В МВД России разработали порядок ограничения права управления транспортными средствами в отношении автомобилистов, которые не явились по повестке в военкомат. Проект приказа опубликован на портале правовой информации. Юристы в беседе с Autonews.ru объяснили, как будет работать норма, когда запрет можно снять и какой штраф грозит тем, кто нарушит ограничение и сядет за руль.
Что это за порядок
Согласно пояснительной записке, проект приказа МВД России подготовлен, чтобы у ведомства был четкий утвержденный план действий при наложении мер ограничительного характера на автомобилистов, которые стоят на воинском учете, но не явились в военкомат по повестке без уважительной причины.
Его появление стало следующим шагом после принятия 14 апреля закона, меняющего систему оповещения призывников. Как пояснял глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов, документ не только вводит электронные повестки и единый реестр, но и устанавливает новые ограничения для тех, кто не приходит в военкоматы.
«Если человек не получает повестку или делает вид, что не получает, то он будет обязан во время следующего призыва в течение двух недель добровольно явиться в военный комиссариат. Если он этого не сделает, то ему за цифровой подписью военного комиссара придет уведомление о том, что вводятся ограничения на выезд и последуют другие ограничительные меры», — говорил Картаполов.
Среди «других ограничительных мер» — временный запрет на вождение.
Когда будет подписан приказ МВД, по словам опрошенных Autonews.ru юристов, у ГИБДД будет отдельный документ, регламентирующий всю процедуру от введения ограничения до ее отмены.
Как скоро после неявки в военкомат водительские права перестанут работать
Как указано в пояснительной записке, ограничение права на управление транспортными средствами будет действовать в отношении физических лиц, которые стоят на воинском учете, но не явились без уважительной причины в военный комиссариат по врученной повестке. На явку у гражданина есть 20 календарных дней со дня, указанного в повестке: после этого военные комиссары будут формировать решение о принятии временных мер.
Таким образом, порядок следующий:
- В Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, поступает решение об ограничении права на управление транспортными средствами.
- В течение суток после поступления такого решения в базу МВД информация об ограничении вносится «в специальное программное обеспечение федеральной информационной системы» ГИБДД. С этого момента права водителя считаются недействительными — выявить этот факт смогут инспекторы ГИБДД при личной остановке автомобилиста и проверке документов.
- При отмене временных мер ограничение должно быть снято не позже чем через сутки после появления этой информации в базе. Поводом для отмены может в том числе стать явка в военкомат. А также удовлетворенная жалоба автомобилиста, в которой он, к примеру, доказал, что не обязан был исполнять требование о явке (согласно подп. «б» и «в» п. 3 ст. 35.5 закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Зачем понадобилась отдельная схема
Как объяснил в беседе с Autonews.ru адвокат Сергей Жорин, новый порядок значительно упрощает весь процесс ограничения действия водительских прав для уклонистов от армии. Он предположил, что эту меру в МВД планируют использовать в массовом порядке.
«Изначально я ожидал, что этим будут заниматься приставы. Ведь у них уже есть отработанный механизм наложения различных ограничений: например, на выезд за границу или на то же ограничение действия водительских прав. Но, как я понимаю, этот процесс решили упростить. Так, приставы накладывали ограничения не сами, а направляли материалы в ответственные органы. Если это запрет на выезд — то в федеральную пограничную службу, если на право управления — в ГИБДД. В данном случае приставов и суды убрали из этой цепочки, а алгоритм оставили тот же самый», — сказал Жорин.
По его оценке, наложением ограничений, таким образом, будут заниматься сотрудники из структуры МВД, которым не понадобится никаких судебных актов.
«Значительно упрощается вся процедура, но общий алгоритм наложения ограничения на действие прав остается прежним, точно так же будут уведомлены все соответствующие инстанции. Как я понимаю, лишние звенья убрали, чтобы оперативнее реализовывать эти меры. Вероятно, намечается массовость этих мероприятий. Поэтому цепочка действий максимально упрощена. Просто поменялись действующие лица-исполнители, а нормативные документы будут приведены в соответствие с этой идеей», — объяснил адвокат.
Как будут штрафовать, если сесть за руль после ограничений
Если автомобилист с временно недействительным водительским удостоверением все-таки сядет за руль, ему грозит такая же ответственность, как если бы он был лишен водительских прав. В этом уверен адвокат Жорин.
«Если такой водитель все равно сел за руль и его на пути остановил инспектор ГИБДД, ответственность будет такая же, как и для «лишенцев». Процедура в таком случае следующая: водителя останавливают, проверяют документы, выявляют нарушение, отстраняют от управления автомобилем и накладывают взыскание», — объяснил адвокат.
Согласно ч. 2 ст. 12.7 КоАП, за управление транспортным средством водителю, лишенному прав, грозит штраф 30 тыс. руб. либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.
В том, что нарушителя ждет именно такая ответственность, уверен и адвокат Серей Радько.