Как стало известно Autonews.ru, центр организации дорожного движения Москвы начал с помощью камер и нейросети выявлять мотоциклистов, которые в нарушение правил ездят по городу без шлемов. Материалы с камер анализируются нейросетью, проверяются в ЦОДД, после чего отправляются на проверку в ГИБДД, где уже выписывают штрафы. Autonews.ru разобрался, как работает система.
Шапка не спасет
Как настаивают столичные власти, нововведение сделано исключительно с целью повышения безопасности самих мотоциклистов. По словам заместителя мэра столицы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, с начала 2023 года в городе уже погибло 13 человек в авариях с участием мотоциклов. При этом шлем на 65% повышает шансы уберечься от травм головы и на 37% снижает риски смертельного исхода, подчеркнул заместитель мера.
Установка новых камер в городе не потребуется, уверяют в ЦОДД. На улицах Москвы уже есть около 500 комплексов, которые удалось наделить новыми функциями. Эксперимент проводился с 2021 года, и за это время удалось научить нейросеть действительно выявлять наличие или отсутствие шлема.
В частности, была решена задача научить систему отличать шлем от шапки или от какой-нибудь необычнойпрически райдера. К слову, штрафы будут приходить и за перевозку пассажиров без шлема.
Единственная категория любителей двухколесной техники, которой камеры пока никак не угрожают — это владельцы скутеров и мопедов. Для управления ими правила давно требуют наличия водительских прав любой мотоциклетной или автомобильной категории (от A1 до C и D) и шлемов на головах водителя и пассажира. А вот регистрировать в ГИБДД мопеды и скутеры с моторами объемом менее 50 кубических сантиметров пока не требуются, номера им не выдают, а значит для камер они хотя и видимы, но установить владельца и нарушителя таким образом нельзя.
В ЦОДД уверяют, что система предусматривает сразу три степени защиты от ошибок. Во-первых, это сама нейросеть, которая не только научилась отличать человека в шлеме и без оного, но и может проверять транспортное средство на соответствие типу. То есть если вы попали на камеру без шлема за рулем кабриолета, то штраф вам не придет.
Следующая ступень — проверка материалов с камер техническим отделом самого ЦОДД. Только если данные на этом этапе подтвердятся, то материалы будут переданы в ГИБДД. Это третья, последняя проверка — формально живой инспектор, а не искусственный интеллект, должен просмотреть снимок с камеры и только убедившись, что компьютер не ошибся, выписать штраф.
Наконец, если ошибка все же совершена, у мотоциклиста есть возможность обжаловать постановление в ГИБДД, в том числе через сайт «Госуслуги».
Ошибки возможны, предупреждают эксперты
В ЦОДД настаивают, что их система умеет выявлять любые типы шлемов, но опрошенные Autonews.ru эксперты сходятся во мнении, что полностью исключить ошибку невозможно. Например, уже сейчас многие байкеры предпочитают шлемы с аэрографией, когда на поверхности нанесен рисунок с изображением головы культового персонажа комикса, компьютерной игры или мультфильма.
Кто-то может даже ради эксперимента разрисовать шлем как собственную голову, не исключает эксперт по камерами фото и видеофиксаций Григорий Шихман.
«Также как с другими составами нарушений, которые контролируют камеры автоматической фиксации, гарантировано исключить ошибки средствами самодиагностики самих камер невозможно. Соответственно все материалы таких фиксаций должны отсматривать должностные лица, с целью выявления и исключения ошибок камер. Данное нарушение достаточно наглядно, но вот будут ли сотрудники ГИБДД просматривать все материалы, учитывая что на них остается нагрузка и по другим типам нарушений?», — задается вопросом эксперт.
С ним соглашается и генеральный директор компании-разработчика дорожных камер «Астралаб» Сергей Ласкин. По его словам, нейросети действительно можно научить отличать шлем от головного убора, но для этого нужна большая выборка, а полностью исключить ошибки невозможно.
«Еще в 2019 году мы делали подобную работу по заказу из Индии, где ездят не просто без шлемов, но и по три-четыре человека на двухместном мотоцикле. Это задача сложнее, но и она решаема. Есть примеры бежевых шлемов, к которым сзади крепят лисьи хвосты, и нейросеть поначалу считает, что это длинноволосый блондин без шлема. Но и такие случаи можно отработать. Главное понимать, что штрафует не камера, а сотрудник ГИБДД, который проверяет материалы. И если он будет делать свою работу вдумчиво, а не механически, но ошибок не станет», — говорит Ласкин.
Эксперт при этом отмечает, что в Москве случаев езды на мотоцикле без шлемов достаточно мало. А вот в регионах такие камеры могли бы повысить безопасность.
Что грозит мотоциклистам
Езда на мотоцикле, мопеде или скутере без шлема, как для водителей, так и для пассажиров в России приравнивается к езде с непристегнутым ремнем безопасности и карается по статье 12.6 Кодекса об административных правонарушениях штрафом в размере 1000 руб.
Аналогичные штрафы за непристегнутый ремень с помощью камер в Москве выписываются уже давно. Автомобилисты даже научились делать ремни безопасности более заметными, дабы снизить риски быть оштрафованными.
Напомним, что при оплате штрафа с течение 20 дней нарушитель вправе рассчитывать на скидку в размере 50%.
В ГИБДД вспомнили о забытом штрафе. Теперь квитанции присылают пачками
ГЛОНАСС, ABS, не те шины. В ГИБДД объяснили, за что накажут водителей