Тысячи фотографий частных автомобилей и в некоторых случаях даже их владельцев утекли в Сеть. Посмотреть эти снимки можно на ряде сайтов, просто вбив номер интересующей машины. Особой популярностью среди них пользуются сервисы «Номерограм» и «Автограм». На это обратили внимания ряд читателей Autonews.ru, которые оказались недовольны тем, что фотографии их авто, а в некоторых случаях и их самих оказались в общем доступе. Мы, в свою очередь, решили обратиться к автоэкспертам и юристам, чтобы узнать, законна ли деятельность подобных сайтов и приложений.
Как снимки авто попадают в Сеть и кто на этом зарабатывает
По словам президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, история появления фотографий на этих сайтах окутана тайной. Например, в «Номерограм» некоторые снимки, по мнению эксперта, явно были сделаны с каких-то специальных камер, установленных в одном месте. Хотя владельцы сайта в описании утверждают, что якобы все фотографии они ищут «в соцсетях и интернете». Более того, некоторые из людей, обнаруживших свои снимки в приложениях, сказали, что видели людей с фотоаппаратами на треногах, снимающих все автомобили возле оживленных магистралей.
«Могу сказать, что некоторые из машин, на которых я ездил, попали в базу данных «Номерограм». Причем снимки были сделаны в разное время, но именно с одной точки, которую я регулярно проезжал», — объясняет Шапарин.
Несколько другая ситуация сложилась с сервисом «Автограм». Создатели этого сайта готовы платить деньги всем желающим, кто пришлет им фотографии машин с госномерами. Для этого они создали даже специальный чат-бот в Telegram. Также при необходимости пользователи сервиса могут заказать более детальный отчет по интересующим их машинам. Эта услуга платная, и цены на нее стартуют от 100 руб.
«Судя по наполняемости базы, желающих отправлять фотографии автомобилей достаточно. При этом создатели сервиса явно вкладывают серьезные средства в свой проект. Могу сказать, что программа пользуется большой популярностью сейчас в нашей стране, так как помогает повысить «прозрачность» автомобиля, например перед его покупкой», — заметил Шапарин.
Как утверждается в правилах, опубликованных в телеграм-канале «Автограм», цена за одну фотографию — 1 руб. При этом стоимость снимка может меняться в зависимости от региона. Главные требования — фотография должна быть качественной и машина на снимке не должна уже числиться в их базе. Как утверждают авторы сервиса в своей статистике, на выкладывании фотографий особо успешные «фотошпионы» зарабатывают в месяц от 5 тыс. до 30 тыс. руб.
Насколько это законно
По словам Антона Шапарина, номер автомобиля не относится к какой-то личной или частной информации. Более того, фотографировать сами машины в России сейчас не запрещено.
«Никаких законодательных ограничений тут нет. Также не запрещено и выкладывание фотографий в общий доступ. Поэтому я считаю, на данный момент у нас отсутствуют какие-то нормы, которые запретили бы деятельность таких сервисов. При этом, беря в расчет полезность этих сервисов при покупке и продаже машин, я считаю, запрещать и давить на них не нужно», — заявил он.
С ним согласен и руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. В качестве примера он привел «Номерограм», где помимо фотографии машины и регистрационного знака больше никакой информации не приводится.
«Какого-то нарушения личных данных тут нет. Они не указывают фамилию владельца, год рождения или место прописки, В противном случае это было бы безусловно противозаконным», — подчеркнул эксперт.
Похожее мнение высказал юрист Арег Оганесян. По его словам, ст. 29 Конституции дает право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом ст. 7 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает определение общедоступной информации — это общедоступные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
«Таким образом, фотографии автомобилей в общественных местах не являются нарушением», — резюмировал он.
С ним согласен автоюрист, ведущий редактор радио «Автодор» Сергей Смирнов. Он подчеркнул, что фотографировать и снимать на видео автомобиль в общественном месте можно без ограничений. Равно как и публиковать эти фото и видеоматериалы в Сети. По его словам, закон этого не запрещает, при условии, что снимки или видео были снято в общественном месте, например на дороге или на парковке. Тогда это не является вмешательством в частную личную жизнь автовладельца. Также можно фотографировать и публиковать автомобили с автовладельцем за рулем.
