За первое полугодие 2023 года курс рубля к доллару упал на 17,5%: в январе 1 доллар США стоил 67–70 руб., к августу его стоимость повысилась: по курсу ЦБ на 22 августа 2023 года доллар стоит 91,14 руб. При этом cпрос на легковые автомобили в 2023 году растет: согласно аналитической базе данных «Автоспектр», этот показатель вырос в 1,7 раза: в январе количество автомобилей, поставленных на учет, составляло 47 660, в июне — 81 059. Автомобильные дилеры и эксперты рассказали, что будет с ценами на машины в России и стоит ли ждать более подходящего времени для покупки машины.
Предпосылок для снижения цен на автомобили нет
В 2023 году предпосылок для снижения цен на новые и подержанные автомобили нет. Об этом заявил Autonews.ru генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» (в том числе специализируется на BAIC, Changan, EXEED, Chery) Андрей Терлюкевич.
«Снижение курса рубля и повышение утилизационного сбора уже негативно отразились на политике ценообразования автоконцернов, а к осени даже при укреплении рубля цены в прайс-лиcтах дилерских центров могут еще прибавить от 3 до 12%», — спрогнозировал эксперт.
Терлюкевич считает, что в 2023 году интерес россиян к новым автомобилям остается стабильным и не слишком отличается по месяцам из-за нехватки машин, поэтому уровень спроса по-прежнему превышает предложение в сегменте новых автомобилей.
«Предновогодних скидок в 2023 году не будет, как это было раньше. Ведь нет необходимости распродавать остатки текущего года и освободить место на складах для моделей следующего, так как количество ввозимых новых автомобилей в Россию существенно сократилось», — поделился участник рынка.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ АВИЛОН (в частности, представляет марки BMW, Jetour, Kaiyi) Ренат Тюктеев предполагает, что в текущих условиях причин для снижения цен на рынке нет, и сомневается, что они появятся.
«В ближайшие месяцы автомобили продолжат дорожать. Основной рост мы увидим осенью. Он произойдет на фоне ситуации с курсом валют, а также утильсбора. Стоимость увеличится во всех сегментах рынка — то есть подорожает параллельный импорт, автомобили китайских и отечественных брендов. Отмечу, что скорость роста цен в данных сегментах будет разная. Быстрее подорожает параллельный импорт, более сдержанно — автомобили китайских брендов», — говорит Тюктеев.
Представитель компании отметил, что дилерский центр фиксирует повышенный спрос среди клиентов, и объяснил это желанием избежать покупки по более высокой цене.
«Динамика цен на новые автомобили в июле была достаточно сдержанной, в среднем они выросли на 70 тыс. руб. Затем с 1 августа цены повысились по ряду брендов в среднем от 120 тыс. до 600 тыс. руб. и выше. Соответственно, сезонности покупок автомобилей на рынке сейчас нет, данная тенденция не столь актуальна», — сказал Тюкеев.
Независимый автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев также считает, что снижения цен ждать не стоит, поскольку спрос среди населения сохраняется, при этом логистика дорожает, а утилизационный сбор в очередной раз вырос.
Что происходит с подержанными автомобилями
В отличие от рынка новых автомобилей, где дилеры до сих пор говорят о превышении спроса над предложением, ситуация с подержанными машинами выглядит наоборот, рынок автомобилей с пробегом насыщен. На это указал руководитель группы по работе с ключевыми клиентами «Авито Авто» Владислав Иванов.
По данным «Авито Авто», в апреле—июне текущего года продажи на рынке автомобилей с пробегом выросли на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена подержанных машин, представленных на площадке, во втором квартале 2023 года увеличилась по сравнению с первым кварталом на 8,9% и достигла 599 тыс. руб.
«Одним из трендов, оказавших позитивное влияние на состояние рынка, стал ввоз автомобилей из-за границы. В параллельном импорте на рынке России преобладают предложения от дилеров: в мае 2023 года в сегменте автомобилей с пробегом они составили 33%», — рассказал Иванов.
Когда лучше покупать автомобиль — летом или осенью
Если раньше эксперты советовали покупать автомобили в летний, более спокойный период, то теперь фактор сезонности исчез. Об этом, в частности, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
«Если раньше можно было что-то прогнозировать касательно сезонности покупки, то сейчас никакого прогноза нет. Спрос на автомобили только стал восстанавливаться, в течение последних полутора лет мы наблюдали большой провал. Цены постоянно меняются из-за курса национальной валюты, к тому же пошлины и сборы только растут», — отметил он.
