Ровно 25 лет назад, в понедельник, 17 августа 1998 года правительство России объявило технический дефолт по большинству бумаг государственного займа. Говоря простым языком, это означало, что у государства кончились деньги в том числе на то, чтобы обеспечивать платежеспособность национальной валюты. До конца года курс рубля по отношению к американскому доллару упал с 6,3 до 20 с лишним рублей.
Хорошей новостью для населения было то, что одновременно рухнули цены на отечественные автомобили, которые тогда указывались в долларах. Это серьезно подстегнуло спрос на отечественные машины и стало началом короткого периода золотой эры российского автопрома.
Lada за 200 тыс. руб. по курсу 2023 года
Весной 1999 года автомобилист Юрий с семьей приехал на дачу на новеньком седане ВАЗ 21099, купленным им за $3,4 тыс. Тут важно отметить, что до второй половины 2000-х годов цены на автомобили как отечественного, так и импортного производства в салонах дилеров указывались в условных единицах, под которыми подразумевались доллары по курсу ЦБ на день покупки.
Юрий с плохо скрываемой гордостью показывал покупку своему соседу, собеседнику Autonews.ru Анатолию. Последний взял свой хетчбэк ВАЗ 21093 того же семейства за год до этого за $8,5 тыс. И то была замена угнанной прежде машине той же модели, но в лучшей комплектации, которая и вовсе обошлась Анатолию почти в $11 тыс.
Юрий в тот раз оказался мудрее. Он не спешил тратить свои долларовые накопления и продолжал ездить на ВАЗ 21061 еще советского производства до того момента, как валютные цены на автомобили Lada рухнули. Чтобы очень дешево купить себе новенькую «девяносто-девятую».
Машины девятого семейства в те годы считались достаточно престижными. В модельном ряду того же АвтоВАЗа имелись модели дешевле. Так, за ВАЗ 2105 к концу 1998 года просили $2 тыс., а автомобиль «Ока», который был разработан на ВАЗе, но выпускался уже только на КамАЗе и СеАЗе в Серпухове, стоил и вовсе от $1,5 тыс. Переводя на современные курсы, новую модель Lada с пятиместным салоном можно было купить примерно за 200 тыс. руб.
Дефолт 1998 года подарил России семейство ВАЗ 2110. Эти машины поступили в продажу еще в 1996 году, но по цене в $12 тыс. и выше они пользовались, мягко говоря, ограниченным спросом. К 1999 году цены упали в два-три раза. Уже в 2001 году Анатолий своеобразно отомстил Юрию, приобретя хетчбэк ВАЗ 2112 того самого «десятого» семейства за $5,9 тыс.
Это была новейшая и самая современная модель Lada на тот момент. С климат-контролем, электрическими стеклоподъемниками всех дверей, аудиосистемой, мощным 16-клапанным инжекторным мотором и «максималкой» в 185 км/ч она стоила ровно в три раза дешевле новенького Peugeot 307 со схожими характеристиками, который в тот же год был куплен мужем для старшей дочери Анатолия за $21 тыс.
Короткий ренессанс российского автопрома
Первые годы после дефолта 1998 года стали своеобразным и довольно коротким золотым веком для российской автомобильной промышленности. Если за весь 1998 год в стране было выпущено 986 тыс. легковых машин, то к 2002 году эта цифра достигла 1 млн 22 тыс. штук.
Рост был достигнут исключительно за счет отечественных марок. Их производство выросло с 973 тыс. в 1998 году до 1 млн 13 тыс. в 2002. При этом выпуск иномарок в России упал с 13 тыс. штук в 1998 году до всего 4 тыс. штук в 2001.
Напомним, что в эти годы уже существовал завод «Автотор», который собирал в Калининграде Kia Sportage, а также группа Донинвест, делавшая в Ростове машины Daewoo Espero и как раз накануне дефолта запустившая выпуск свежих моделей Daewoo под собственным брендом.
АвтоВАЗ ответил на неожиданный подарок в виде ослабления рубля серийным производством 16-клапанных моторов, расширением «Десятого» семейства за счет универсала ВАЗ 2111 и хетчбэка ВАЗ 2112, рестайлингом «Девятки» в виде модели «Самара-2», мелкосерийным выпуском минивэна «Лада Надежда», а также созданием СП с General Motors по выпуску Chevrolet Niva.
Наконец, уже в 1999 году дебютировала Lada Kalina, которая после модернизации прекратилась в Lada Granta. Это самый продаваемый автомобиль в России и в 2023 году.
