branding imagebranding image
РБК АВТО
Водительские права Сергей Иванов
Подписаться на Telegram-канал

В 2024 году водителям придется пересдавать на права. Кого это коснется

Принят закон о замене иностранных водительских удостоверений с 2024 года
С 1 апреля 2024 года многих автомобилистов в России обяжут поменять водительские удостоверения. Речь идет обо всех категориях, как популярных B и C, так и специфических M или B1
Фото: Петров Сергей / news.ru / Global Look Press
Фото: Петров Сергей / news.ru / Global Look Press

Президент России 10 июля 2023 года подписал закон, меняющий порядок получения водительских прав. С 1 апреля 2024 года многих автомобилистов в России обяжут поменять водительские удостоверения. Речь идет обо всех категориях, как популярных B и C, так и специфических M или B1. При этом всем придется пересдать теоретические экзамены, а некоторым еще и отучиться в автошколах и сдать практическую часть экзамена.

Кого затронет замена прав

Менять придется только водительские удостоверения иностранных государств. Сделать это будут обязаны как граждане России, так и иностранцы, получившие в России вид на жительство. На замену удостоверения дается один год с момента получения гражданства или вида на жительство, а для граждан России, вернувшихся из-за рубежа и получивших там национальные права, — в течение года с момента первого въезда в Россию после получения иностранного водительского удостоверения.

Новые правила заполняют пробел в законодательстве, на который не раз указывал Конституционный суд. Так, осенью 2022 года Конституционным судом Российской Федерации было рассмотрено дело водителя Дмитрия Брашкина, который до 2017 года был гражданином Казахстана и именно там получил водительское удостоверение, напоминает юрист, эксперт по ПДД Катерина Соловьева.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости Водительские права 6 июля 2023 Водителей в России ждет переэкзаменовка. Кому придется менять права
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС Водительские права 27 июня 2023 В России изменятся правила получения водительских прав. Подробности

Автомобилиста оштрафовали на 5 тыс. руб. за вождение без российских прав, и Конституционный суд отменил это решение, но при этом выразил позицию о том, что органам законодательной власти необходимо разработать законодательную норму, которая обяжет менять права на российские. Именно такой закон в июне был принят Государственной думой, 5 июля одобрен Советом Федерации и теперь подписан президентом России. Он должен вступить в силу с 1 апреля 2024 года.

Для кого процедуру обмена прав упростят

Обменять иностранное водительское удостоверение на российское можно и сейчас. Порядок этой процедуры предусмотрен постановлением правительства от 2014 года. В независимости от категории, при замене водитель обязан сдать экзамен в ГИБДД, причем как теоретическую часть, так и практическую: на специальной площадке и в городе. При этом при сдаче теории подтверждается и владение водителем русским языком.

Однако проходить переобучение в российской автошколе от водителей с иностранными удостоверениями сейчас не требуется. Фактически иностранные права заменяют собой документ об окончании автошколы, без которого обычные кандидаты в водители до экзаменов не допускаются.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

До сих пор эта процедура является добровольной. В обязательном порядке менять водительские права требуется только для профессиональных водителей, работающих по найму. Водить личный автомобиль с иностранным удостоверением можно было совершенно законно, что и подтверждается решением Конституционного суда по делу Барашкина.

С 1 апреля 2024 года для обмена прав категорий M, A, B, а также подкатегорий A1 и B1 сдавать практический экзамен по вождению не придется. Достаточно будет собрать все документы, пройти медкомиссию, оплатить госпошлину и сдать теоретический экзамен.

А вот для водителей грузовиков и автобусов, то есть категорий C и E, а также их подкатегорий замена прав усложнится. Им придется не только сдать теоретический и практический экзамены, но и пройти повторное обучение в автошколе. Кроме того, для получения права на управление автобусами отныне нужно будет иметь российский стаж вождения не менее года по одной из автомобильных категорий — легковой или грузовой.