Владислав Иванов подтвердил, что понятие сезонности размылось. Так, по его словам, если раньше июнь—июль считались периодом снижения спроса, то в этом году, наоборот, наблюдается повышение интереса россиян к приобретению автомобиля в летние месяцы. Это, по его словам, связано в том числе с повышением утилизационного сбора с 1 августа 2023 года.
Сергей Бургазлиев посоветовал не откладывать покупку, если приобретение планировалось уже давно. «Из-за разницы в курсах валют, повышения утилизационного сбора и возможного подорожания логистических потоков цены на машины к середине сентября точно подорожают, вопрос в том, на сколько», — сказал эксперт.
Такого же мнения придерживается и Ян Хайцеэр. «Если водителю нужен автомобиль, то лучше покупать его сейчас и не ждать никаких скидок, зависящих от сезона. Их не будет, — советует он. — Машины уже и так подорожали в цене из-за падения рубля, повысился утилизационный сбор. Из-за этого начался ажиотаж в приобретении автомобилей. Именно поэтому в июле наблюдался рост спроса — люди хотели успеть купить авто по более низким ценам».
Почему спрос на автомобили растет, несмотря на их подорожание
В России в июле 2023 года официальными дилерами было продано 52 832 автомобиля, говорится в отчете Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это на 63% больше, чем за аналогичный период 2022 года, когда удалось реализовать только 32 412 машин.
При этом по итогам первых семи месяцев рынок остается в минусе. С начала 2023 года было продано 333 611 автомобилей, что на 9,6% меньше результатов первых семи месяцев 2022 года.
Такой рост, по мнению Бургазлиева, обусловлен также отложенным спросом, который перешел в текущий период с 2022 года, и новыми поставками моделей из Китая.
«В 2022 году китайский автопром не был готов к такому спросу с нашей стороны, в этом году уже все поставлено на поток. Многие европейские автомобили стали недоступны, поэтому сейчас внимание россиян приковано к китайским брендам — к примеру, Changan, Exeed, Geely, Cherry, Haval», — говорит автоэксперт.
Почему дорожают автомобили
С 1 августа 2023 года в России повысился утильсбор на ввозимые для перепродажи легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы. Это коснулось как новых, так и подержанных машин. Данный параметр в среднем вырос в 1,7–3,7 раза. Эти изменения, по оценке опрошенных участников рынка, также значительно повлияли на рост цен — такие дополнительные расходы продавцы традиционно перекладывают на покупателей.
Например, для автомобилей в возрасте до трех лет с объемом двигателя 1–2 л коэффициент возрос с 8,92 до 15,03. Раньше величина утилизационного сбора была 178,4 тыс. руб., а с 1 августа она поднялась до 300,6 тыс. руб. Для подержанных машин с объемом мотора 1–2 литра утильсбор увеличился с 313,8 тыс. руб. до 528,8 тыс. руб.
Еще сложнее ситуация обстоит с автомобилями с ДВС большого объема. Так, для новых автомобилей с двигателями 2–3 л утильсбор возрос с 281,6 тыс. руб. до 844,8 тыс. руб. Для подержанных машин с такими же характеристиками он поднялся с 480,2 тыс. руб. до 1,279 млн руб.
По прогнозам специалистов ГК «АвтоСпецЦентр», повышение утильсбора в первую очередь окажет влияние на параллельный импорт автомобилей, объем двигателя которых превышает 2 л.
«Сейчас оформление автомобилей из-за рубежа зачастую осуществляется на физических, а не юридических лиц. До настоящего времени физлица платили льготный утильсбор в размере 3400 рублей. Однако с 1 августа согласно новым правилам такой сбор смогут уплачивать только те лица, которые оформляют не более одного авто в год и не продают автомобиль ранее чем через год», — отметили в компании.
Там добавили, что при этом объем двигателя импортируемого автомобиля не должен превышать 3 л. Во всех остальных случаях ввоз в страну автомобилей не будет облагаться льготным утилизационным сбором.
Согласно исследованию автодилера (имеется в распоряжении Autonews.ru), для некоторых моделей Hyndai, Mazda, Kia, Mitsubishi, Toyota повышение утильсбора будет означать увеличение стоимости автомобиля минимум на 20%. По этой причине в компании в скором времени ожидают падение спроса на отдельные модели этих марок. При этом в компании считают, что цены на отечественные и китайские автомобили останутся на прежнем уровне или вырастут несущественно. В то же время стоимость автомобилей премиум-сегмента, согласно исследованию, может вырасти на 1,231 млн руб.
«Отдадим ниже рекомендованной цены». Сколько «Москвич» стоит у дилеров
С 1 августа эти машины подорожают на 20% из-за утильсбора. Список
В России подорожали «параллельные» автомобили. Сколько стоят Kia и Toyota