За один день, 1 августа в России подорожали автомобили «Москвич» и FAW. Другие автопроизводители подняли цены еще раньше, в течение июля. Хотя в том же «Москвиче» причины не комментируют, аналитики и эксперты рынка на протяжении последнего месяца не раз предупреждали о том, что на цены давят сразу два фактора: ослабление рубля и повышение ставок утилизационного сбора.
Утильсбор подняли на иномарки, а подорожал «Москвич»
При повышении ставок утилизационного сбора стоимость машин отечественных брендов не должна увеличиваться, подчеркивали в Минпромторге. Это объясняется тем, что правительство компенсирует уплату утилизационного сбора для производителей с высокой степенью локализации. Саму меру сразу после ее принятия поддержали четыре российских автоконцерна, в том числе «Москвич».
Однако 1 августа цены поднял именно отечественный «Москвич», причем сразу весьма существенно. Так, бензиновые машины в базовой комплектации подорожали сразу на 300 тыс. руб., а электрические «Москвич 3е» на 370 тыс. руб. И это уже не первое подорожание модели с начала 2023 года — базовая цена ранее уже поднималась на 50 тыс. руб, а электрический вариант с момента старта продаж подорожал более чем на 450 тыс. руб.
Напомним, что «Москвич 3» является копией китайского кроссовера JAC JS4. Машина собирается в Москве на бывшем заводе Renault почти полностью из китайских комплектующих, что увеличивает зависимость от валютных колебаний и не позволяет рассчитывать на компенсацию утильсбора в полном объеме.
Одновременно с «Москвичом», 1 августа поднялись цены на автомобили марки FAW. Интересно, что подорожали все модели кроме кроссовера Bestune F77. Последнее может быть связано с прекращением поставок этой модели и распродажей старых запасов. Дело в том, что F77 в скором времени начнет собраться на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге и продаваться как Lada X-Cross 5.
В самом FAW эту ситуацию не комментируют, а на АвтоВАЗе признают лишь, что X-Cross 5 создан совместно с «восточным партнером».
Заметить изменения рекомендованных розничных цен на другие новые иномарки именно 1 августа Autonews.ru не удалось. Однако с начала июля цены вросли более чем на десять моделей.
Как дорожали автомобили за прошедший месяц | ||
Автомобиль | Цена 5 июля 2023 года, руб. | Цена 1 августа 2023 года, руб. |
«Москвич 3» | 1 920 000 | 2 220 000 |
«Москвич 3е» | 3 558 000 | 3 950 000 |
Chery Tiggo 4 Pro | 2 019 900 | 2 079 900 |
Chery Tiggo 7 Pro Max | 2 649 900 | 2 699 900 |
Geely Coolray | 2 174 990 | 2 204 990 |
Geely Atlas Pro | 2 398 990 | 2 508 990 |
Geely Tugella | 3 669 000 | 3 899 990 |
Haval Jolion | 1 799 000 | 1 949 000 |
Haval Dargo X | 3 119 000 | 3 269 000 |
Haval F7 | 2 299 000 | 2 349 000 |
FAW Bestune T55 | 2 289 000 | 2 339 000 |
FAW Bestune B70 | 2 338 000 | 2 378 000 |
FAW Bestune T99 | 2 950 000 | 3 000 000 |
Tank 500 | 5 199 000 | 6 299 000 |
Lada Niva Legend | 821 900 | 829 900 |
Большинство машин китайского производства подорожали не более чем на 5%. Это связано с особенностью современных китайских автомобилей на российском рынке, большинство из которых оснащается моторами объемом от 1,0 до 2,0 литра. Ставка утилизационного сбора на них выросла не столь существенно, как на машины с большей кубатурой. При ввозе юридическим лицом доплатить с 1 августа придется 127 600 руб.
Иначе обстоит дело с машинами, объем двигателей которых превышает 2,0 литра. Если не считать коммерческой техники, то в России есть только одна модель из Китая, которая поставляется официально и подпадает под указанный критерий. Это внедорожник Tank 500, объем двигателя которого самую малость не дотягивает до 3,0 литра.
В июле Tank 500 дорожал дважды, последний раз 17-го числа. В итоге его цена выросла на 1,1 млн руб. при том, что ставка утилизационного сбора для дистрибьютора увеличилась на 585,2 тыс. руб. Остальное подорожание также можно объяснить снижением курса рубля.
Что не подорожало
С начала июля 2023 года не выросли цены на отечественные автомобили Lada. Официальная стоимость Granta по прежнему стартует от 692,3 тыс. руб, а за Vesta просят менее 1,24 млн. Niva Travel осталась на отметке 1,042 млн руб и лишь классическая Niva Legend прибавила в цене 8 тыс. руб. за базовую версию — ранее на предприятии говорили, что у машины улучшилась шумоизоляция, а самый простой вариант без оной просто сняли с продаж.
Тажке прежними остались цены на китайские автомобили, которые изначально стоили выше рынка. Например, на машины марок Changan и Livan, В начале лета на фоне более популярных конкурентов они казались переоцененными, но теперь стоимость их моделей стала ближе к подросшим ценам лидеров.
Не изменились за последние дни и цены у дилеров на машины, ввезенные по параллельному импорту. Как ранее писал Autonews.ru, такие автомобили должны подорожать более всего. Однако речь идет о свежих партиях, а сейчас под видом новых японских и корейских машин в салонах представлены автомобили 2022 года выпуска, а в случае с Mitsubishi Pajero и 2019 года, но без пробега.
Неизменными остаются и цены на собираемые в России электромобили Evolute при том, что утильсбор на электрокары вырос для юрлиц примерно на 300 тыс. руб. Так, кроссовер Evolute i-Joy теперь стоит на не 1 млн, а на 1,5 млн дешевле своего одноклассника московской сборки «Москивч-3е».
Отметим, что на поставку, прохождение таможни, уплату утилизационного сбора на автомобили в России уходит до нескольких месяцев. Это значит, что ослабление рубля и повышение утильсбора могут отразиться на ценах не сразу, а в течение последующих недель.
Япония запретила экспорт машин с моторами более 1,9 л. Список моделей
Автозапчасти в России подорожают на 5–7%. Какие бренды чинить дороже
Оптовые цены на бензин опустились вниз. Но что будет с розничными