9 августа 2023 года, которое наступило в Японии в 18:00 по московскому времени, вступил в силу запрет на ввоз из этой страны в Россию целого ряда товаров, включая популярные автомобили. Машины, которые до этого времени не успели погрузить на суда, останутся в японских портах. Речь идет в первую очередь о подержанных машинах с правым рулем, которые до сих пор были популярны у жителей Дальнего Востока и Сибири. Autonews.ru разобрался, кого это затронет.
Какие автомобили из Японии нельзя будет купить
Отныне полностью запрещен ввоз в Россию из Японии автомобилей с двигателями внутреннего сгорания объемом более 1,9 литра, а также с любыми гибридными или полностью электрическими силовыми установками. Речь касается как новых, так и подержанных машин.
При этом с марта 2022 года поставки новых автомобилей напрямую из Японии в Россию практически не осуществляются. Такие автомобили попадают в Россию по каналам параллельного импорта, но через третьи страны, в первую очередь Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан и Китай. Повлиять на этот канал поставок власти Японии не могут, считает основатель компании RuCars Роман Рассудков. По его словам, японские машины из Китая покупаются в КНР непосредственно у местных партнеров.
Иное дело — поставки подержанных автомобилей на Дальний Восток. Российские автомобилисты лишаются таких минивэнов, как Toyota Alphard или Nissan Serena, почти всех серьезных внедорожников, включая популярные Toyota Land Cruiser разных серий, Nissan Patrol и Mitsubisgi Pajero, седанов семейства Toyota Mark или Nissan Skyline.
Под ограничение подходят большинство среднеразмерных кроссоверов, таких как Honda CR-V или Toyota RAV4, а также популярные гибриды семейства Toyota Prius и электромобили Nissan Leaf. Последние до сих пор оставались самыми массовыми электрическими машинами на российском рынке.
Отдельно запрещается ввоз легких коммерческих автомобилей, включая даже малокубатурные грузовички и грузопассажирские универсалы, такие как Nissan AD.
В небольших количествах из Японии возили даже подержанные премиальные машины европейских брендов, причем с левым рулем. Порой по соотношению технического состояния и цены такие машины в Японии оказываются заметно дешевле, нежели в Европе.
При этом компактные машины с малокубатурными двигателями внутреннего сгорания ввозить пока можно. В числе таких автомобилей, к примеру, значительная часть модельного ряда Honda и почти все автомобили Suzuki и Daihatsu.
Также под запрет не попадают такие популярные автомобили, как Toyota Corolla и Vitz, Nissan Note, Subaru Levorg с мотором 1,6, Mazda Demio, Mitsubishi Dingo. У некоторых из них есть и гибридные версии, но можно купить и варианты с простыми ДВС.
Сколько автомобилей из Японии обычно продают в России
Как рассказал на конференции агентства «Автостат» по итогам июля его исполнительный директор Сергей Удалов, за месяц в Россию было ввезено более 80 тыс. новых машин, но доля завезенных из Японии в них оказалась всего 0,4%.
Совсем иначе выглядит ситуация с ввозом подержанных автомобилей. Таких в июле было ввезено 51 323 шт., из которых на японские бренды пришлось почти 55%.
На японские машины с моторами объемом более 1,9 литра приходится около 10% от всего ввоза б/у автомобилей, уточнил Удалов, но он также отметил, что как минимум в Приморье в последние годы существенно вырос ввоз машин с гибридными силовыми установками, которые теперь поставлять запрещено.
Накануне введения запрета японское издание Japan Posts привело данные исследования, подготовленного Teikoku Databank. Согласно ему, с марта 2022 года бизнес японских компаний с Россией сократился на 30%, при этом отдельные отрасли, напротив, выросли.
Так, увеличились поставки морепродуктов из России в Японию: по этому показателю Россия вышла на четвертое место, уступая только США, Китаю и Чили. А в ответ Япония увеличила поставки именно подержанных автомобилей в Россию.
Как ранее сообщал ТАСС со ссылкой на Дальневосточное таможенное управление, за две недели, с 24 июля по 6 августа, поставки машин из Японии выросли на 33% по сравнению с предыдущими двумя неделями, с 11 254 до 15 071 машин. При этом владивостокское издание vl.ru уточняет, что этот рост не связан с запретом со стороны Японии.
Участники рынка рассказали vl.ru, что с момента покупки машины на аукционе в Японии до момента прохождения таможни в России уходит месяц. При этом о том, что Япония готовит новые экспортные ограничения, впервые стало известно 18 июля, а официально решение было принято 28 июля.
Издание делает вывод, что купленные перед 9 августа машины из Японии еще не могли успеть пройти российскую таможню, а рост таможенных оформлений с 24 июля по 6 августа связан с тем, что поставщики спешили ввезти машины и уплатить утилизационный сбор до 1 августа, когда ставки утильсбора были резко повышены.
Это значит, что в ближайшие недели через таможню на Дальнем Востоке может пройти еще больше машин. Это подтверждает и Удалов, который в начале августа лично был во Владивостоке и видел скопление автомобилей в порту.
От запрета выиграют китайцы и АвтоВАЗ
Российские власти считают санкции незаконными. Представитель МИДа Мария Захарова заявляла, что такие меры негативно скажутся на торговле между странами, но на деле приведут лишь к развитию отечественной автомобильной промышленности и росту товарооборота с Китаем.
Главной жертвой новых санкций станет рынок новых машин в самой Японии, говорит независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев.
«Если из страны не уходят подержанные машины, то хуже начинают продаваться новые. Как это может повредить России, я не понимаю, никакой логики в этом нет», — говорит эксперт.
По словам Бургазлиева, никакого дефицита машин даже на Дальнем Востоке из-за решения властей Японии не возникнет. Эксперт называет три типа автомобилей, которые заменят ушедшие с рынка модели.
Во-первых, это все те же японские машины, но модели, которые под санкции не подпали. Поставщики просто переориентируются на другой модельный ряд с моторами объемом до 1,9 литра.
Во-вторых, за счет новых санкций отечественные автомобильные бренды могут пусть немного, но нарастить свое присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке.
Наконец, подержанные машины можно везти не только из Японии, но и из Китая и Кореи, причем не только местных, но и японских брендов, напоминает Бургазлиев. В конечном итоге это может хотя бы частично решить проблему с правым расположением руля на эксплуатируемых в России машинах. По данным «Автостата», во Владивостоке и Приморье доля таких автомобилей сейчас составляет около 80%.