Не отставали и другие автопроизводители. Дефолт 1998 года на несколько лет отсрочил банкротство «Москвича», позволив запустить в производство относительно массовую модель «Святогор». В Ижевске наконец смогли начать массовый выпуск модели «Ода», свернутый в 2005 году. ГАЗ предпринял одну из последних попыток создать новую «Волгу» собственной конструкции на примере модели 3111. Этот проект провалился, но завод на десятилетия вперед утвердился в роли лидера рынка легких грузовиков — «Газелей».
Наконец, именно после дефолта 1998 года Ульяновский автозавод сумел довести до ума новое, третье по счету поколение своих внедорожников. Сейчас эта машина известна как UAZ Patriot.
Иномарки умерли. Да здравствуют иномарки!
Дефолт 1998 года нанес ощутимый урон по продажам новых иномарок в России. По данным агентства «Автостат», объемы продаж официальными дилерами снизились с 71,8 тыс. в 1998 году до 46 тыс. в 1999 году.
Как уже было сказано выше, сборка иномарок в России, стартовавшая в 1990-е, фактически приостановилась. А проект «Донинвест», который можно было бы сравнить с современным проектом перезапуска бренда «Москвич», за которым скрывается сборка китайских машин под российской маркой, был закрыт.
Весной 1998 года на обложках российских автомобильных журналов красовалась Alfa-Romeo 156, машина, которую в том году признали автомобилем года в Европе. До России она тоже добралась, но массовой так и не стала.
В 1999 году титул «Автомобиль года в Европе» выиграл уже совсем другой автомобиль. Им стал Ford Focus первого поколения. Видя успех отечественных автомобильных брендов, Ford одним из первых понял, что богатеющие российские покупатели выбирают Lada только потому, что иномарки втрое дороже. И за счет российской сборки решил исправить ценовое различие.
Именно Ford стал первым концерном, организовавшим массовую сборку своей популярной модели в России. За ним последовали Volkswagen с моделью Polo и Hyundai с моделями Solaris и Kia Rio. Подоспел и Renault, который начал выпуск в Москве седанов Logan, а позже кроссоверов Duster. Спустя менее 10 лет после дефолта, зимой 2008 года было объявлено о покупке группой Renault значимой доли акций «АвтоВАЗа».
Начиная с 2002 года продажи иномарок в России, особенно машин российской сборки, возобновили рост, а уже по итогам 2006 года автомобили иностранных брендов обошли отечественные марки по продажам.
Собеседник Autonews.ru Анатолий осенью 2003 года сменил двухлетнюю Lada 2112 на новенькую Mitsubishi Carisma, которая в топовом исполнении обошлась в $19 тыс. Его сосед Юрий, урвавший ВАЗ 21099 за $3,5 тыс., спустя три года с момента измены Анатолием российскому автопрому, сам припарковал у себя на участке новенькую Kia Cee’D.
16 августа 2023 года тот самый Юрий спросил у корреспондента Autonews.ru совета касательно смены его пятилетней Hyundai Creta на новый китайский Changan CS55 Plus. За ухоженную Creta с небольшим пробегом 2018 года сейчас дают 1,8 - 2 млн руб., новый китаец классом выше и обойдется в 2,63 млн минимум. Таким стал выбор машин через 25 лет после дефолта.
Повторить Focus не удастся
Независимый консультант в сфере автопрома Сергей Бургазлиев, работавший в 2000-е годы директором по стратегическому маркетингу ЗИЛа, отмечает, что повторения успеха после 1998 года в текущей ситуации на фоне ослабления рубля от российского автопрома ожидать не стоит.
По его мнению, это связано с тем, что сейчас российской экономике дефолта не грозит. С другой стороны, российская валюта в последние месяцы действительно слабеет относительно зарубежной, отмечает эксперт.
Однако теперь в легковых автомобилях Lada и UAZ доля импортных комплектующих в расчете от себестоимости уже приближается к 50%, отмечает эксперт. У новых «Москвичей» она близка к 100%, и только «Газели» остаются до известной степени отечественным продуктом, говорит Бургазлиев.
По его словам, даже если курс рубля, как в 1998 году, осенью рухнет в три раза, то теперь это отразится и на стоимости отечественных машин, так как она зависит от цен на импортные комплектующие. При этом эксперт подчеркнул, что если в первой половине 1998 года площадки по продаже автомобилей Lada были переполнены, то сейчас на эти машины без всякого дефолта наблюдается некоторый дефицит. Иными словами, брендам вроде Lada надо решить производственные, а не рыночные проблемы.