В России существенно увеличились риски для виновников автомобильных аварий, даже если у них есть действующие полисы ОСАГО. Это связано с увеличением стоимости кузовных запчастей на многие автомобили. Одна деталь, требующая замены, такая как фара или бампер, уже сейчас может стоить более 400 тыс. руб., а это выше лимита выплаты по ОСАГО. Оплачивать разницу приходится виновнику ДТП.
«Притер» на 580 тыс. руб.
С одним из подобных случаев на условиях анонимности удалось ознакомиться Autonews.ru. Водитель, по его собственному выражению, «притер» дорогой кроссовер премиум-бренда. Пострадали накладка на бампер, катафот, подножка и колесный диск. Предварительно в страховой стоимость ремонта оценили на сумму 200 тыс. руб., однако в итоге она составила 580 тыс. руб., из которых более 560 тыс. руб. пришлось на запчасти.
Страховая компания пострадавшего оплатила ремонт. 400 тыс. руб., а это максимальная сумма, предусмотренная законом, были выплачены по ОСАГО. Оставшиеся 180 тыс. руб. были потребованы страховой с виновника небольшого ДТП.
Отметим, что речь идет не об автомобиле люкс-марки вроде Bentley Bentayga, Rolls-Royce Cullinan или Lamborghini Urus, а о значительно более массовом кроссовере, какой регулярно встречается на дорогах.
Autonews.ru обратился в сервис Drom.ru за актуальными ценами на кузовные запчасти и убедился, что стоимость даже единичных деталей может превышать 400 тыс. руб., которые оплачивает страховая по полису ОСАГО. Так, например, чаще всего по страховке приходится менять задний бампер — это последствие классической аварии из-за невнимательности в пробке. Стоимость такой детали для внедорожников Range Rover или BMW X7 приближается к 500 тыс. руб. При этом, помимо бампера, могут пострадать и задние фонари, не говоря уже о пятой двери. Их стоимость также может измеряться сотнями тысяч рублей.
Автомобили с самыми дорогими запчастями
Запчасть | Модель | Цена, руб. |
Задние фонари | Audi A8 | 312 000 — 458 000 |
Lexus LX600 | 105 000 — 189 000 | |
Cadillac Escalade | 151 000 — 250 000 | |
Audi Q8 | 103 000 — 325 000 | |
Ford Explorer | 75 000 — 124 000 | |
Фары | BMW X7 (G07) | 160 000 — 635 000 |
BMW 5-Series (G30/G31/G38) | 178 000 — 527 000 | |
Land Rover Range Rover (L405/L460) | 116 000 — 611 000 | |
Jaguar E-Pace | 115 000 — 431 000 | |
Lexus LX 600 | 307 000 — 508 000 | |
Задний бампер | Porsche Cayenne Turbo | 78 000 — 92 000 |
BMW X7 (G07) | 360 000 — 492 000 | |
BMW 7-Series (G11/G12) | 82 000 — 188 000 | |
BMW X6 (G06) | 159 000 — 180 000 | |
Land Rover Range Rover (L405) | 178 000 — 459 000 | |
Передний бампер | Mercedes-Benz E-Class AMG V (W213) | 95 000 — 130 000 |
Porsche Panamera | 115 000 — 146 000 | |
BMW 7-Series (G11/G12) | 130 000 | |
Mercedes-Benz GLE-Class (C292) | 88 000 — 249 000 | |
Volkswagen Touareg (CR7) | 146 000 | |
Решетка радиатора | Lexus LX570 | 80 000 — 318 000 |
Toyota Land Cruiser | 70 000 — 305 000 | |
Land Rover Range Rover (L405) | 73 000 — 241 000 | |
Jaguar XE | 47 000 — 213 000 | |
Cadillac Escalade | 94 000 — 123 000 | |
В Drom.ru отмечают, что в последние месяцы стоимость кузовных запчастей, цены на которые резко выросли в 2022 году, стала снижаться. Это объясняется следствием развития параллельного импорта и падением стоимости тех деталей, высокие цены на которые были вызваны исключительно дефицитом.
Отдельные позиции подешевели на 10–30%, но все зависит от конкретной запчасти и есть обратные примеры подорожания, отмечают в Drom.ru.
Как сейчас осуществляется ремонт по ОСАГО
Страховая компания оплачивает стоимость запчастей в соответствии со справочниками Российского союза автостраховщиков (РСА), которые регулярно обновляются. Действующая редакция справочников была принята 19 марта 2023 года, однако в РСА уже в мае начали обсуждать ее изменение.
Как рассказал Autonews.ru член правления российского Союза автосервисов Илья Плисов, тех денег, которые страховщики платят по ОСАГО, на ремонт автомобиля с использованием новых оригинальных деталей не хватает. Соответственно, либо клиент соглашается на использование неоригинальных или подержанных деталей, либо в ремонте ему отказывают.