«Еще раз акцентирую внимание, что фотографирование или видеосъемка должны осуществляться исключительно в общественных местах. А вот публикация фотографий с гражданином в коммерческих целях (реклама, привлечение клиентов на сайте или иных ресурсах), даже если фотография была сделана в общественном месте, — это возможно только с разрешения гражданина», — отметил он.
Когда можно обращаться в суд
Смирнов подчеркнул, что на компанию, которая использовала фотографию гражданина в коммерческих целях, можно подать в суд. Если же эти ресурсы предоставляют, помимо фотографии автомобиля с номером, еще и регистрационные данные автовладельца, включая паспортные, номер телефона, адрес, то это будет считаться незаконным разглашением персональных данных. В этом случае, по мнению Смирнова, гражданин вправе обратиться в полицию с заявлением о нарушении его прав и возбуждении уголовного дела.
В свою очередь, адвокат Сергей Жорин считает, что распространение без согласия владельца информации о его автомобиле, публикация снимков авто и самого водителя, а также регистрационных знаков может расцениваться как нарушение права на частную жизнь. Неприкосновенность частной жизни сейчас защищается Гражданским кодексом (ст. 152.2). По словам Жорина, соответственно, автомобилист может подать иск и требовать устранить нарушение, те должны будут убрать информацию с сайта. Кроме этого водитель может взыскать моральный вред, который был причинен распространением информацией о частной жизни.
«Впрочем, на серьезные компенсации тут рассчитывать вряд ли стоит. Обычно суды взыскивают за такие правонарушения не больше 50 тыс. руб.», — заметил адвокат.
В свою очередь, Арег Оганесян напомнил, что ст. 152.1 ГК РФ устанавливает охрану изображения гражданина. Это означает, что обнародование и дальнейшее использование фотографий, например водителя, допускаются только с его согласия.
«Таким образом, если на этих сайтах вы увидели себя в автомобиле, вы можете требовать удаления этого изображения в судебном порядке, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения», — объясняет юрист.
Также, по его словам, запрещено нарушение неприкосновенности частной жизни. За незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений грозит уголовная ответственность по статье 137 УК РФ.
Причем даже личные вещи, которые находятся внутри автомобиля, могут составлять тайну частной жизни.
«Поэтому фотографирование внешней части автомобиля в общественном месте разрешено, но целенаправленно фотографировать интерьер этого автомобиля, предметов и лиц, находящихся внутри, делая их основным объектом съемки, незаконно без согласия владельца», — добавил юрист.
Мошенники и личные счеты
При этом, по словам Шумского, сейчас в России действуют и другие аналогичные сервисы, которые могут предоставить более полную информацию о владельце машины по регистрационному знаку (например, номер телефона). Некоторые из них представляют собой чат-боты в Telegram.
«Вот к ним как раз вопросов больше. Во-первых, откуда они черпают эту информацию для своих баз? Я не исключаю, что тут применяется коррупционный метод. Во-вторых, надо понимать, что нередко эти данные используются не для проверки машины перед покупкой или продажей, а для сведения личных счетов», — объясняет Шумский.
Также этой информацией очень часто пользуются мошенники, которым по номерному знаку необходимо пробить хоть какие-то данные жертвы. В результате во многих преступных схемах используются именно эти популярные сервисы, предупредил эксперт.
При этом он обратил внимание, что нередко в этих базах данных встречаются ошибки. Об этом стоит помнить тем пользователям, которые, например, с помощью сервиса хотят получить «динамичную» информацию об автомобиле с целью его дальнейшей покупки. Так, по словам эксперта, он лично сталкивался с ситуациями, когда один из популярных сервисов показывал неправильный пробег на его собственной машине. По его словам, не исключено, что это произошло из-за ошибки на станции ТО.
Лучшие и очень полезные приложения для водителей. Список и ссылки
«Это наше железо». Что не так с мобильными приложениями для машин
Страховщики назвали самые угоняемые автомобили в 2023 году. Антирейтинг