Кто такой Ники Лауда
Андреас Николаус (Ники) Лауда (22.02.1949–20.05.2019) — трехкратный чемпион мира «Формулы-1», самый успешный австрийский автогонщик. Два своих высших титула в королевских гонках завоевал после страшной аварии во время Гран-при Германии 1976 года, последствия которой ощущал всю жизнь. Кроме того, Лауда — единственный из пилотов «Формулы-1», ставший чемпионом в составе команд Ferrari и McLaren, первая из которых — лидер по числу побед в Кубке конструкторов, а вторая — бронзовый призер. За выступающие верхние резцы Ники получил прозвища Крыса, Суперкрыса и Король-крыса. Лауду также называли компьютером за очень расчетливую манеру пилотирования и умелое выстраивание стратегии на протяжении всего чемпионата. В 1993 году австриец стал членом Международного зала автоспорта в США. После завершения карьеры гонщика и до последних дней жизни Лауда, хотя и занимался бизнесом в сфере авиаперевозок, оставался тесно связан с миром «Формулы-1».
Биография Ники Лауды
Если ты принадлежишь к семье видных банкиров и промышленников Австрии, то твоя судьба в 99% процентах случаев предопределена, но Ники умудрился стать отщепенцем. А все начиналось с того, что 12-летнему подростку родственники доверяли парковать свои автомобили. Знали бы они, к чему это приведет!
Карьера Ники Лауды
Угоны злобного маленького Austin Cooper S1300 из отцовского гаража не в счет. Дальше — больше. Ники свернул на кривую дорожку автоспорта, начав с различных младших формул. Ярким дарованием австриец не выглядел, но страсть к скорости уже овладела им. Разорвать эту связь не смогли ни угрозы степенных старших представителей рода, ни даже отлучение от семейного кошелька. Ники нашел выход. Используя громкую фамилию, он набрал банковских кредитов для продолжения своей гоночной карьеры. Именно на заемные деньги Ники в 1970 году приобрел спорт-прототип Porsche 908, а годом позже купил себе место в March, гоночной команде, которая выступала и в «Формуле-2», и в «Формуле-1». Дебют Лауды в королевских гонках в 1972 году оказался настолько разочаровывающим из-за неконкурентоспособных машин March 721 и особенно 721X, что австриец задумался не только о завершении карьеры пилота, но даже о самоубийстве, к чему подталкивал неподъемный долг в 200 тыс. «еще тех» долларов.
Однако вместо того, чтобы свести счеты с жизнью, Ники… удвоил свой долг ради получения места в команде BRM на сезон 1973 года. В итоге всего два набранных очка, 18-е место в личном зачете и… место пилота в легендарной скудерии Ferrari. Помогли упорство Ники и счастливый случай. Во время Гран-при Монако Лауда, квалифицировавшийся шестым, выжимал все из своего BRM P160, вырвался на третье место и удерживал его до поломки коробки передач на 24-м круге. Наблюдавший за гонкой по телевизору Энцо Феррари обратил внимание на австрийца, а позже оценил и его бесстрашный пилотаж во время дождевой тренировки на трассе Зандворт в Нидерландах. Так совпало, что Scuderia Ferrari, переживавшей очередной кризис, требовалась молодая кровь, а тут еще приглашенный в Ferrari швейцарец Клэй Регаццони, напарник Лауды по BRM, отрекламировал австрийца Коммендаторе как умного и безошибочного пилота.
Лауда оправдал кредит доверия, принеся Scuderia Ferrari первую с 1972 года победу в «Формуле-1» уже в четвертой гонке сезона-1974. Австриец завершит его, имея в своем активе девять поулов, две победы в Гран-при и четвертое место в личном зачете, что позволит выбить у Энцо Феррари рекордный контракт на $300 тыс. Коммендаторе уступил еще и потому, что Лауда оказался не только быстр в гонках, но и великолепным тест-пилотом. Много позже Лука ди Монтедземоло, руководивший гоночной командой Ferrari в момент прихода туда Лауды, скажет, что австриец с его врожденным чутьем внес в развитие Scuderia Ferrari даже больший вклад, чем Михаэль Шумахер, чья карьера пришлась уже на компьютерную эпоху.
А все последующие поколения пилотов «Формулы-1» должны быть благодарны Ники за то, что тот, подняв планку своей зарплаты на новый уровень, вызвал тем самым цепную реакцию. Ей не позволил заглохнуть Лауда, который, одержав пять побед в Гран-при на исключительно удачной Ferrari 312T, стал чемпионом мира 1975 года и принес скудерии первый за 11 лет Кубок конструкторов. Только после этого, да и то с помощью Клэя Регаццони, австриец наконец скинул с плеч груз задолженности перед банками.
На следующий год Ники буквально полетел к своей второй виктории в «Формуле-1», но 1 августа 1976 года едва не стало для пилота последним днем в его жизни. О произошедшем тогда на еще старом «Нюрбургринге» подробнее читайте чуть ниже, однако для понимания характера Лауды куда более показательно то, что произошло после страшной аварии. Траектория судьбы австрийца на коротком отрезке до конца сезона выписала размашистую синусоиду. Ники, которого возвели в ранг практически античного героя после возвращения в гонки с незажившими ранами, превратился в без малого отверженного внутри скудерии, когда в решающем Гран-при Японии в сильнейший ливень сошел после второго круга, сославшись на чрезмерный риск управления машиной, усугублявшийся невозможностью сколько-нибудь нормально видеть из-за слезившихся после аварии глаз и моргать сгоревшими веками. Эти драматические события, в результате которых чемпионом мира 1976 года стал англичанин Джеймс Хант, легли в основу сюжета ленты «Гонка» (2013) режиссера Рона Ховарда, получившей две номинации на премию «Золотой глобус».