«Если клиент не соглашается на неоригинальные или б/у запчасти, то сервис отказывает в ремонте и отправляет его обратно в страховую компанию. Если у страховой больше нет договоров с другими станциями техобслуживания в данном регионе, то клиент неминуемо получает компенсацию по ОСАГО деньгами», — говорит Плисов.
Свой тезис о том, что выплаты по ОСАГО не покрывают стоимость оригинальных запчастей, Плисов подкрепил стоимостью деталей для премиального кроссовера BMW X5. При этом суммы, которую выплачивают страховые компании, достаточно для использования б/у запчасти или неоригинального аналога.
Стоимость кузовных запчастей на BMW X5 2019 года. Данные компании «ЕвроАвто» на 31.05.2023
Запчасть | Оригинал, руб. | Аналог, руб. | Б/у, руб. | В каталоге РСА, руб. |
Фара левая | 708 676 | отсутствует | 209 662 | 350 209 |
Фара правая | 678 052 | отсутствует | 209 662 | 350 141 |
Капот | 169 103 | отсутствует | 115 000 | 130 146 |
Бампер | 163 087 | отсутствует | 51 136 | 127 427 |
Крыло переднее левое | 113 375 | отсутствует | 50 000 | 57 931 |
Крыло переднее правое | 142 645 | отсутствует | 50 000 | 57 931 |
Лобовое стекло | 158 698 | отсутствует | 34 000 | 66 931 |
Фара противотуманная левая | 38 183 | 11 986 | 11 499 | 15 087 |
Фара противотуманная правая | 38 183 | 11 986 | 11 433 | 15 087 |
Похожая картина складывается при ремонте не только премиальных автомобилей, но и машин массового сегмента с той разницей, что у них одна только фара не будет стоить 700 тыс. руб. Тем не менее последствия лобового удара на небольшой скорости для Skoda Octavia, требующие замены бампера, фар, капота и крыльев, уже не уложатся в лимит 400 тыс. руб. при условии использования оригинальных деталей.
Стоимость кузовных запчастей на Skoda Octavia 2016 года. Данные компании «ЕвроАвто» на 23.05.2023
Запчасть | Оригинал, руб. | Аналог, руб. | Б/у, руб. | В каталоге РСА, руб. |
Фара левая | 131 051 | 45 210 | 32 990 | 42 804 |
Фара правая | 82 872 | 44 950 | 32 990 | 60 212 |
Капот | 53 676 | 17 144 | 44 774 | 22 131 |
Бампер и передняя решетка | 20 427 | 6 438 | 11 826 | 8252 |
Крыло переднее левое | 23 852 | 7990 | 23 318 | 11 333 |
Крыло переднее правое | 23 852 | 6290 | 16 925 | 7 260 |
Лобовое стекло | 45 788 | 14 800 | 42 124 | 13 735 |
Фара противотуманная левая | 18 810 | 4220 | 3749 | 4053 |
Фара противотуманная правая | 16 049 | 4970 | 5417 | 2896 |
По словам Плисова, это не означает, что автосервисы поголовно отказываются от ремонта по ОСАГО.
«Основная часть договоров страховых компаний расторгалась с официальными дилерскими сервисами. В моменте они потеряли доступ к складам, а большого числа договоров со свободными дистрибьюторами на тот момент не было. Сейчас все возвращается, допускаю, что уже пошла обратная волна по восстановлению числа СТО с договорами», — говорит эксперт.
Платить придется даже за застрахованную машину
В случае, если 400 тыс. руб., выплаченных страховой компанией по ОСАГО, на ремонт не хватает, пострадавший вправе потребовать разницу с виновника ДТП. Это право зафиксировано в определении Верховного суда от 26 июля 2022 года.
При этом, если машина потерпевшего застрахована по каско, то страховая оплатит стоимость ремонта, а потом потребует недостающую сумму с виновника. По словам Плисова, суды в таких делах почти всегда встают на сторону страховых компаний.
Тем не менее в РСА отмечают, что ситуации, когда превышается лимит в 400 тыс. руб., случаются редко. Так, в апреле средняя сумма выплат пострадавшим по ОСАГО составила 86,5 тыс. руб., причем она снизилась на 1% относительно мая.
Тем, кто опасается стать виновником аварии с суммой ущерба, превышающей 400 тыс. руб., страховщики традиционно рекомендуют оформлять полисы дополнительного добровольного страхования. Их стоимость, как правило, невелика, но поскольку такая услуга не подпадает под правила ОСАГО, то в договорах добровольного страхования могут быть свои нюансы.
В частности, лимит выплат по таким полисам может суммироваться на все страховые случаи, произошедшие по вине клиента страховой компании за период действия договора. В случае с ОСАГО предел в 400 тыс. руб. распространяется на каждое ДТП в отдельности и за срок действия полиса страховая компания в теории может выплатить существенно больше этой суммы.