branding imagebranding image
РБК АВТО
Утилизация Земфира Ахтямова, Сергей Иванов
Подписаться на Telegram-канал

Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения

С 1 октября 2024 года в России резко увеличится размер утильсбора. Разбираемся, как это отразится на стоимости автомобилей
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Согласно проекту постановления правительства РФ, с 1 октября 2024 ожидается увеличение коэффициентов, которые применяются для расчета суммы утилизационного сбора на различные категории транспортных средств. Скачок будет существенный — суммы вырастут на 70-85%. Кроме этого, сбор собираются ежегодно индексировать на 10-20% вплоть до 2030 года.

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его стали выплачивать и российские автопроизводители.

Кто платит утилизационный сбор

Заплатить утилизационный сбор необходимо:

  • производителю — за транспортное средство, изготовленное в России;
  • импортеру — за машину, которую ввезли в нашу страну;
  • покупателю — за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора.

Утильсбор вносится единожды, поэтому если изготовитель, импортер или первый покупатель сделал это, то каждый последующий собственник уже ничего не оплачивает.

Когда утилизационный сбор можно не платить

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • импорт машин в РФ и помещение под таможенные процедуры временного ввоза либо допуска;
  • ввоз автомобиля через таможню в качестве личного имущества беженцами, вынужденными переселенцами или физлицами, участвующими в госпрограмме добровольного переселения;
  • нахождение транспортных средств в собственности консульств, дипломатических представительств, международных организаций с привилегиями и иммунитетом (включая сотрудников организаций и членов их семей);
  • истечение 30 лет с момента производства ТС;
  • возраст автомобиля составляет менее трех лет.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Утилизационный сбор в 2024 году: какой, как рассчитывается

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора в 2024 году, нужно базовую ставку умножить на коэффициент. Оба показателя зависят от типа транспортного средства, его возраста и других нюансов.

Формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент

Базовые ставки утилизационного сбора в 2024 году:

  • 20 000 руб. — для категории М1 (легковые автомобили);
  • 150 000 руб. — для всех остальных категорий ТС;
  • 172 500 руб. — для самоходных машин и прицепов к ним, спецтехники.

Коэффициент зависит от параметров транспортного средства:

  • возраста: новое или старше трех лет,
  • категории,
  • технически допустимой массы,
  • объема двигателя.

Например, за машину с мотором объемом не более 1 л нужно будет заплатить 48 200 руб., с мотором объемом от 1 до 2 л — 178 400 руб., с мотором объемом от 2 до 3 л — 281 600 руб., с мотором от 3 до 3,5 л — 259 600 руб., с мотором объемом свыше 3,5 л — 445 000 руб.

Для обычных автовладельцев, которые ввозят ТС из-за границы для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 тыс. руб. Коэффициент, в зависимости от возраста машины, будет меняться от 0,17 до 0,26. Так, для нового автомобиля утилизационный сбор составит 3400 руб., для автомобиля старше трех лет — 5200 руб.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что изменится после повышения утильсбора в 2024 году?

Однако уже этой осенью ожидаются значительные изменения в размере утилизационного сбора. В июле Минпромторг России представил проект постановления, в котором предложил повысить коэффициенты сбора для ряда автомобилей и спецтехники на 70-85%, а затем ежегодно до 2030 года индексировать на 10-20%. Документ уже прошел публичные обсуждения и отправлен на рассмотрение правительством. Если проект примут, новые ставки вступят в силу с 1 октября 2024 года. Применять их будут к легковым и грузовым автомобилям, автобусам, прицепам и полуприцепам, дорожно-строительной технике.

Изменения коснутся многих автовладельцев, независимо от того, откуда и с какой целью был ввезен транспорт — для личного пользования или перепродажи. Для автомобилей же, ввезенных для личного пользования с объемом двигателя до 3 литров, требования останутся прежними при условии, что автомобиль не будет продан в течение года. В случае продажи в течение года будет произведен пересчет и потребуется доплата.

Приведем примеры расчетов:

Сумма утильсбора для автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 литров, ввезенного для перепродажи, составит 556 200 рублей, а к 2030 году она увеличится до 1 172 400 рублей.

Для автомобиля с объемом двигателя от 2 до 3 литров и годом выпуска более 3 лет обязательный платеж составит 2 366 000 рублей.

За автомобиль с объемом двигателя от 3 до 3,5 литра придется заплатить 2 735 000 рублей, а в 2025 году — 3 296 000 рублей. За легковой автомобиль с объемом двигателя свыше 3,5 литров — 2 284 000 рублей в 2024 году и 2 742 300 рублей в 2025 году.

