Письмо с разъяснениями об особенностях контроля со стороны Госавтоинспекции за не явившимися в военкоматы водителями с «замороженными» по этой причине правами было направлено во все региональные подразделения ГИБДД. С документом за подписью главы ведомства Михаила Черникова ознакомился корреспондент Autonews.ru, его подлинность изданию подтвердили близкие к МВД России источники. В письме, в частности, объясняется, грозят ли таким автомобилистам штрафы, в случае если действие их водительских удостоверений уже ограничили, но уклонисты все равно сели за руль и попались инспекторам ГИБДД.
Разбираем все нюансы.
Когда при неявке в военкомат ограничивают права и как это работает
C 11 июля 2023 года начал действовать новый порядок ограничения водительских прав для уклонистов.
Документ подготовили в МВД России, чтобы у ведомства был четкий план действий при наложении мер ограничительного характера на автомобилистов, которые стоят на воинском учете, но не явились в военкомат по повестке без уважительной причины. На явку у гражданина есть 20 календарных дней со дня, указанного в повестке: после этого военные комиссары теперь получили возможность о принятии различных временных ограничений в отношении таких уклонистов. Согласно изменениям в законодательстве, водителям, в частности, грозят:
- ограничение на пользование правом управления транспортными средствами;
- запрет на государственную регистрацию транспортных средств.
Такие ограничения должны начать действовать спустя сутки после просрочки. Ограничение снимут при явке в военкомат или если доказать, что являться туда водитель не обязан.
Что будет если все равно сесть за руль с ограниченными правами
На момент подготовки документа адвокаты предполагали, что тех, кто сядет за руль после введения ограничения, может ожидать та же ответственность, что и водителей, лишенных прав.
Согласно ч. 2 ст. 12.7 КоАП, за это грозит штраф 30 тыс. руб. либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. Однако в Госавтоинспекции указали, что в настоящее время в КоАП административная ответственность для таких автомобилистов-уклонистов просто не предусмотрена.
«В настоящее время в КоАП не предусмотрены административная ответственность, а также применение каких-либо мер обеспечения производства по делу в отношении физлиц, состоящих на воинском учете, не явившихся без уважительной причины в военный комиссариат по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, и в отношении которых сформировано решение о принятии мер ограничения», — сказано в письме.
В документе также говорится, что Минобороны предоставило в МВД России свою позицию о том, что формирование и направление решений о принятии временных мер в виде ограничения управления автотранспортом до начала работы Единого реестра сведений о гражданах, которые подлежат постановке на воинский учет, состоящих на нем и обязанных состоять, но не состоящих, законодательством не предусмотрена. Получается, что до запуска соответствующего реестра, где будут данные в том числе о водителях с замороженными из-за неявки в военкомат правами, у ГИБДД просто не будет доступа к этим данным в электронном виде.
При этом, согласно письму, если в подразделение Госавтоинспекция такие решения поступят в бумажном виде, сотрудники обязаны проинформировать об этом МВД России и довести эту позицию до Минобороны.
Ранее в Минцифры сообщали, что реестр военнообязанных заработает к осеннему призыву: обычно он проходит с 1 октября по 31 декабря.
О том, что пока у инспекторов ГИБДД нет доступа к реестру с данными о водителях с наложенными на них ограничениями по линии Минобороны России, Autonews.ru рассказал руководитель сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который занимается юридическим консультированием инспекторов. Он отметил, что пока такого реестра не существует. Более того, даже если бы он уже был запущен, текущее законодательство все равно не предусматривает никакой ответственности для севших за руль водителей, несмотря на «заморозку» прав из-за неявки по повестке в военкомат.
«Если водитель не явился по повестке, они в дальнейшем попадут в базу уклонистов и тех, у кого заморожены права. Если такого водителя остановит инспектор ГИБДД, он, конечно, поймет, что водитель есть в этой базе. Административных санкций по такой статье в КоАП просто нет. Высветится маячок, что действие прав ограничено и его, образно говоря, нужно доставить в военкомат. Но пока никаких разъяснений и указаний, что делать инспекторам ГИБДД в таком случае, нет. Будут ли сотрудники доставлять водителей в военкоматы — это под большим вопросом. Может, нас будут просто просить вызывать на место сотрудников военкомата, может дадут указание доставлять — мы ждем разъяснений», — пояснил Ильинов.
Он перечислил три примера, когда водители в принципе не могут управлять автомобилями, согласно текущему законодательству. Первый — когда у автомобилиста были права, но срок их действия истек. В таком случае, как уточнил эксперт, будет считаться, что у такого водителя формально нет прав. Второй пример — это лишение прав в рамках уголовного или административного дела. И третий — это как раз приостановление срока действия прав — то есть, водитель их не лишен, но пользоваться не может до устранения ограничивающих это право условий. Пока, как пояснил Ильинов, в КоАП есть только ст.17.17, предусматривающая наказание за нарушение временного ограничения на пользование специальным правом. Она влечет обязательные работы на срок до пятидесяти часов или лишение специального права на срок до одного года.
«Однако, данная статья касается только ограничений, наложенных в рамках исполнительного производства приставами на должника. Например, за неуплату алиментов или штрафов, и не подходит под наш случай, — сказал эксперт. — Эта статья не предусматривает ни задержания автомобиля, ни человека. Получается, что мы на водителя пока можем только составить протокол, проинформировать его, что теоретически ехать ему на машине нельзя и что ему нужно явиться в военкомат», — разъяснил Ильинов.
Он добавил, что физические такому водителю никто не будет запрещать садиться за руль и продолжать движение никто не будет. Разве что, это нельзя делать на глазах инспекторов, поскольку будет считаться неповиновенем требований.
«Поэтому и получается, что ситуация с заморозкой прав уклонистов подпадает под третью категорию. Но на уровне КоАП санкций не предусмотрено. Суть одна, но применения меры ответственности нет», — уточнил Ильинов.
По его словам, чтобы в отношении водителей-уклонистов заработали какие-либо санкции по административной части, необходимо внести поправки в КоАП — например, в ст. 17.17 прописать конкретный вид наказания, который подходит именно для такой ситуации.
В свою очередь ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала в беседе с Autonews.ru также напомнил, что похожий механизм с ограничением действия водительских удостоверений существует для неплательщиков алиментов. Согласно ему, пристав может ограничить право управления транспортными средствами должника по алиментным обязательствам.