У официальных дилеров заканчиваются фирменные моторные масла, которые раньше поставлялись под марками автопроизводителя. В этом убедился корреспондент Autonews.ru, который в качестве клиента приехал на сервис для технического обслуживания своего автомобиля. Вместо оригинального масла от автопроизводителя ему залили аналог под маркой, о которой еще недавно никто не слышал. По словам сотрудника сервиса, оно было согласовано с головным офисом автоконцерна в Германии.
Оригинала почти не осталось
Сокращение объемов продаж фирменных моторных масел от автобрендов, а также некогда популярных международных брендов масел фиксируется и в исследовании рынка, с которым ознакомился Autonews.ru. Международная компания, проводившая исследование рынка весной 2023 года, просит не называть себя из-за опасения санкционного давления.
По данным исследования, в январе-апреле 2023 года продажи фирменного масла от автобрендов сократилось до 10,4% по сравнению с 14,1% за тот же период 2022 года. Значительно уменьшились продажи и у прежних лидеров рынка: Shell, Mobil, Castrol и Total.
Продажи моторных масел для легкового транспорта (проценты от проданных объемов в литрах) |
||
Марка | Январь — Апрель 2022г. | Январь — Апрель 2023г. |
Фирменные масла автомобильных брендов | 14,1 | 10,4 |
Lukoil | 9,6 | 13,9 |
Mobil1 | 10,8 | 6,2 |
ZIC | - | 6,1 |
Shell | 15,3 | 6,1 |
Sintec | - | 4,3 |
Idemitsu | 2,9 | 3,9 |
ROLF | - | 3,8 |
Gazprom-Neft | 2,8 | 3,6 |
Castrol | 8,1 | 3,1 |
G-Energy | 2,7 | 3,1 |
KIXX | - | 2,9 |
Rosneft | - | - |
Elf | 2,7 | - |
Total | 4,7 | - |
Другие | 16,5 | 26,7 |
Данные: источник Autonews.ru | ||
При этом общие объемы продаж моторного масла в литрах немного сократились, а в денежном выражении, напротив, выросли. Новым лидером стал российский Lukoil, но значительно увеличилась и доля небольших брендов.
Что касается фирменного масла, которое продавалось под брендами автоконцернов, то на самом деле автомобильные компании изготавливают его не сами, а закупают у крупных нефтяных компаний, говорит источник Autonews в отрасли. В частности, по его данным, под маслом Ford продавалось Mobil1, а в канистры BMW заливали Shell.
Подобное масло в Россию теперь официально не поставляется, говорит заместитель управляющего независимых лабораторий по оценке качества моторных масел «МИЦ ГСМ» Мария Соколова.
«Теперь многие автомобильные бренды, а также марки масел ушли с российского рынка, а если подобное масло и можно встретить в продаже, велика вероятность, что это подделка. Крупные мировые бренды смазочных материалов не только покинули российский рынок, но и свернули всю поддержку уже проданных подчеркнула Соколова.
Об опасности подделок предупреждает и член правления Союза автосервисов России Илья Плисов. По его словам, чаще всего мошенники подделывают именно оригинальное масло от автопроизводителей или же масла наиболее популярных в прошлом брендов. При этом, по словам Плисова, существенного роста объемов подделок не наблюдается: ситуация стабильна уже около 10 лет.
«Примерно раз в год мы слышим о том, что полиция закрыла производство поддельного масла, причем порой по одному и тому же адресу. Раз в год закрывают, а подделки все равно есть», — констатирует эксперт.
По словам Плисова, моторное масло является достаточно объемным товаром, что затрудняет его логистику: вести надо много. Потому, если масла прежних брендов и поступают в Россию, то только в том случае, если у производителя есть собственный завод в какой-нибудь дружественной стране, например во Вьетнаме. Но как правило для таких рынков как вьетнамский на местных заводах не производится высококлассных марок масла для спортивных машин, говорит эксперт.
То, что привычные марки теперь попадают в Россию только окольными путями согласен и руководитель проекта B2X Иван Яковлев.
«Бренды международных компаний по параллельному импорту поступают в Россию сложными логистическими путями, но в большинстве это действительно оригинальная продукция. В этом случае нужно запрашивать все возможные доказательства оригинальности», — поясняет Яковлев.
Российское масло стало другим
По словам экспертов, даже то моторное масло, которое производится в России, теперь несколько отличается от продукции, которая выпускалась до 2022 года.
«Важно отметить, что ушли не только традиционные производители масел, но и поставщики присадок для российских заводов. Однако это не значит, что возник дефицит присадок, просто изменились их поставщики — теперь это азиатские компании. Таким образом, вероятно, это сказалось на составе отечественных масел», — объясняет Соколова.
По словам Яковлева, присадки, которые используют отечественные марки масел, теперь поставляются в первую очередь из Китая. При этом каких-либо проблем с качеством такого масла эксперты не видят.
«Импорт присадок в Россию по-прежнему составляет более 60% в потреблении, 90% из которых в настоящий момент — китайские. По мнению технических специалистов, китайские присадки обеспечивают необходимый уровень свойств масел, блендируемых в России. Безусловно есть рыночные отличия глобальных производителей и текущих поставщиков, но в целом замещение импортеров в 2022-2023 году можно считать успешно произошло без ущерба для техники, эксплуатируемой в России», — говорит Яковлев.
С ним согласна и Соколова, которая подтверждает, что хотя масла на рынке и стали другими, по своему качеству они соответствуют заявляемым характеристикам.
«Те производители и поставщики, что приходят на рынок с долгосрочными серьезными амбициозными планами, качественно подходят к поддержке своих клиентов. Поэтому они используют в том числе испытания в независимых лабораториях для подтверждения качества своих продуктов и их работоспособности», — поясняет эксперт.
Выбор стал только шире
По словам экспертов, несмотря на уход традиционных поставщиков масел, дефицита на рынке не возникло, зато перечень брендов заметно расширился.
«Сейчас на российском рынке более 500 брендов масел. Если говорить про масла для легкового транспорта, импорт составляет 54% всего объема потребления в год», — говорит Яковлев.
Его слова подтверждает и Соколова.
«С середины прошлого года мы видим значительное увеличение обращений в нашу лабораторию, как по стандартным вопросам мониторинга в ходе подконтрольной эксплуатации, так и с подтверждением заявленного уровня качества масел, с проверками на оригинальность, входным контролем. Также, заметен рост числа новых игроков и новых марок смазочных материалов на рынке, преимущественно за счет азиатских, арабских, турецких и российских брендов», — говорит эксперт.
По словам Плисова, в России долгое время очень успешной была реклама масел конкретных брендов, потому автомобилисты привыкли выбирать продукт по названию, а не по техническим характеристикам.
«Любой автопроизводитель всегда указывает требования к моторному маслу для каждой модели автомобиля. Нужно ориентироваться именно на эти требования к характеристикам, а не доверять рекламе, в которой говорят о каких-нибудь волшебных молекулах», — считает Плисов.
Убедиться в том, что масло соответствует заявленным характеристикам можно в том числе посмотрев результаты исследований их лаборатории, напоминает Соколова. Они есть в открытом доступе в базе OilGarant.
Плисов и Яковлев отмечают, что лучший способ не нарваться на подделку — это выбрать надежного поставщика или доверить выбор масла специалисту. При этом, по мнению Плисова, если и покупать масло самому, то лучше делать это на специализированных автомбильных маркетплейсах, где в последнее время очень строго штрафуют партнеров, уличенных в поставках подделок. На маркетплейсах общего спектра такой контроль слабее.
Эксперт рассказал о проблемах при смешивании моторных масел