Национальный автомобильный союз предложил усилить контроль качества топлива на АЗС. Соответствующее письмо президент этой организации Антон Шапарин направил премьер-министру Михаилу Мишустину (имеется в распоряжении Autonews.ru). Там утверждается, что за последние несколько лет проверки качества топлива на отечественных АЗС заметно сократились. Это произошло после того, как правительство внесло ряд изменений в законодательство, ограничивающих возможности контрольных органов.
Так, по данным НАС, в 2019 году Росстандарт проверил 1087 АЗС. Некачественное топливо было обнаружено на 97 заправочных станциях. Через год специалисты ведомства провели проверку 1015 АЗС. В результате на 130 АЗС были обнаружены нарушения качества топлива, в 213 случаях — недолив бензина, а еще у 92 заправок возникли проблемы с документами.
Ситуация изменилась кардинальным образом в 2021 году. Тогда Росстандарт провел контрольно-надзорные мероприятия в отношении только 872 АЗС. По словам Шапарина, снижение числа проверок объясняется эпидемиологической ситуации и поправками в ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В результате нарушения были найдены только на 47 АЗС. В 2022 году были проведены мероприятия только в отношении 347 АЗС в связи с очередными изменениями законодательства. В 2023 году мероприятия в отношении заправок проводятся только в отдельных регионах по предписаниям Генеральной прокуратуры РФ.
«Росстандарт подтвердил наши худшие опасения: государство фактически прекратило контролировать качество топлива в России. Теперь на любой заправке можно продать что угодно под видом бензина. Ранее проблема качества топлива в 2015 году дошла до уровня президента, после чего по всей стране начались проверки. Была видна динамика: по мере роста количества проверок процент выявленного поддельного топлива снижался. Сейчас вся эта работа фактически перечеркнута», — прокомментировал корреспонденту Autonews.ru эту статистику Шапарин.
По его словам, вся эта ситуация привела к тому, что на заправках уже долгое время массово продают топливо, не соответствующее требованиям законодательства. Например, появляются нелегальные заправки, мобильные заправочные комплексы, которые продают разные виды моторного топлива без использования сертифицированного оборудования, с недоливом топлива.
В свою очередь, в беседе с корреспондентом Autonews.ru руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов также признал, что проблема с некачественным топливом в России существует. Однако эксперт подчеркнул, что речь тут идет исключительно о так называемых нелегальных заправочных станциях, число которых по всей стране не очень велико.
«Надо понимать, что количество проверок сократилось исключительно к легальному бизнесу, который никогда сам не был заинтересован в продаже некачественного топлива. На данный момент проблем с топливом на таких заправках нет. Противоположная ситуация складывается на нелегальных АЗС, которые присутствуют прежде всего в регионах. Усилия правительства должны идти прежде всего на борьбу с такими заправками», — отметил он.
При этом эксперт отметил, что сейчас нелегальный рынок сложно назвать большим, однако в последнее время он немного увеличился из-за «очень хорошей конъюнктуры» в 2022 году. По словам Баженова, власти должны в первую очередь обратить свое внимание именно на такие заправки и дать работать легальным АЗС в прежнем режиме.
В НАС, напротив, считают, что правительство в кратчайшие сроки должно вернуть все необходимые полномочия органам государственной власти, а также расширить возможности по проведению контрольных мероприятий в отношении любых заправок. Кроме этого, в организации попросили Росстандарт обратиться в Генпрокуратуру для немедленной проверки АЗС во всех регионах страны.
«Также прошу поручить Росстандарту возобновить ведение «Карты качества топлива» и оперативно информировать автовладельцев обо всех выявленных нарушениях на АЗС», — резюмировал Шапарин.
В ответе на письмо Шапарина в Росстандарте признали факт сокращения количества надзорных мероприятий в последние годы. В ведомстве объяснили, что это связано и с изменениями в законодательстве, и с действовавшим мораторием на проведение контрольных мероприятий из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
«Вместе с тем, учитывая введенные ограничения, ведомством в настоящее время с целью контроля качества реализуемых на территории России нефтепродуктов ведется работа по отдельным требованиям органов прокуратуры по проведению проверочных мероприятий в отношении организаций нефтепродуктообеспечения, осуществляющих деятельность в отдельных субъектах РФ, например в Республике Дагестан в 2022 году и Кабардино-Балкарской Республике в 2023 году», — подчеркнули в Росстандарте.
Что касается так называемой топливной карты, то работа над этим проектом Росстандартом по-прежнему ведется. Однако из-за того, что в 2022 году ведомство проводило только точечные контрольные мероприятия на заправках, формирование такой карты и ее публикация сейчас не представляются возможными.
«Сложившиеся обстоятельства не позволяют отразить и объективно донести до всех заинтересованных лиц ситуацию как на рынке нефтепродуктов в целом, так и в отдельных регионах в частности в связи с отсутствием соответствующих данных за 2022–2023 годы», — объяснили в ведомстве.
Росстандарт представил «Карту качества топлива» еще в 2019 году и пообещал регулярно обновлять ее (два раза в год). Она содержит информацию по регионам о вероятности заправиться некачественным топливом. Степень риска на карте отображается с помощью цветовой индикации.