Ровно 114 лет назад, 8 июня (26 мая по старому стилю) 1909 года, на заводе в Риге был выпущен первый российский серийный автомобиль. Машина получила название «Руссо-Балт» С24 и уже через несколько лет она стала известна не только в России, но и по всему миру. Autonews.ru собрал главные факты о первом серийном российском автомобиле, который оставил позади своих зарубежных конкурентов.
От ж/д вагонов до первого автомобиля
До начала выпуска первого серийного автомобиля акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» — РБВЗ — занималось производством в Риге железнодорожных вагонов, трамваев и различной сельхозтехники. Однако из-за тяжелого финансового положения к концу первого десятилетия ХХ века руководству пришлось искать новые пути развития своего предприятия. В результате в 1908 году у РБВЗ появляется собственный автомобильный отдел, руководителем которого стал Иван Фрязиновский.
Компанию ему в новом проекте акционерного общества составил 26-летний швейцарец Жюльен Поттера, который к тому времени уже успел поработать в Бельгии на местном автомобильном концерне Fondu и спроектировал там шесть моделей. Утверждается, что переманить иностранного специалиста Русско-Балтийский вагонный завод смог с помощью более высокой заплаты и обещания творческой независимости для инженера. Еще одним конструктором автомобильного подразделения РБВЗ стал Дмитрий Бондарев, который попал туда после окончания Харьковского технологического института.
«Построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе автомобиль на днях совершил пробную поездку, которая дала очень хорошие результаты. Этот автомобиль гоночной системы имеет 24 л. с. и будет участвовать в предстоящих автомобильных гонках Петербург — Рига. Это первый случай постройки автомобиля не только в Риге, но и в России», — писала газета «Рижская жизнь».
Иностранные комплектующие и технические характеристики
Первые «Руссо-Балты» С24/30 собирали из деталей иностранного и российского производства. При этом Жюльен Поттера абсолютно не стеснялся применять на автомобилях конструкторские решения, которые он опробовал еще в Бельгии. Так, шасси автомобиля практически полностью было позаимствовано у бельгийских Fondu. В движение машину приводил четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 4,5 л. Мощность агрегата составляла 30 л.с. Позже отдачу агрегата увеличат до 40 л.с. Также автомобиль получил механический ручной тормоз, французский карбюратор Zenith, трехступенчатую коробку передач (позже заменят на четырехступенчатую и карданную передачу, что тогда являлось новшеством). Колесная база автомобиля составляла 3160 мм, задний мост — симметричный. «Руссо-Балт» С24/30 мог разогнаться до впечатляющих на тот момент 70 км/ч и при этом отличался хорошей проходимостью. Также он считался очень надежной машиной.
Спортивные рекорды
Для демонстрации своих возможностей автомобили тех времен в обязательном порядке отправляли для участия в гонках или длительных марафонах. Так, уже в 1909 году «Руссо-Балт» С24/30 отправился в свой первый автопробег по маршруту Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург, где одержал убедительную победу. Автомобиль смог без поломок добраться до финиша, при этом не заработав ни одного штрафного очка.
В 1911 году «Руссо-Балт» решил построить специальную версию автомобиля под названием С24/55 специально для участия в различных спортивных соревнованиях. Такую машину инженеры оборудовали пятилитровым мотором мощностью 55 л.с. и поршнями из алюминиевого сплава. Максимальная скорость спорткара составила 130 км/ч. Спустя год С24/55 под управлением гонщика и автомобильного журналиста Андрея Платоновича Нагеля принял участие в «Ралли Монте-Карло». Эта гонка начиналась в Санкт-Петербурге и заканчивалась в Монако.
Несмотря на серьезных соперников, в том числе в лице Renault, Peugeot, Mercedes, машина «Руссо-Балт» прибыла к финишу первой. Также автомобиль получил специальный приз за надежность, так как смог избежать серьезных поломок во время всего заезда. Еще одно достижение «Руссо-Балт» — покорение вулкана Везувий. После таких впечатляющих результатов на родине создатели машины были награждены государственными наградами и сам автомобиль пополнил царский гараж.
«Блестящие результаты, достигнутые автомобилями «Руссо-Балт» на пробегах и гонках по России, и победа над иностранной конкуренцией, ясно свидетельствуют о многих преимуществах русско-балтийских автомобилей, из которых главным является то, что они спроектированы для наших русских дорог, на них же испытаны — одним словом, выросли на родной почве», — рекламный проспект «Автомобили Русско-Балтийского завода» 1913 года.
«Дубль-фаэтон» и машина на гусеницах
Помимо С24/55 «Руссо-Балт» разрабатывал другие версии своего автомобиля. Уже в 1909 году на заводе в Риге стартовал выпуск младшей модели К12/15. Эта машина с колесной базой в 2655 мм оборудовалась двигателем объемом 2,2 л. Также у модели появились версии с открытым и мягким верхом — «торпедо» и «дубль-фаэтон». Кроме этого покупателям предлагались такие модификации машины, как «лимузин» и «ландоле».
В 1912 году был представлен грузовик «Руссо-Балт» M24/35. Его грузоподъемность составляла 2 тонны. В 1913 году на базе «Руссо-Балт» С24/40 был построен полугусеничный автомобиль с лыжами для зимних поездок по бездорожью. С началом Первой мировой войны такие машины активно начинают использоваться военными и медиками. Также модели рижского завода часто становятся штабными автомобилями. Кроме этого, на шасси «Руссо-Балта» во время войны запустили производство настоящих броневиков.
Цена и гарантия
Как и все автомобили в то время, «Руссо-Балт» стоил больших денег. Например, машина в кузове «дубль-фаэтон» оценивалась в 7800 руб. «Лимузин» стоил еще дороже — 8400 руб. Это делало машины «Руссо-Балт» даже дороже импортных аналогов примерно на 400–500 руб. При этом средняя месячная зарплата рабочего тогда составляла около 30–35 руб. Также автомобили «Руссо-Балт» активно экспортировались за рубеж, где были популярны благодаря спортивным достижениям.
На все машины РБВЗ действовала гарантия сроком на шесть месяцев. Как говорится в рекламном документе, акционерное общество обещает бесплатно починить или заменить новыми «поломанные детали», если они вышли из строя не по вине водителя, а «вследствие недоброкачественного материала».
Эвакуация и «Промбронь»
Во время войны из-за тяжелой обстановки на фронте завод решили эвакуировать по частям в Москву, Тверь и Петроград. Там производство машин продолжалось вплоть до 1918 года, когда предприятие было национализировано. Считается, что за все время «Руссо-Балту» удалось выпустить немногим больше 1000 своих автомобилей.
В 1920-е годы на предприятии в Москве пытались возобновить производство машин. С конвейера завода сошло не больше десяти моделей под названием «Промбронь». По сути, эти автомобили представляли собой переделанные «Руссо-Балт» С-24/40». После этого производство машин было свернуто, а на заводе начали выпуск самолетов.