branding imagebranding image
РБК АВТО
Ford Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

Машины для Бонни и Клайда, Мэла Гибсона и ГИБДД: Ford исполнилось 120 лет

Американской компании Ford исполнилось 120 лет
Вспоминаем самые культовые модели американской компании Ford, которая 16 июня 2023 года отметила свой 120-летний юбилей
Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Компания Ford Motor отмечает свой день рождения 16 июня. Именно 120 лет назад американский инженер Генри Форд, получив от финансистов $28 тыс., решает основать свою собственную фирму по производству машин. Уже в скором времени эта компания полностью изменит автомобильный мир.

Autonews.ru вспомнил самые известные модели легендарного бренда, сыгравшие важнейшую роль в истории компании и автомобилестроения в целом.

Ford T

Ford T стал первым крупносерийным и по совместительству «народным» автомобилем в мире. Первые экземпляры машины были выпущены еще в 1908 году, а спустя шесть лет началась его конвейерная сборка на заводе в Детройте, которому в скором времени предстоит стать настоящей столицей автомобилестроения. Благодаря простоте в конструкции творение Генри Форда, которое быстро получило прозвище Жестянка Лиззи, стоило чуть больше $800, тогда как ценник на другие машины того времени обычно переваливал за $2 тыс. Таким образом, благодаря Ford T автомобиль стал не просто игрушкой для богачей, а относительно доступным средством передвижения.

Ford Model T Roadster Pickup, 1912 год
Ford Model T Roadster Pickup, 1912 год (Фото: autowp.ru)

Несмотря на свою простоту, Ford T считался весьма надежным автомобилем, хотя некоторые детали были сделаны из дерева. В его основе лежала рама из прочной стали, а в движение автомобиль приводил достаточно мощный для тех времен четырехцилиндровый 20-сильный мотор. Разогнаться Ford T мог до 70 км/ч. Также автомобиль получил двухскоростную планетарную коробку передач. Расход топлива — от 11 до 19 л топлива на сотню. У автомобиля было сразу несколько версий — фаэтон (самая массовая модификация модели), седан и даже грузовик.

До 1927 года Ford смог выпустить около 15 млн единиц Ford T, что стало настоящим рекордом, побить который сможет в отдаленном будущем лишь Volkswagen Käfer. В этом же году на смену Model T приходит Model A. Именно этот автомобиль в 1930 году начнут собирать отверточным способом в СССР на новом заводе имени КИМ (будущий «Москвич»), а с 1932 года выпуск его брата-близнеца наладят на заводе ГАЗ под индексом ГАЗ-А.

Ford V-8

Ford V8 Deluxe, 1932 год
Ford V8 Deluxe, 1932 год (Фото: autowp.ru)

Ford V-8 стал первым автомобилем американской марки с восьмицилиндровым мотором. До этого такие двигатели обычно устанавливались на более дорогих машинах, таких как Cadillac или Rolls-Royce. Разработка агрегата V8 от Ford велась около двух лет, а первый Ford V-8 сошел с конвейера в 1931 году. Двигатель мощностью 85 л.с. сделал этот автомобиль одним из самых быстрых на дорогах того времени.

Вероятно, благодаря этому машина получила особую популярность среди американских гангстеров. По легенде, особым почитателем Ford V-8 стал знаменитый бандит Клайд Бэрроу, который даже написал письмо Генри Форду, где всячески расхваливал автомобиль. О подлинности этого послания споры ведутся и по сей день. Однако то, что печально известная преступная пара Бонни и Клайд были убиты именно в Ford V-8, является установленным фактом. Сейчас изрешеченный пулями автомобиль бандитов любой желающий может увидеть в одном из казино Невады.

