В 2023 году автомобилистов ждет множество изменений: о некоторых планах и законопроектах стало известно совсем недавно. Разбираемся, какие нововведения пока находятся на стадии рассмотрения в Госдуме, а какие заработают в ближайшее время.
Заморозка водительских прав для уклонистов: документ поступил в Госдуму
Документ, который определяет порядок ограничения права управления транспортными средствами в отношении автомобилистов, которые не явились по повестке в военкомат, прошел независимую антикоррупционную экспертизу и поступил в Госдуму 13 июля. После принятия документа у МВД появится инструмент для быстрой заморозки водительских удостоверений у уклонистов.
Согласно пояснительной записке к документу, ограничение права на управление транспортными средствами будет действовать в отношении физических лиц, которые стоят на воинском учете, но не явились без уважительной причины в военный комиссариат по врученной повестке. На явку у гражданина есть 20 календарных дней со дня, указанного в повестке: после этого военные комиссары будут формировать решение о принятии временных мер по ограничению действия водительских прав. Если инспекторы ГИБДД остановят такого автомобилиста, ему будет грозить такая же ответственность, как если бы он был лишен водительских прав, пояснили опрошенные Autonews.ru юристы. Согласно ч. 2 ст. 12.7 КоАП (управление транспортным средством водителем, лишенным прав) штраф за такое правонарушение составляет 30 тыс. руб.
Прекратить регистрацию машины в ГИБДД получится быстрее: на рассмотрении в Госдуме
Сейчас на прекращение регистрации автомобиля в ГИБДД и перерегистрацию его на нового собственника отводится десять дней. При этом некоторые автомобилисты забывают снять машину с регистрации — по этой причине машина продолжает числиться за ними и все штрафы за нового владельца приходят старому. Теперь продающим автомобиль собственникам хотят предоставить возможность быстрее прекращать оформленную в ГИБДД регистрацию «на себя». Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.
В случае его принятия прежний владелец автомобиля, продавший свою машину, получит право подать заявления о прекращении учета транспортного средства в регистрационное подразделение Госавтоинспекции сразу же после совершения сделки через портал госуслуг или при ее нотариальном удостоверении. Согласно пояснительной записке к документу, законопроект также позволит прекращать регистрацию автомобиля в ГИБДД по заявлению владельца похищенного и находящегося в розыске транспортного средства. Как указывают авторы документа, это позволит исключить необходимость для бывшего собственника ездить по инстанциям и предоставлять документы, подтверждающие, что машиной он фактически не распоряжается.
Электронные права и СТС можно будет показывать ГИБДД вместо оригиналов: после внесения изменений в законодательство
В Госавтоинспекции заявили о готовности к тому, что водители начнут предъявлять электронные права и СТС вместо бумажных.
Для этого, как подчеркнули в ведомстве, нужно внести изменения в законодательство. Так, согласно ПДД, водители до сих пор обязаны передавать инспекторам ГИБДД оригиналы документов, а КоАП предусматривает штраф 500 руб. за их отсутствие. Как только в нормативных материалах появится упоминание электронных документов, предполагается, что водители смогут предъявлять их инспекторам в виде цифрового кода. Эти документы можно оформить в приложении «Госуслуги.Авто» уже сейчас.
При этом капитан полиции в отставке и создатель сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов в беседе с Autonews.ru обратил внимание на то, что для считывания е-документов сотрудникам ГИБДД необходимы специальные планшеты и доступ в интернет. Поэтому, если проверка будет происходить в отдаленных регионах, у сотрудников просто может не оказаться возможности для считывания цифрового кода.
Предельный размер тарифа при проезде по платным трассам вырастет: июль
В июле госкомпания «Автодор» планирует рассмотреть вопрос об увеличении тарифов на проезд по платным дорогам. В феврале правительство разрешило компании поднять их в 2,6 раза (с 3 руб. до 5–8 руб. за километр). Как рассказывали Autonews.ru в ГК «Автодор», такое решение лишь дало право владельцам дорог увеличивать цены на проезд, об обязанности речи не идет. В первую очередь изменение коснулось новых участков.
В итоге проезд легковых автомобилей по подмосковному участку М-1 «Беларусь» протяженностью 33,5 км вырос со 100–120 руб. до 140 руб., по всей М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара (925 км) — с 2,4–3 тыс. руб. до 2,8–3,5 тыс. руб. (в зависимости от дня недели), по участку М-12 от ЦКАД до Орехово-Зуево — с 89 до 99 руб.
ОСАГО сделают дорогим для транспорта из недружественных стран: в ближайшее время
Согласно проекту указания Центробанка, въезжающим из недружественных стран водителям придется платить за ОСАГО больше — речь идет только о грузовом транспорте, а легковушек ужесточение не коснется.
В итоге для легкового транспорта территориальный коэффициент, на который в том числе нужно умножать базовую стоимость ОСАГО, останется на прежнем уровне (1,7). А для остальных видов транспорта, которые зарегистрированы в недружественных странах, этот коэффициент вырастет сразу до 12,5. Такой шаг стал ответом на отказ Евросоюза, Швейцарии и Великобритании принимать российские «Зеленые карты» — аналог ОСАГО, необходимый для поездок за границу.
ОСАГО можно будет не покупать для регистрации в ГИБДД: на рассмотрении в Госдуме
На рассмотрении в Госдуме находится еще один законопроект, который должен упростить жизнь водителям, купившим автомобиль, но не планирующим сразу на нем ездить. Так, сейчас для перерегистрации машины в ГИБДД на себя инспекторы требуют полис ОСАГО. Изменения должны исключить обязанность заключать договор ОСАГО до регистрации.