должен заключаться с перевозчиком в отношении каждого транспортного средства, сведения о котором внесены в региональный реестр легковых такси. 24 мая думский комитет по финансовому рынку рекомендовал принять законопроект во втором чтении.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Услуги такси могут подорожать

Эксперты из «Опоры России» при этом указывают на возможные негативные экономические и правовые риски от принятия законопроекта. В их числе:

  • повышение стоимости услуг легкового такси для более чем 20 млн пользователей услуги легкового такси в России;
  • уход в тень 1 млн самозанятых водителей такси, работающих на арендованном транспорте;
  • социальную напряженность от введения дополнительного к ОСАГО обязательного вида страхования.

«Введение еще одного страхового полиса для каждого автомобиля такси предлагается в ситуации, когда, по данным официальной статистики, только треть легальных легковых такси в России имеют полис ОСАГО. Полагаем, что законопроект требует тщательной дополнительной экспертизы с последующим его изменением, включающим разработку правового механизма страхования ответственности перевозчика, отвечающего современной социально-экономической ситуации», — говорится в письме.

В «Опоре России» также попросили провести модернизацию ОСАГО для легкового такси и позволить в том числе покупать полисы через портал госуслуг.

Также исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин заявил о необходимости создать парламентскую рабочую группу для «выработки сбалансированных и доступных механизмов страхования ответственности участников рынка такси».

Схожее письмо на имя председателя правительства Михаила Мишустина отправил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Документ также имеется в распоряжении редакции.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

По мнению представителей объединения, основная причина отказа от легальной деятельности водителей такси в последнее время связана с отказами страховых компаний в заключении договора ОСАГО и с высокой стоимостью полиса. По данным объединения, в России действует порядка 400 тыс. разрешений на деятельность легковых такси, а договоров ОСАГО заключено на 200 тыс. автомобилей.

«После введения перестрахования стоимость полиса в отдельных регионах превысит 100 тыс. руб., — заявил Зотов в беседе с Autonews.ru. — При этом эти полисы и сейчас стоят недешево — от 50 тыс. руб. Непонятные правила получения полиса и отказ в ОСАГО, в такси и автобусных перевозках, но в такси данный вопрос выражен наиболее остро. Неполучение полиса приводит к запрету на работу легальных компаний перевозчиков».

Он указал, что если действующее законодательство при отсутствии ОСАГО предписывает предпринимателю прекратить перевозку пассажиров до момента заключения соответствующего договора страхования, то вступающий в силу с 1 сентября 2023-го закон № 580-ФЗ предусматривает аннулирование разрешения на право осуществления деятельности при отсутствии ОСАГО.

«Аналогично разрешение будет аннулироваться в случае введения обязательного ОСГОП (Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, за исключением такси и метро) при его фактической и ценовой недоступности. Отказы страховых компаний в заключении этих публичных договоров страхования федеральный закон № 580-ФЗ не учитывает», — заявил Зотов.

По мнению Зотова, изменения увеличат доходы страховщиков и при этом приведут к повышению стоимости услуг такси для граждан и перетеканию легального рынка в теневой.

«В настоящее время риски ущерба жизни и здоровью пассажиров добровольно страхуются агрегаторами такси, выплаты происходят быстро и справедливо. Введение ОСГОП приведет к отмене эффективно работающего страхования от агрегаторов, а на замену будет введен механизм неповоротливой и непрозрачной системы за счет пассажиров», — говорится в письме.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Авторы обращения попросили правительство России принять меры по установлению справедливых тарифов на ОСАГО для легковых такси, комплексно проработать вопрос страхования ответственности таксомоторных перевозчиков и направить в Госдуму заключение о нецелесообразности рассмотрения поправок в текущих экономических условиях. Также они попросили инициировать введение моратория на избыточные, по их мнению, нормы закона № 580-ФЗ об аннулировании разрешения на право осуществления деятельности при отсутствии полиса ОСАГО.

Пассажиров застрахуют на 2,5 млн руб.

Одним из инициаторов законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков выступила в 2017 году активистка Елена Гращенкова. Необходимость добавления такси в один блок с остальными видами транспорта — от метро до самолетов — она объяснила тем, что помимо добросовестных крупных агрегаторов такси на рынке существует значительное количество мелких сервисов — так называемых подключашек. Они, по мнению активистки, работают всерую, вести свой бизнес официально не планируют, и никаких платежей в случае ДТП пассажиры от них просто получить не смогут, так как зарегистрированы многие из них по несуществующим адресам в отдаленных регионах.

«Я занималась мониторингом добровольного исполнения обязательств со стороны «Яндекс.Такси» и «Максим». Это два крупнейших агрегатора в России, и у них действительно хорошо работает страховая политика в отношении потерпевших, — рассказала Гращенкова. — «Яндекс», к примеру, взял за модель именно тот самый законопроект об ОСГОП, который предполагает выплаты всем пассажирам на всех видах транспорта от метро, поездов до самолетов и сами добавили к нему такси. При том что такси только планировалось в этот документ добавить. И они используют аналогичные тарифы в 2 млн руб. У «Максим» другая схема — у них работает фонд для выплат потерпевшим водителям и пассажирам, но сумма такая же — 2 млн руб.».

По словам Гращенковой, законопроект об ОСГОП был нужен для того, чтобы эти выплаты пассажиры получали гарантированно. Ведь пока обе компании совершают платежи добровольно, и теоретически ничего не мешает им изменить условия для выплат компенсаций или вовсе от них отказаться.

«Получается, что с таким законом пассажир застрахован два раза — по ОСАГО на сумму до 500 тыс. руб., и дополнительную страховку до 2 млн руб. он сможет получить по ОСГОП. И это важная защита для пассажиров. Ведь даже 2,5 млн руб. зачастую на восстановление и покрытие ущерба может не хватать. Это, по-хорошему, должен дополнительно компенсировать сам сервис», — сказала Гращенкова.

Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»

На опасения со стороны таксистов и общественных организаций по поводу возможного подорожания услуг она ответила, что нужно снизить комиссию за заказы со стороны агрегаторов. По ее оценкам, эта сумма может достигать половины от стоимости поездки.

«Тариф поездки складывается из стоимости транспорта, горючего, работы водителя, цены автомобиля, а есть еще комиссия агрегаторов. Ее никто не контролирует, и она может достигать до 50% от провозной платы. И получается, что основную нагрузку несет перевозчик, а агрегаторы берут высокую комиссию. И если перевозчику на таких условиях не хватает денег, чтобы купить полис ОСАГО, кто-то должен подвинуться в цене. Комиссию нужно сократить, и тогда расходы водителей повышаться не будут», — аргументировала свою позицию Гращенкова.

Как заключила Гращенкова, введение мер уже помогло постепенному снижению аварийности в такси. Ее слова подтверждает и статистика. Так, по данным столичного дептранса, количество аварий с участием автомобилей такси в первом квартале 2023 года снизилось в Москве на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом число поездок на городском такси возросло на 10,5 млн по сравнению с январем—мартом 2022 года. Вместе с тем, по данным Центробанка, который провел анализ с 2018 года по март 2021 года, частота аварий с такси превышает среднюю частоту ДТП по всему рынку ОСАГО на 720%. Количество аварий с такси оказалось выше количества аварий с легковыми автомобилями физлиц в 7,6 раза.