С начала 2025 года увеличение коэффициента затронет также электромобили и гибриды. В 2025 году утильсбор на данные вида авто составит 667 400 рублей и будет расти до 2030 года, достигнув 1 172 400 рублей. Для электромобилей с годом выпуска более трех лет платеж составит 1 174 000 рублей в 2025 году и вырастет до 2 062 600 рублей к 2030 году.

Как отметили в аналитическом отделе Дром.ру, для АвтоВАЗа повышение утилизационного сбора — прежде всего инструмент борьбы с китайскими импортерами, такими как Chery, Omoda, Haval.

Фото: Haval
Фото: Haval

«В частности, эффективность производства Haval в России резко упадет после подъема утильсбора. Кроме импортеров, повышение утилизационного сбора ударит по российским производителям — липецкому «Моторинвесту» и «Москвичу». Эти заводы не имеют подтвержденных локализационных баллов, поэтому не могут рассчитывать на компенсацию утильсбора государством. Подъем платежа может подорвать работу обоих и резко ухудшить показатели бизнеса», — сообщили в пресс-службе Дром.ру.

Там напомнили, что против резкого подъема утильсбора выступил Казахстан. С ним у России существует договоренность о взаимной компенсации утилизационного сбора в достаточно большом объеме — до 50 тыс. машин в год. Естественно, Казахстану, промышленность которого ориентирована на поставку машин в Россию, невыгодно повышение ставки.

Система утилизационного сбора и его компенсации для локальных автопроизводителей формировалась в условиях, предшествующих событиям 2022 года, подчеркивают опрошенные Autonews.ru эксперты. По словам независимого аналитика автомобильного сектора Владимира Беспалова, сейчас автобизнес живет в новой реальности, где от прежней политики в области автопрома остались брошенные иностранными автоконцернами заводы.

«Повышение утилизационного сбора — полезная мера не только для АвтоВАЗа, но и для калининградского «Автотора», УАЗа и других предприятий. Но вводить ее нужно постепенно. Цель понятна, и это создание собственной высоколокализованной автомобильной промышленности. Но это должны быть комплексные меры», — сказал Беспалов.

Как утилизационный сбор влияет на цену автомобиля

Производители платят утилизационный сбор в полном размере. Например, для всех моделей автомобилей Lada и для кроссоверов «Москвич 3» взнос составляет 178,4 тыс. руб. И эта сумма возвращается производителю в виде субсидий в зависимости от степени локализации производства, которая подсчитывается и выражается в соответствующих баллах. У Lada Niva Legend или УАЗ «Патриот» таких баллов существенно больше, чем, например, у «Москвича 3». Таким образом, невозмещенный утилизационный сбор оказывается включен в цену машины вне зависимости от того, импортирована он в страну или собрана на месте с низкой степенью локализации. Окончательное решение о том, включать утильсбор в цену автомобиля или нет, решают сами автопроизводители.

Как оплатить утилизационный сбор

Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение — до оформления ПТС или электронного паспорта.

Импортеры платят утилизационный сбор на таможне. Российские производители транспортных средств и покупатели на территории России — в свои ИФНС. Перечень реквизитов для уплаты размещен на сайте таможни. В РФ производители и покупатели ТС могут оплатить утильсбор в любом банке по реквизитам налоговой инспекции.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Налоги и взносы перечисляют на новый КБК (код бюджетной классификации) единого налогового платежа. В налоговой отчетности и уведомлении об исчисленных налогах и взносах для зачета единого налогового платежа указывают отдельные КБК.

1. Рассчитайте сумму сбора и оплатите ее по реквизитам ИФНС.

2. В течение трех рабочих дней сдайте подтверждающие оплату документы в налоговую инспекцию:

— расчет по форме, утвержденной постановлением № 1291 (колесный автотранспорт) или 81 (самоходные машины);
— копию платежного документа;
— документы на транспортное средство.

3. Дождитесь, когда налоговые инспекторы поставят в паспорте транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Отметку об уплате утилизационного сбора ставят в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» или вносят в электронный паспорт. Штрафных санкций за неуплату сбора нет. Но без отметки об уплате сбора в паспорте транспортного средства или электронном паспорте со статусом «действующий» транспортное средство не зарегистрируют.

Как рассчитать расход топлива, от чего он зависит и можно ли сэкономить

Как заплатить налог с продажи авто: инструкция и примеры

Какие права на квадроцикл нужны и можно ли ездить без прав