Идея с перезапуском автомобильного бренда «Москвич» в России оказалась заразительна. В начале лета вице-премьер и министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что на Горьковском автозаводе обсуждают возрождение легкового производства с брендом «Волга». А 13 июня, перед стартом Петербургского международного экономического форума, Мантуров допустил возобновление выпуска машин под маркой «Ока».
Autonews.ru вспомнил восемь советских и российских автомобильных брендов, которые могли бы пригодиться в нынешних экономических реалиях. А также запросил нейросети Lexica и Kandinskiy представить, как они могли бы выглядеть.
«Ока» и что с ней стало
Разработку компактного переднеприводного автомобиля начали на Волжском автозаводе фактически сразу, как только там было создано конструкторское бюро. Однако этот проект оказался долгостроем.
На ВАЗе успели запустить в производство полноприводную «Ниву», переднеприводное и более крупное семейство ВАЗ 2108–2109 и только затем, в 1988 году, выпустить «Оку». Машина фактически заменила в стране, во-первых, «Запорожец», который сменили на более крупную и престижную «Таврию», а во-вторых, мотоколяски Серпуховского завода, выпускавшиеся для инвалидов.
«Ока» выпускалась до 2008 года и долгое время была самым доступным новым автомобилем в России. Прекращению ее производства способствовало два обстоятельства. Во-первых, в стране был принят закон о монетизации льгот, поставивший крест на закупках машин «Ока» с управлением для инвалидов за государственный счет. А во-вторых, были введены экологические стандарты Евро-2. Переделывать мотор «Оки» под Евро-2 АвтоВАЗ, выпускавший двигатели, отказался.
Чем может стать «Ока»
Изначально автомобиль «Ока» должен был называться «Кама». Для его выпуска в Татарстане, в городе Елабуге, строился большой завод. Вообще, предприятие проектировалось под выпуск тракторов и танков, затем его перепрофилировали под гражданские машины, а в итоге оно заработало только в 1990-е как площадка по сборке иномарок.
Начиналось все со сборки Chevrolet Blazer, а теперь обернулось выпуском китайских фургонов JAC под российской маркой Sollers. Однако идея выпуска компактного автомобиля «Кама» не умерла. Еще в 2020 году такой электрокар совместно с КАМАЗом сделал питерский Политех. Сейчас это проект Atom — компактный электромобиль, который вполне может стать идеологическим наследником «Оки».
«Волга» и что с ней стало
Автомобили марки «Волга» выпускали на Горьковском автозаводе с 1956 по 2010 год. За это время они занимали самые разные ниши.
При СССР «Волга» представляла из себя, во-первых, машину чиновников и руководителей госпредприятий среднего уровня, а во-вторых, самую престижную и дорогую машину отечественного производства, которую в теории можно было купить в частном порядке.
В 1990-е «Волга» превратилась в весьма популярный автомобиль из категории «лучшее соотношение цены и размера». Качество заметно упало, зато стоимость оказалась даже ниже, чем у более компактных машин Lada.
В 2000-е бренд пытались возродить за счет американских технологий, купив лицензию на производство старого поколения Chrysler Sebring и запустив его сборку как Volga Siber.
Чем может стать «Волга»
Официально в компании ГАЗ Autonews.ru не прокомментировали слова Мантурова о перезапуске «Волги», но большинство экспертов сходятся во мнении, что под этим брендом в Нижнем Новгороде может стартовать сборка китайских седанов бизнес-класса с последующим повышением локализации.
Такой автомобиль востребован хотя бы по причине ухода из России таких моделей, как Toyota Camry, Ford Mondeo, Hyundai Sonata, которые пользовались популярностью у чиновников. К тому же на ГАЗе осталась производственная площадка, где до 2022 года делали легковые машины Volkswagen и Skoda.
«Победа» и что с ней стало
Легендарные автомобили «Победа» были активными участниками дорожного движения в России вплоть до начала 1990-х годов, притом что саму машину сняли с производства еще в 1958-м. «Победа» стала первой полностью самостоятельной легковой моделью ГАЗа и символом послевоенного автопрома СССР.
По легенде, машину хотели назвать «Родина», но на смотрах у верховного руководства в Кремле Сталин спросил у представителей завода: «Ну и почем думаете Родину продавать?» Автомобиль тут же переименовали.
«Победа» стала одним из первых легковых автомобилей в мире с несущим кузовом и интегрированными передними крыльями, прорывом для отечественного автопрома. Однако уже к концу 1950-х она устарела. Что не помешало тому же Мантурову еще в 2022 году в интервью РБК допустить возрождение бренда.
Чем может стать «Победа»
На смену «Победе» в свое время пришла как раз «Волга», так что возрождение обеих марок, на первый взгляд, выглядит странно. Но у ГАЗа для «Победы» может найтись и другая рыночная ниша.
Дело в том, что в середине прошлого века Горьковский автозавод активно экспериментировал в области комфортабельных внедорожников, а предназначенный для маршалов ГАЗ-61 и вовсе считается первым премиальным вездеходом в истории мирового автопрома.
Одной из последних моделей стал серийный М-72, по сути та же «Победа», но с полным приводом и увеличенным дорожным просветом. К тому же эту модель можно считать и первым в мире кросс-купе, статус которого в современной истории автопрома закреплен за BMW X6.