Ford F-Series

Ford F-1, 1949 год
Ford F-1, 1949 год (Фото: autowp.ru)

После окончания Второй мировой войны в конце 1940-х годов Ford начал работу над новым поколением пикапов. Первенцем линейки в 1957 году стали легкие грузовики Ford F-Series. Модельный ряд включал в себя различные пикапы грузоподъемностью от 500 кг до 3 т. Помимо футуристического внешнего вида, машина получила абсолютно новую кабину, на разработку которой компания потратила $1 млн, после чего за ней закрепилось прозвище Million-Dollar Cab (кабина на миллион долларов). Среди полезных опций у машины числились: омыватель ветрового стекла, перчаточный ящик, пепельница и солнцезащитный козырек. В основе заднеприводного пикапа лежала лонжеронная рама, а в движение машину приводил 3,7-литровый мотор мощностью 95 л.с. с шестью цилиндрами. Автомобили Ford F-series пережили множество смен поколений и выпускаются американской компанией и по сей день.

Ford Thunderbird

Ford Thunderbird, 1955 год
Ford Thunderbird, 1955 год (Фото: autowp.ru)

В 1955 году Ford выпустил по-настоящему культовую модель под названием Thunderbird. Считается, что такое наименование предложил дизайнер Элден Джибертсон, который увлекался индейским фольклором. Машина представляла собой двухдверный родстер со съемным верхом (при желании можно было заказать мягкую складную крышу) и позиционировалась как конкурент Chevrolet Corvette. Однако спустя три года модель обзавелась также и четырехдверной модификацией. Автомобиль отличался стильным дизайном и роскошным кожаным салоном. Кроме того, Ford Thunderbird оборудовали электростеклоподъемниками и гидроусилителем руля. Под капотом машины установили большой V8 мощностью 193 л.с., который работал совместно с автоматической либо механической трехступенчатой КПП. До сотни спорткар мог разогнаться за впечатляющие для 1955 года 11,5 сек.

На тот момент Thunderbird стал самой дорогой моделью Ford. Автомобиль даже в базовой версии стоил немалые в те времена $2944. Впрочем, такой ценник не отпугнул потенциальных покупателей, в результате только за первый год Ford Thunderbird разошелся тиражом в 16 155 единиц, оставив позади Chevrolet Corvette.

Ford GT40

Ford GT40, 1965 год
Ford GT40, 1965 год (Фото: autowp.ru)

По легенде, Ford GT40 был специально создан, чтобы победить Ferrari в Ле-Мане, после того как Энцо Феррари отказался продавать свою компанию Генри Форду II. В разработке Ford GT40 приняли участие британская фирма Lola и команда аэрокосмического подразделения Ford. Руководителем проекта стал Кэрролл Шелби — бывший гонщик и автомобильный конструктор. Благодаря их работе американский спорткар четыре раза подряд становился победителем престижной гонки в период с 1966 по 1969 год. Легендарное противостояние двух знаменитых автопроизводителей в итоге нашло свое отражение и в художественном кино. В 2019 году режиссер Джеймс Мэнголд снял ленту под названием «Ford против Ferrari», посвященную их соперничеству.

Проект Ford GT включал в себя и планы по производству гражданской версии автомобиля. Дорожная версия практически не отличалась по дизайну от гоночной модификации и разделила с ней большинство агрегатов. Главные отличия — дефорсированный до 335 л.с. двигатель, кожаный салон, глушитель, кондиционер и «гражданские» колеса.

Ford Mustang

Ford Mustang, 1964 год
Ford Mustang, 1964 год (Фото: autowp.ru)

В мире очень мало автомобилей, которые могут похвастаться такой же известностью, как Ford Mustang: свое название машина получила в честь истребителя P-51 Mustang времен Второй мировой войны. Модель дебютировала в 1964 году и моментально стала бестселлером на рынке. Уже в первую неделю после старта американская компания получила около 4 млн заявок на новый автомобиль.

Благодаря элегантному внешнему виду машина моментально стала героем многочисленных кинолент. Боле того, Ford Mustang считается основателем целого класса в автомобилестроении под названием пони-кары (недорогой полуспортивный автомобиль, альтернатива более мощным маслкарам).Так, черты дизайна «Мустанга» будут использованы другими компаниями при создании таких моделей, как Mercury Cougar, Chevrolet Camaro и многие другие.

