Ралли-рейды — это тяжелое испытание для всех участников. Взять, к примеру, главную гонку Евразии — марафон «Шелковый путь». Изнуряющая жара, сложные маршруты с навигационными загадками, разнообразное покрытие, броды, ухабы и множество других внедорожных «прелестей». И так — на протяжении 9 дней и на дистанции свыше 5 тысяч километров. Часто на финиш спецучастков первыми приезжают не легковые прототипы категории Т1 и не юркие мотовездеходы зачета Т2, а грузовики! Когда мимо тебя на полной скорости проносится такая громадина и потом умудряется вписаться в поворот, испытываешь фантастические ощущения.
Долгожданная победа
Но для того, чтобы выиграть такую гонку, одной лишь скорости недостаточно. Нужно не заплутать на спецучастке, не получить штрафные секунды, которые здесь щедро раздают за все, даже за прибытие на пункт контроля времени не в «свою» минуту. Должна выдерживать экстремальные нагрузки техника, которая работает на износ, а с ней — механики, которые каждую ночь гонки проводят в работе над ее подготовкой к новому этапу.
У Сергея Вязовича, лидера команды «МАЗ-СПОРТавто», призера Дакара, опытнейшего гонщика с «Шелковым путем» особая история. Он с самого первого ралли «Шелковый путь» (то есть, с 2009 года!) боролся за заветную статуэтку белого тигра, но главная гонка на евразийском континенте никак ему не покорялась. Все время кто-то из бело-синей армады «КАМАЗ-мастер» оказывался впереди — Вязовичу либо не хватало скорости, либо случались ошибки, либо подводила техника.
И в его тринадцатом по счету «Шелковом пути» гоночная Фортуна наконец-то решила воздать ему сполна за выносливость и настойчивость. Вязович уже со второго спецучастка вывел свой красный МАЗ-6440RR в лидеры гонку и первую позицию больше не никому не уступил — остальные 7 этапов его экипаж возглавлял грузовой зачет гонки и завоевал победу.
За успехом скрывается работа не только всей команды (куда входят механики и штурман Павел Гаранин), но и технических партнеров, ответственных за защиту двигателя и всех узлов — моторных и трансмиссионных масел. Из-за экстремальных условий эксплуатации в автоспорте предъявляются очень высокие требования к смазочным материалам. По техническому регламенту гоночный грузовик должен был построен на основе серийного двигателя и трансмиссии, и уже 10 лет для своих прототипов и сервисной техники «МАЗ-СПОРТавто» выбирает серийное масло G-Energy, доступное каждому водителю.
Как устроен гоночный «МАЗ»
В последние годы команда «МАЗ-СПОРТавто» использует грузовики МАЗ-6440RR капотной компоновки — как говорит Сергей Вязович, она снижает нагрузку на экипаж, потому что не нужно сидеть прямо на колесе. А именно у экипажей на грузовиках распространены травмы позвоночника компрессионного характера — ведь даже разбитые участки гонщики пытаются проходить без снижения скорости!
Полноприводный (с формулой 4х4) грузовик весит 9,5 тонн и при этом может разогнаться до сотни всего за 8 секунд! Максимальная скорость на ралли «Шелковый путь» в целях безопасности для этих гигантов ограничена отметкой 140 км/ч, но в прошлом году на льду Байкала со снятым электронным «ошейником» Вязовичу удалось разогнать этот МАЗ аж до 203 км/ч!
Заслуга таких результатов прячется под большим красным «носом». Это — шестицилиндровый турбодизель Gyrtech объемом 12,5 литра, характеристики которого поражают: 1000 лошадиных сил и 4500 Нм крутящего момента! Коробка передач — автомат Allison.
Испытано на ралли «Шелковый путь»
«С G-Energy мы сотрудничаем уже 10 лет, часть рецептур создавалась нами в научно-техническом сотрудничестве. Мы не меняем масло на протяжении всей гонки. Когда-то раньше мы перестраховывались и меняли его раз в несколько дней, но динамика сохранения ресурса и состояние двигателя показывают, что масло прекрасно выдерживает всю дистанцию. Мы ежедневно сдаем пробу масла для диагностики — особенно, после сильно запыленных участков. В смазочных материалах у нас сомнений нет, но может подвести, например, фильтр. Поэтому важно знать, все ли в порядке», — Сергей Вязович.
По всему маршруту ралли за спортивным караваном следует мобильная лаборатория G-Energy, эксперты которой за считанные минуты проводят не только анализ масел, но и диагностику техники.
Технические специалисты определяют порядка 30 параметров, в том числе изменение вязкости и наличие примесей. Например, попадание в масло топлива. Это абсолютно нормальный процесс для двигателя, работающего в гоночном режиме, но важно, чтобы нормируемые параметры не выходили за границы, определенного классом вязкости, потому что в этом случае есть риск разрыва масляной пленки на трущихся деталях.
«Мы используем спектрометры, который определяют химический состав масла и наличие в нем посторонних примесей. Повышенное содержание металлов свидетельствует о механическом износе, а избыток кремния — это попадание в масло песка. И нужно оперативно это устранять в случае выявления критических показателей, чтобы избежать абразивного износа и выхода техники из строя», — Роман Лыченков, технический специалист лаборатории G-Energy.
Если какие-то показатели выходят за рамки нормальных, специалисты G-Energy рекомендуют командам поменять масло, чтобы избежать дальнейшего повышенного износа двигателя и его поломки.
Все наблюдения специалисты проводят в динамике — это дает возможность фиксировать как двигатели или другие узлы работают в разных условиях. Опыт работы в гонках позволил лаборатории разработать собственное ПО с использованием искусственного интеллекта и обучить его множеству ситуаций по эксплуатации разной техники. Теперь лаборатория может не просто фиксировать диагноз, но и прогнозировать его. А это — хорошее подспорье для механиков и, своего рода, страховка от внезапной поломки.
Интересно, что технология, вышедшая из автоспорта, теперь доступна для автопарковили промышленных предприятий. Высокочувствительное оборудование работает со всем, где есть смазочные материалы.