«Сдача теоретического экзамена и получение российского водительского удостоверения должны происходить по месту обучения в автошколе (или филиале, если они есть), а для лиц, получивших вид на жительство, — по месту регистрации. Тем водителям, которым предстоит повторное обучение в автошколе, сдавать [экзамен] нужно будет в отделении ГИБДД, которое с этой автошколой сотрудничает, то есть, опять же, по месту нахождения автошколы», — уточняет Соловьева.

Важно отметить, что предусмотрена сдача экзамена только по одной категории, которая считается высшей. Так, если в иностранных правах открыты категории A, B и C, то водитель сдает экзамен по категории C, а остальные переносятся в российское удостоверение автоматически. Иными словами, водителю автобуса или грузовика не придется сдавать дополнительные экзамены на право управления легковым автомобилем или мотоциклом.

Кому не нужно менять иностранные права

Продолжать пользоваться иностранными правами смогут несколько категорий автомобилистов.

Во-первых, это собственно иностранцы, то есть лица, которые находятся на территории России временно, без вида на жительство. Они смогут продолжить пользоваться национальными водительскими удостоверениями.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Во-вторых, это обладатели белорусских водительских удостоверений в независимости от их гражданства. Эти водительские права фактически приравниваются законом к российским.

В-третьих, это дипломаты и члены их семей, а также сотрудники аккредитованных при МИДе международных организаций. Точнее, им тоже нужно получать российские водительские удостоверения, но они будут избавлены от необходимости сдавать экзамен.

Наконец, в теории можно выделить еще одну категорию граждан. Это водители, у которых уже были российские удостоверения, но после истечения срока действия российских прав они долгое время пользовались иностранными. Им будет достаточно просто заменить старое российское удостоверение на новое, даже если первое было давно просрочено, говорил Соловьева.

Зачем нужен новый закон

Авторы законопроекта ссылаются на статистику, согласно которой доля аварий с участием водителей с иностранными удостоверениями растет, при том что общий уровень аварийности падает. Однако эксперт отмечает другую причину, которая до сих пор актуальна: фактическую невозможность со стороны ГИБДД лишить водителя иностранных прав, например за вождение в пьяном виде.

«Новый законопроект устраняет эти проблему, так как в нем четко прописано, что водители с иностранными правами, наказанные, например, за вождение в пьяном виде, до истечения срока лишения получить российские права не могут», — подтверждает Соловьева.

В самом документе сказано, что водитель, лишенный права управления автомобилем на территории России, не сможет обменять иностранное удостоверение на российское до истечения срока лишения. А его иностранное удостоверение в течение года перестанет действовать.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Что будет, если ездить с иностранными правами больше года

По словам юриста, наличие у лица, постоянно проживающего в России, иностранного водительского удостоверения, как и просроченного российского, не является смягчающим обстоятельством и карается так же, как и при отсутствии водительских прав.

«После истечения года иностранные водительские удостоверения у граждан РФ или лиц, получивших вид на жительство в России, перестают быть действительными и управление транспортом с ними будет приравниваться к вождению без прав. За это предусмотрено наказание по статье 12.7 КоАП — штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.», — напоминает Соловьева.

Кроме того, водитель, остановленный за вождение без прав или с недействительным удостоверением, согласно ст. 27.12 КоАП отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Это означает, что сам он сесть за руль больше не может, и если рядом не окажется пассажира с действующим водительским удостоверением, то машину отправят на штрафстоянку.

Наконец, штраф в размере до 15 тыс. руб. положен и владельцу автомобиля, который передал его в управление водителю с недействующими правами. А если будет установлено, что владелец машины знал о том, что у водителя нет действующих прав, штраф увеличится до 30 тыс. руб.

ГИБДД лишит уклонистов права сдавать экзамен на водительские права

Категория В1: что обозначает в правах и кому она нужна

ГИБДД начала готовить проект о приравнивании электронных прав к бумажным