Ford Mustang привлекал клиентов комфортом, стильным интерьером и, конечно, доступным ценником. Так, за базовую версию машины тогда просили около $2500 при средней зарплате специалиста в размере $350. При этом технические характеристики машины сложно назвать впечатляющими. Силовой агрегат объемом 2,8 л Ford Mustang позаимствовал у модели Ford Falcon. Коробка передач — трехступенчатая «механика» или «автомат». Правда, при желании машину можно было оборудовать более мощным 4,7-литровым мотором V8. Позже машина обзавелась целой россыпью различных спецверсий и модификаций. Одной из самых популярных стал сине-белый Mustang Shelby GT-350 с двигателем V8 мощностью 306 л.с., разработчиком которого стал Кэрролл Шелби.

Ford Transit

Ford Transit, 1965 год
Ford Transit, 1965 год (Фото: autowp.ru)

Помимо крутых спорткаров и стильных седанов, Ford на фоне популярности F-Series не забыл и о коммерческих автомобилях. В 1965 году на рынок выходит первый фургон Transit под маркой Blue Oval. Производство автомобиля наладили на фордовском заводе в Великобритании, позже собирать машину начали также на заводах в Турции и Бельгии. Клиентам предлагался огромный выбор кузовных решений: грузовые фургоны с длинной и короткой колесной базой, бортовые автомобили, микроавтобусы, двойная кабина и многие другие. Также многих европейцев подкупал необычный «американский» дизайн Transit.

В результате эта модель стала самым продаваемым автомобилем среди своего класса и удерживала этот титул на протяжении 40 лет. Однако у такой популярности оказалась и другая сторона медали — американский фургон пришелся по душе в том числе криминальному элементу. Так, по статистике полиции Великобритании, в 1970-х годах более 95% всех ограблений, в которых злоумышленники пользовались автомобилем, происходили с участием Ford Transit.

Ford Escort

Ford Escort, 1968 год
Ford Escort, 1968 год (Фото: autowp.ru)

Еще один бестселлер Ford в Европе — заднеприводный Ford Escort. В 1967 году этот автомобиль пришел на смену Ford Anglia и был доступен в виде двух- и четырехдверного седана, а также универсала. Разработкой модели занимались британские и немецкие отделы Ford Motor Company, объединившись в подразделение Ford Europe. Отличительной чертой дизайна машины стала необычная решетка радиатора, которая за свой вид получила название «собачья кость». В моторную гамму новинки пошли двигатели семейства Kent объемом 1,1 л мощностью от 39 до 72 л.с. На выбор предлагались четырехступенчатая механическая или трехступенчатая автоматическая коробки передач.

Также автомобиль обзавелся многочисленными спортивными модификациями, которые оборудовались высокопроизводительным двухлитровым бензиновым двигателем. Своей популярностью (более 1 млн проданных машин за восемь лет) Ford Escort обязан прежде всего успешным выступлением в различных гоночных соревнованиях. Так, «заряженная» версия этой машины под названием Ford Escort RS1600 стала победителем в Кубке мира Лондон — Мехико в 1970 году, а также побеждала в RAC три сезона подряд (с 1972 по 1974 год).

Ford Falcon XB GT

Ford Falcon XB GT, 1970 год
Ford Falcon XB GT, 1970 год (Фото: autowp.ru)

Крутые маслкары — визитная карточка Ford в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века. Именно тогда Blue Oval выпускает среднеразмерный Torino и его спецверсию Cobra, Mustang Boss 302, а также Shelby Mustang GT500 Eleanor. Однако особое место в этом списке занимает легендарный австралийский маслкар Ford Falcon XB GT, который считается одним из красивейших машин в своем классе. Помимо эффектного дизайна, маслкар мог похвастаться 300-сильным двигателем 351 Cleveland.

Именно модели Ford Falcon досталась главная роль автомобиля героя Мэла Гибсона под названием Interceptor («Перехватчик») сразу в нескольких частях культового фильма «Безумный Макс». Помимо съемок в кино, Ford Falcon XB GT активно участвовал в австралийских автогонках, где его главными соперниками стали автомобили компании Holden.

