На два полученных подряд штрафа ГИБДД с камер пожаловался автомобилист в Autonews.ru: его возмутило, что обе фиксации были сделаны всего за 18 секунд. При этом водитель признал, что действительно оба раза ехал с превышением скорости. Согласно постановлениям (есть в распоряжении редакции), первое нарушение камера сфотографировала 23 июля 2023 года в 08 ч. 08 мин. 29 сек. в Москве на ш. Энтузиастов, 38: водитель на Volkswagen Tuareg ехал со скоростью 82 км/ч при разрешенных 60 км/час. Следующая фиксация аналогичного нарушения произошла уже в районе следующего дома — в 08 ч. 08 мин. 47 сек. на ш. Энтузиастов, 40, стр. 1 — то есть через 18 сек. после первого штрафа. Таким образом, водитель получил два постановления по 500 руб. «Неужели штрафы теперь будут прилетать с соседних домов, сколько же их будет? Это вообще законно? Как близко могут стоять эти камеры», — возмутился автомобилист.
Как близко могут стоять камеры для фиксации нарушений ГИБДД
С запросом о том, как близко на самом деле могут стоять друг к другу дорожные комплексы и как часто фиксировать как одинаковые, так и разные нарушения ПДД, Autonews.ru обратился в Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД). Там сообщили, что комплексы на шоссе Энтузиастов установлены с соблюдением всех норм КОАП и стандартов. Расстояние между ними — 400 метров. Также там объяснили, что превышение скорости — это не длящееся нарушение, следовательно, постановления действительно могут приходить при каждой фиксации.
«Превышение скорости — это не длящееся нарушение (как, например, остановка под знаком «Остановка запрещена»). Водитель может мгновенно снизить скорость и прекратить нарушать ПДД. Нарушения скоростного режима напрямую влияют на безопасность движения и фиксируются каждой камерой на маршруте следования автомобиля», — сказали в ЦОДД.
Поскольку в ЦОДД не рассказали, как же близко могут висеть комплексы, Autonews.ru обратился в Минтранс России. Там в ответ на запрос сообщили, что в настоящее время расстояние между камерами, фиксирующими одно и то же нарушение ПДД российским законодательством не регламентировано.
Вместе с тем там отметили, что требования к установке камер, в том числе минимальное расстояние между ними, установлены Методикой определения мест размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, утвержденной проектным комитетом национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2019 году. Данная методика носит рекомендательный характер.
«В соответствии с ней при фиксации на участках дорог и улиц одних и тех же видов нарушений ПДД зоны контроля камер фиксации рекомендуется размещать в населенных пунктах на расстоянии не ближе 1 км друг от друга, вне населенных пунктов — не ближе 5 км друг от друга», — сообщили в Минтрансе.
Согласно документу, это расстояние можно легко менять. «Указанные расстояния могут быть сокращены в зависимости от расположения мест концентрации ДТП и потенциальных аварийно-опасных участков дороги», — говорится в методике.
В Минтрансе напомнили, что в рамках Федерального закона от 29 мая 2023 г. № 197-ФЗ актом Правительства будет утвержден единый порядок размещения средств фиксации на автомобильных дорогах Российской Федерации. Этот документ вступит в силу 1 сентября 2024 года и станет основополагающим для всего направления фото-видеофиксации нарушений ПДД.
При этом в документе также не указаны конкретные цифры и допустимые расстояния для установки стационарных дорожных камер. Там лишь, в частности, прописано, что стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации устанавливаются только:
а) на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств;
б) на аварийно-опасных участках дорог;
в) на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом одного вида, или произошло два ДТП одного вида, или четыре ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди;
г) на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;
д) в местах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорог, а также других работ, требующих введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дороге;
е) на пешеходных переходах;
ж) в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;
з) на перекрестках;
и) в местах, определяемых при осуществлении контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Примечательно, что в 2021 году в пресс-службе ассоциации производителей комплексов «Око» Autonews.ru рассказывали о некой методике Минтранса от 2019 года, согласно которой минимальное расстояние между комплексами фото-видеофиксации вне населенных пунктов составляет 1000 метров, а в населенных пунктах — 200 метров.