У ГАЗа есть полноприводное рамное шасси от семейства «Газель» — «Соболь». Сделать на его основе большой и комфортабельный внедорожник завод мечтает с 1990-х. Нынешняя эпоха импортозамещения как нельзя подходит для того, чтобы воплотить эти планы. Почему бы не под брендом «Победа»?
«Чайка» и что с ней стало
Автопром СССР фактически представлял из себя единый государственный автоконцерн с разными автозаводами, у каждого из которых была своя специализация. И еще в 1950-е стало ясно, что между среднеразмерной «Победой» и огромным представительским ЗИСом образовалась, как сказали бы сейчас, пустующая рыночная ниша.
Ее заполнил тот же ГАЗ, предложив для госучреждений сначала автомобиль ЗИМ, а затем и пришедшую ему на смену «Чайку».
К концу 1980-х «Чайка» устарела, и предприятие планировало заменить ее новой «Супер-Волгой» — полноприводной моделью 3105. Но начатая главой государства Михаилом Горбачевым борьба с привилегиями фактически оставила этот проект без должного финансирования.
Чем может стать «Чайка»
Как и при СССР, в России наблюдается дефицит машин, которые заняли бы нишу между наследником сталинского ЗИСа, в роли которого выступает Aurus, и седанами бизнес-класса, которыми могли бы стать возрожденные «Волги».
Иными словами, Aurus выступает машиной для первых лиц государства, «Волга» станет транспортом для каких-нибудь начальников отделов, а, например, приличному губернатору и тем более мэру областного центра вроде Уфы или Мурманска перемещаться, оказывается, не на чем, кроме старого «Мерседеса».
В том же Китае уже есть автобренды, выпускающие премиальные машины. И в партнерстве с ними вполне можно было бы воссоздать «Чайку».
РАФ, «Лада-Надежда» и что с ними стало
Мы сознательно отбирали в этот материал только машины, выпускавшиеся на территории Российской Федерации и предшествующей ей РСФСР, и не брали автомобили из бывших стран СССР. Но для латвийских микроавтобусов Рижской автомобильной фабрики РАФ мы сделали исключение.
Причина? Все дело в том, что РАФ, он же рафик, — это машина, созданная коллективным трудом инженеров СССР на базе «Волги» и выпускавшаяся не только в Риге и Елгаве, но (в первом поколении) и в Ереване под маркой ЕрАЗ. У нее российский мотор, российская подвеска, отчасти российские конструкторские решения.
После распада СССР легкового микроавтобуса с несущим кузовом на территории СНГ не стало. Точнее, ЕрАЗы выпускали до середины 1990-х, но это были фургоны. Исключением стал экспериментальный ВАЗ-2120 «Надежда» — минивэн на базе длиннобазной «Нивы», который собирали в Тольятти в 1990-е и 2000-е годы.
Чем может стать РАФ
Формальной заменой рафику стал пассажирский ГАЗ «Соболь», а «Надежде» — семиместный вариант Lada Largus. На деле Largus сейчас не выпускается, а «Соболь» — это большая рамная машина.
Таким образом, в России наблюдается дефицит пассажирских автомобилей вместимостью от семи до девяти человек, причем компактных, экономичных и дешевых.
Ровно в таком автомобиле, к тому же полноприводном, очевидно, нуждается Ульяновский автозавод, выпускающий свои «буханки» с неприличных времен. В Ульяновске налаживают выпуск грузовичков Sollers Argo, которые конструктивно похожи на легендарные Mitsubishi Delica. Их пассажирские версии вполне могут заменить рафики и «Надежды».
Marussia и что с ней стало
В 2008 состоялась презентация новой марки Marussia, которая обещала выпустить спорткары под российским брендом. Позже Marussia даже обзавелась собственной командой в «Формуле-1».
Уже тогда многие близкие к проекту люди отмечали, что сам он затеян с целью доказать властям России социальную ориентированность инвесторов «Маруси» — мол, это не только бизнес, но и попытка вывести российский автопром на уровень Ferrari или Aston Martin.
В итоге в России реально было выпущено несколько десятков машин с иностранными компонентами и российскими мелкосерийными кузовами, после чего многие разработчики Marussia перешли на работу в НАМИ и присоединились к проекту Aurus.
Чем может стать Marussia
При всей спорности изначального проекта в России нет и до тех пор не было национального производителя спортивных машин. А потребность в таковом ощущается.
Речь не идет о крупносерийном производстве, скорее о выпуске небольших серий из нескольких десятков автомобилей в год. Условия импортозамещения, с одной стороны, ограничивают использование в Marussia импортных двигателей и коробок передач, а с другой — ограждают марку от иностранных конкурентов. Последнее означает, что вполне возможно заменить, например, импортный V8 отечественным аналогом, выпуск которого как раз возобновили на Заволжском моторном заводе.
Ё-мобиль и что с ним стало
Еще одним вариантом выпуска отечественных высокотехнологичных автомобилей стал проект ё-мобиля, который по факту был частью избирательной программы бизнесмена Михаила Прохорова, который в конце 2000-х решил заняться политикой.