К неожиданным проблемам на пути ввоза автомобилей и оригинальных запчастей в Россию столкнулись участники отрасли. Их причиной стал конфликт между Польшей и Россией: с 1 июня правительство Польши запретило въезд в страну зарегистрированных в России и Белоруссии грузовых автомобилей. Россия, в свою очередь, запрещает движение по территории страны большегрузных автомобилей, зарегистрированных в Польше. Почему водители рискуют остаться без автомобилей и запчастей, разбирался Autonews.ru
Через Польшу в Россию везли BMW и Audi
Автомобильная промышленность Польши считается одной из наиболее сильных в Европе. Однако для России она играет важную роль как транспортный хаб, пояснил в беседе с Autonews.ru источник в логистической отрасли. В том числе в Россию через эту страну поступают автомобили и запчасти.
«По всей Европе сформировались логистические хабы, где грузятся автомобили и автокомпоненты для отправки в Белоруссию и оттуда в Россию, в том числе через Польшу. Есть такой хаб в Болгарии, есть в Бельгии, в других странах. Поляки выступали именно как перевозчики», — отметил источник.
По его словам, из автомобильной номенклатуры везли как собственно автомобили, так и запчасти к ним. При этом речь идет почти полностью о европейских брендах. Японские или корейские автомобили и их детали ввозят через другие страны. Источник также обратил внимание на то, что ввозить машины, которые в Европе стоят дешевле 50 тыс. евро не выгодно. Поэтому запрет, в первую очередь, удалил по поставкам премиальных автомобилей.
«В теории я могу привезти и Renault Logan, и Skoda Rapid. Тем более, эти машины не подпадают под ограничения и не считаются роскошными. Но расходы на доставку от начальной цены не зависят, и цена перевозки бюджетных автомобилей такая же, как и на машины премиум-класса. Получается, добравшись до России эти машина значительно дорожают, что для покупателей в среднем ценовом сегменте критично. Кроме того, значительная часть бюджетных моделей производили в России, в Европе их теперь просто нет в нужном количестве. Таким образом, через Польшу шли машины в первую очередь премиальных европейских брендов: BMW, Mercedes, Audi, Land Rover и так далее», — поделился источник.
Как, в свою очередь, рассказал Autonews.ru руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев, именно через Польшу в Россию попадали оригинальные запасные части для иномарок из Европы и других стран.
«Особенность Польши была в том, что значительная часть оригинальных автозапчастей на автомобили из Евросоюза шло именно через нее, — отметил Мосеев. — Поляки охотно занимались этим бизнесом. Введение ограничения на проезд фур этот канал перекроют или сделают их максимально неудобными. Теперь, тем кто работает с параллельным импортом, Польшу придется менять каналы на другие».
Как подтвердил Autonews.ru замглавы комитета по интеллектуальной собственности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Анатолий Семенов, такие ограничения приведут к тому, что бизнесменам придется искать новых партнеров в области логистики и, в том числе, переключаться на перевозчиков из Прибалтики.
«Зеркальные ответные меры реагирования не всегда столь необходимы. Если фуры из Польши везут что-то для нас, не уверен, что стоит их сразу запрещать, даже если Польша не пускает наших перевозчиков. Конечно, поляки возили к нам все, что только можно, включая автомобили. Теперь придется переключаться», — сказал Семенов.
Как бизнес подстраивается под запреты
По словам собеседников Autonews.ru, канал поставок через Польшу является не единственным, и новые меры полностью его не перекроют.
«Я в последних числах мая говорил с белорусскими партнерами, они готовы на границе перецеплять фуру из Польши к седельному тягачу с белорусскими номерами и везти дальше. И даже перегружать товар с машины на машину. Запрета на поставку товаров нет, только на движение грузовиков», — говорит источник Autonews.ru.
По его мнению, новые правила ввоза не отразятся на стоимости доставки. Точнее, источник не исключил, что некоторые поставщики из спекулятивных соображений попытаются получить выгоду в моменте, но вскоре будут вынуждены вернуть прежние цены за свои услуги.
«В логистике растет конкуренция, и цены даже снижаются. Более того, если раньше стоял вопрос «Кто может привезти?», то теперь идет соревнование за то, кто привезет быстрее. Путь запчасти из Прибалтики до клиента в Москве уже сейчас может занимать всего десять дней», — говори источник.
В Минтрансе России заявили, что ограничения со стороны Польши не повлияют на сроки доставки товаров в импортном и экспортном направлениях.
В ведомстве напомнили, что в 2022 году подобный запрет уже вводил ЕС. «Успешный опыт реализации механизма перецепки/перегрузки, введенный в качестве ответной меры в России с 10 октября 2022 года, позволяет в полной мере обеспечить доставку необходимого объема и перечня товаров, следующих через границу», — отметили в Минтрансе.
Чиновники не ожидают и заторов в пунктах пропуска и на подъездах к ним. «С учетом имеющихся достаточных дополнительных возможностей российских приграничных терминалов, запрет не повлечет каких-либо сложностей с перевозкой экспортных и импортных грузов на европейском направлении», — заявили в ведомстве. В нем считают, что решение Польши носит больше политический, нежели практический характер.
Запрет движения фур — не главная проблема
Заместитель гендиректора компании «АвтоКомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов также подтверждает, что запрет движения фур через Польшу не вызовет коллапса на рынке автозапчастей.
По его словам, этот канал поставок уже много месяцев сокращается, так что новые решения правительств не приведут к существенным изменениям ситуации. По словам Плисова, куда более действенными санкционными мерами оказались запреты на денежные переводы.
«Деньги ходят все дольше, а оплата посредников стоит все дороже. Так на банковских транзакциях можно потерять от 8 до 12%. И это еще ты ничего не привез, а только оплатил товар», — говорит Плисов.
Источник Autonews.ru это подтверждает. По его словам, оплата автомобилей и автомобильных запчастей по параллельному импорту из Европы действительно становится все сложнее и дороже. Другой проблемой, по его словам, является давление в виде угроз вторичными санкциями на страны Центральной Азии, которые вынуждены бороться с тем, что некоторые фуры въезжают из Европы в Россию с товаром, который по документам предназначен для Казахстана или Узбекистана, но до этих пунктов назначения не доходит. В итоге уже Казахстан препятствует тому, чтобы автовоз с машинами для его рынка «терялся» в России на пути из Европы.