Ford RS200

Ford RS200, 1986 год
Ford RS200, 1986 год (Фото: autowp.ru)

Спортивные достижения автомобилей Ford в гонках сподвигли руководителей американского концерна создать машину для участия в раллийной серии Группы B, которые стали очень популярными у публики за свою зрелищность в 1980-х годах. Требования к машинам в этой серии были достаточно либеральными — например, правила никак не регламентировали мощность участвующих автомобилей, а также не вводили ограничения на использование в спорткарах деталей из высокотехнологичных материалов.

В результате Ford в 1985 году представил модель под названием RS200. Автором проекта стал главный инженер Ford Motorsport Джон Уилер. В основе автомобиля лежал алюминиевый монокок, а наружные панели были выполнены из углепластика. Для лучшей управляемости и устойчивости машина получила центральномоторную компоновку. Также спорткар оборудовали пятиступенчатой коробкой передач от компании FF Developments. Наконец, автомобиль мощность 420 л.с. имел уникальную форму кузова, которая обеспечивала машине отличную аэродинамику.

Однако впечатляющих результатов на гонках Ford RS200 добиться на смог. Более того, машина стала участником целого ряда трагических инцидентов. Так, на ралли Португалии спорткар врезался в толпу зрителей. Жертвами аварии стали три человека. Во время заезда в Германии Ford RS200 также попал в аварию, в которой погибли гонщики Марк Сурер и Мишель Вайдер.

Ford Crown Victoria

Ford Crown Victoria S, 1986 год
Ford Crown Victoria S, 1986 год (Фото: autowp.ru)

Еще один автомобиль Ford, который наверняка узнают даже люди, далекие от мира машин, — Crown Victoria. Этот четырехдверный седан, выпущенный в 1992 году, стал настоящим героем огромного числа голливудских кинолент, где обычно выступал в роли полицейских машин и такси. Более того, некоторое время Crown Victoria даже числился в автопарке московской ГИБДД.

Среди главных плюсов утилитарного седана — комфортный салон и надежный двигатель V8. Правда, многие считали заднеприводный рамный автомобиль очень неудобным для городских поездок — в первую очередь из-за его внушительных габаритов. Так, длина машины превышала впечатляющие 5,4 м. В 2011 году производство Crown Victoria было прекращено.

Ford Focus

Ford Focus, 1998 год
Ford Focus, 1998 год (Фото: autowp.ru)

Ford Focus впервые дебютировал на Женевском автосалоне в 1998 году. Автомобиль считается первым воплощением дизайна New Edge, хотя некоторые его стилистические черты встречаются на более ранних моделях Blue Oval. В работе над внешностью машины приняли участие американцы Джек Телнек и Клод Лобо, а также австралийский проектировщик Джон Доти. Изначально модель дебютировала в кузове трехдверный хетчбэк, однако позже к нему присоединились пятидверный хетчбэк, седан и универсал.

Первый рестайлинг Ford Focus пережил в 2002 году. В этом же году обновленная модель начала собираться в том числе на заводе в Ленинградской области, после чего стала самой массовой иномаркой в России. Значительный удар по работе марки в России нанесла девальвация рубля в 2014 году: из-за зависимости от иностранных комплектующих машина значительно подорожала по сравнению с более локализованными конкурентами и утратила статус доступной семейной иномарки. Тем не менее на конвейере модель смогла продержаться до 2019 года, когда американский концерн принял решение покинуть наш рынок. Впрочем, количество Ford Focus на российских дорогах по-прежнему очень велико, более того, модель регулярно занимает лидирующие места в рейтинге самых продаваемых иномарок на вторичке.

Он покорил Монако и Везувий. 114 лет первому российскому серийному авто

Трофейный автопарк СССР. Какие машины вывезли из Германии

Народный автомобиль за 500 тыс. руб. Это вообще возможно?