После трудного 2022 года, АвтоВАЗ, который обрел независимость от альянса Renault Nissan, начал искать новые возможности для развития своей модельной линейки. Autonews.ru собрал свежую официальную и неофициальную информацию о том, какие модели Lada появятся в ближайшие годы.
Что будет с Lada Vesta
Флагманскую модель АвтоВАЗа ждала печальная судьба согласно планам концерна Renault Nissan: она должна была быть заменена новым поколением, созданным на общей платформе с румынским брендом Dacia. Продолжать собственные, российские разработки бывший иностранный собственник предприятия не собирался.
Однако после ухода Renault из России в 2022 году, у Vesta появились новые перспективы. Относительно современная и достаточно хорошо локализованная платформа, разработанная специально под Vesta и запущенная в производство в 2015 году, продолжит развиваться, подтверждают на АвтоВАЗе.
Официально в компании пока не говорят о сроках появления машин следующего поколения. Точнее, там настаивают, что таковым является Lada Vesta NG, продажи которой уже стартовали в июне этого года. На самом деле речь идет о рестайлинге, в ходе которого помимо косметических изменений автомобиль получил существенно расширенный список оборудования.
В настоящий момент ведется адаптация для Lada Vesta новой автоматической трансмиссии. По неофициальной информации, речь идет о вариаторе. На предприятии при этом не скрывают, что автоматическую коробку передач будут выпускать совместно с восточным партнером, что подразумевает китайскую компанию.
Кроме того, компания уже официально заявлила, что на базе Lada Vesta в настоящий момент там разрабатывают кроссовер сегмента «B+». По описаниям, это будет переднеприводная машина с высоким дорожным просветом, близкая по параметрам к «Москвич 3».
Изначально говорилось, что кроссовер поступит в продажу в 2025 году. Теперь в компании уточнили в беседе с Autonews.ru, что данная модель появится только к концу 2025 года.
Что будет с Lada Largus
Модель Largus является копией Dacia Logan MPV первого поколения, которое выпускалось в Румынии с середины 2000-х годов, а в Тольятти прописалось с 2012 года. Несмотря на то, что этот автомобиль сложно назвать передовым в техническом плане, он обладал привлекательным соотношением цены и качества и быстро вытеснил с российского рынка всех конкурентов из числа легких развозных фургонов и бюджетных семейных универсалов.
Однако в 2022 году производство Lada Largus было остановлено из-за дефицита импортных комплектующих. В начале 2023 года президент АвтоВАЗа Максим Соколов пообещал, что производство Lada Largus возобновится ближайшей осенью.
При этом в паблике «Нетипичный АвтоВАЗ» 27 июля появилась информация о том, что выпуск Largus возобновится уже в сентябре, однако будет построено всего 600 машин. Это позволит АвтоВАЗу с одной стороны продемонстрировать возможность производства данной модели, с другой — оправдать дальнейшую приостановку выпуска отсутствием комплектующих от поставщиков.
В АвтоВАЗе отказались комментировать данную информацию, отметив, что не знают, что могло стать ее источником.
При этом собственный источник Autonews.ru, работающий в российском автопроме, утверждает, что полностью локализовать Largus практически невозможно, а потому Lada уже готовит альтернативный сценарий.
По словам источника, АвтоВАЗ не хочет оставлять нишу семейных универсалов и легких коммерческих фургонов, а потому готовит на замену Largus принципиально новую модель на базе Lada Vesta, которая формально станет минивэном. Источник описывает автомобиль как универсал Vesta со значительно возросшей высотой крыши, что позволит увеличить внутренний объем автомобиля до уровня Largus. Эту информацию на АвтоВАЗе официально также не комментируют.
Что будет с Lada Granta
Бестселлер Волжского автозавода продержится на конвейере еще несколько лет, однако уже в 2024 году начнется производство новой модели, которая концептуально станет наследником Lada Granta. Для машины уже выбрали новое имя — Lada Iskra.
Новинку построят на принципиально новой платформе, которая является локализованной версией шасси CMF-B LS концерна Renault Nissan. Разработку автомобиля начали еще при прежнем собственнике российского автоконцерна, а теперь проект решено реализовать своими силами.
Фактически, это платформа актуальной версии Dacia Logan. На этой базе планируется создать седан и универсал, а также внедорожную версию со стандартным кузовом, но в пластиковом обвесе, с перенастроенной подвеской и увеличенным дорожным просветом.
Формально платформы CMF-B LS и Lada Vesta близки по характеристикам, но на АвтоВАЗе утверждают, что смысл в том, чтобы делать модели на разном шасси все же есть. На запрос Autonews.ru в компании подтвердили, что стоимость топовой комплектации Lada Iskra не будет превышать начальную цену на Lada Vesta, которая сейчас стартует от 1,24 млн руб. Таким образом конкуренции между двумя моделями не будет.
Что будет с Lada Niva
В июне 2023 года глава АвтоВАЗа Максим Соколов в интервью газете «Коммерсантъ» подтвердил, что классическая модель Niva Legend останется на конвейере как минимум до своего 70-летия, то есть до 2027 года. При этом автомобиль продолжат модернизировать.
Ближайшая перспектива — замена двигателей на более мощные. Первоначально на «Ниву» ставился карбюраторный мотор объемом 1,6 от ВАЗ-2106. Сейчас покупателям предлагают 83-сильную версию двигателя того же семейства, но с инжектором и увеличенным до 1,7 литра рабочим объемом.
При всех своих достоинствах, данный силовой агрегат с самого начала считался недостаточно мощным для полноприводного внедорожника, что проявлялось, в частности, в том, что водители излишне часто использовали его в режиме «газ в пол». Последнее приводит с одной стороны к повышенному расходу топлива, а с другой — к снижению ресурса.
Как подтверждают на АвтоВАЗе, уже в 2024 году и для Niva Legend, и для Niva Travel предложат новые силовые установки объемом 1,6 и 1,8 литра. Это моторы, знакомые по Lada Vesta, которые планируется «развернуть» и адаптировать к продольной компоновке.
Формально в этом нет ничего невозможного. С самого начала разработки «поперечных» силовых установок для ВАЗ 2108, которые являются основой семейства всех современных двигателей АвтоВАЗа, предусматривалась и возможность их использования в моделях с классической компановкой. Некоторое время завод в Тольятти даже выпускал модель ВАЗ 21068 — «Шестерку» с 1,3-литровым мотором от «Восьмерки».
В случае с «Нивой», однако, сложностью до сих пор представлялось даже не то, что современные моторы не поместятся под капотом, а то, что трансмиссия внедорожников была не готова к увеличению мощности и крутящего момента двигателя. Однако на АвтоВАЗе обещают, что при модернизации эти нюансы будут учтены и проблем не возникнет.