В Национальном автомобильном союзе (НАС) обратились к главе правительства Михаилу Мишустину с предложением об усилении контроля за качеством топлива на АЗС страны. Копия документа есть в распоряжении Autonews.ru.
Как отмечается в документе, в рамках реформы контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Правительство Российской Федерации внесло существенные изменения в законодательство, ограничивающие возможности надзорных органов.
Так, в 2019 году было проверено 1087 АЗС, не соответствующее требованиям технического регламента топливо выявлено на 97 АЗС. В 2020 году количество упало до 1015 АЗС, на 130 АЗС выявлены нарушения качества топлива, в 213 случаях — недолив топлива. В 2021 году количество проверяемых АЗС вновь уменьшилось — до 872. Однако число снизилось из-за эпидемиологической ситуации и поправок в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», нарушения выявлены только на 47 АЗС.
В 2022 году были проведены мероприятия лишь в отношении 347 АЗС в связи с изменениями законодательства. В 2023 году по заявлению главы Росстандарта контрольно-надзорные мероприятия в отношении заправок проводятся только в отдельных регионах по предписаниям Генеральной прокуратуры России.
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что на заправках стало массово наливаться топливо, не соответствующее требованиям законодательства. Кроме того, в стране стали появляться нелегальные заправки, мобильные заправочные комплексы, реализующие разные виды моторного топлива без использования сертифицированного оборудования. Безопасность таких заправок также под вопросом: в 2021 году из-за взрыва на АЗС «Еврогаз» в Новосибирске пострадало 59 человек.
В НАС предложили рассмотреть возможность оперативного инициирования поправок в законодательство с целью возвращения полномочий органам государственной власти и расширения возможностей по проведению контроля за реализующими все виды моторного топлива организациями.
Также в числе прочего предлагается Росстандарту обратиться в Генеральную прокуратуру России и провести силами ее территориальных органов немедленную проверку на АЗС во всех регионах страны и возбудить административные дела в отношении лиц, допускающих нарушения.
Кроме того, в НАС дополнительно предложили возобновить ведение «Карты качества топлива» и оперативно информировать автовладельцев о всех выявленных нарушениях на АЗС.
В ответе на обращение НАС Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) признало факт сокращения количества надзорных мероприятий в последние годы. В ведомстве объяснили, что это связано и с изменениями в законодательстве, и с действовавшим мораторием на проведение контрольных мероприятий из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
«Вместе с тем, учитывая введенные ограничения, ведомством в настоящее время с целью контроля качества реализуемых на территории России нефтепродуктов ведется работа по отдельным требованиям органов прокуратуры по проведению проверочных мероприятий в отношении организаций нефтепродуктообеспечения, осуществляющих деятельность в отдельных субъектах РФ, например в Республике Дагестан в 2022 году и Кабардино-Балкарской Республике в 2023 году», — подчеркнули в Росстандарте.
Что касается так называемой топливной карты, то работа над этим проектом Росстандартом по-прежнему ведется. Однако из-за того, что в 2022 году ведомство проводило только точечные контрольные мероприятия на заправках, формирование такой карты и ее публикация сейчас не представляются возможными.
Ранее Autonews.ru рассказывал, что в России могут ограничить экспорт бензина на фоне роста цен на топливо. Ожидается, что такое решение предотвратит дефицит топлива и рост цен на него.