В 1977 году Лауда, который выступал очень ровно, уйдет из Ferrari, как только обеспечит себе чемпионский титул за несколько гонок до конца чемпионата. Следующие два сезона австриец без особых успехов проведет в команде Brabham, но все же отметится победой в Гран-при Швеции-1978 на революционной машине BT46, прозванной пылесосом за использование огромного вентилятора под днищем, который увеличивал прижимную силу. Новшество признали не соответствующим регламенту, но результаты гонки отменять не стали. В следующем сезоне из-за постоянных технических проблем Лауда набрал лишь четыре очка и объявил о своем уходе из гонок за два этапа до завершения чемпионата.
Ники уже было чем заняться. Австриец, которому наскучили «полеты на бреющем» на болидах «Формулы-1», почувствовал себя птицей высокого полета и основал чартерную авиакомпанию Lauda Air. Позже Ники будет возглавлять еще две авиакомпании, в названии которых будет присутствовать его имя или фамилия. Впрочем, тщеславие Лауды было своеобразным. Впервые став чемпионом мира, гонщик отдал все свои кубки за победы в прошлых соревнованиях хозяину располагавшегося рядом с его домом гаража в обмен на бесплатную мойку и обслуживание своей машины на каждый день.
Ники, считавший, что управлять новым бизнесом куда сложнее, чем выиграть три чемпионата мира, тем не менее всерьез и надолго заболел небом, получил пилотское свидетельство и даже садился за штурвал самолетов своих авиакомпаний. Но в начале 1980-х потребность в финансировании еще не слишком раскрученного «летучего» бизнеса вернула Лауду в «Формулу-1» с рекордным контрактом на $3 млн, из которых, по словам австрийца, лишь один доллар служил оплатой за пилотирование машины, а остальное приходилось на роялти за использование его имени.
Два года в McLaren прошли без особых взлетов, а сезон 1984 года подтвердил, что Ники прозвали компьютером не просто так. По итогам первенства Лауда уступил своему молодому напарнику, Алену Просту, по числу побед (пять против семи), но в решающей гонке, стартовав 11-м, сумел прийти на финиш сразу следом за французом, что обеспечило австрийцу третий титул с перевесом… всего в полочка. Прост, став четырехкратным чемпионом мира, открыто говорил о том, как многому он научился у Лауды. Эти уроки позволили Алену впервые завладеть короной уже в 1985 году, тогда как Ники, которого одолевали технические проблемы, завершил сезон на десятом месте и объявил об уходе — на этот раз окончательном — из королевских гонок.
Личная жизнь Ники Лауды
С 1976 по 1991 год Ники был женат на Марлен Кнаус, австрийке с примесью чилийской крови. От этого брака родились двое сыновей, Матиас и Лукас. Первый пошел по стопам отца, но, выступая во многих дисциплинах автоспорта, включая DTM, Суперкубок Porsche и NASCAR, особых успехов не добился, зато трудоустроил брата в качестве своего менеджера.
Вторая жена Лауды, Биргит Ветцингер, была стюардессой в авиакомпании будущего мужа, которому в 2005-м отдала для пересадки свою почку, после того как полученная Ники от его брата не прижилась. В сентябре 2009 года Биргит подарила супругу двойню, Макса и Мию.
Авария Ники Лауды
В 1976 году судьба предупреждала Ники об опасности дважды. Сначала гонщик рядом со своим домом перевернулся на двухтонном тракторе и едва не погиб. Результатом этого происшествия стало… появление у гонщиков «Формулы-1» персональных тренеров по физподготовке и диетологов. Лауда, решавший проблему восстановления формы, первым нашел такого специалиста в лице Вилли Дунгля, известного в Австрии наставника горнолыжников.
Результат этого сотрудничества оказался впечатляющим, что стало руководством к действию для всего паддока. Но это будет позже, а перед роковым Гран-при Германии Ники, словно предчувствуя недоброе, выступил инициатором бойкота гонки, указывая на огромные проблемы с обеспечением безопасности спортсменов на 23-километровой трассе. Однако большинство пилотов не поддержало австрийца.
1 августа 1976 года после смены дождевых покрышек на еще не просохшей трассе Ferrari 312T2 Лауды развернуло (по неофициальной информации, из-за дефекта задней подвески), бросило в отбойник и вновь на трассу, где машина вспыхнула. После этого в нее врезался Surtees американского пилота Брета Ланджера. Тот вместе с подоспевшими на помощь гонщиками Харальдом Эртлем, Гаем Эдвардсом и Артуро Мерцзарио бросился вытаскивать Лауду из искореженного кокпита. Наконец Мерцзарио удалось буквально вырвать Ники из пылающей машины.
Австриец сначала находился в сознании, но полученные ожоги головы, с которой во время аварии слетел шлем, были ужасны. Вскоре Ники впал в кому, и врачи не надеялись на благополучный исход. Однако уже через шесть недель, пропустив всего две гонки, Лауда вернулся в чемпионат, чтобы сразу финишировать четвертым на Гран-при Италии. Для гонщика изготовили специальный шлем, но все равно после гонок из-под бинтов на голове Ники сочилась кровь.
В последующем Лауда сделал лишь одну пластическую операцию по восстановлению век, а следы от ожогов скрывал под ставшей знаменитой красной бейсболкой, которую превратил в средство зарабатывания немалых денег. Известные компании самого разного профиля, от сугубо гражданских до производящих вооружение, в течение десятилетий выкладывали шестизначные суммы за размещение своих логотипов на головном уборе героя. А Ники, человек-компьютер, после возвращения в «Формулу-1» в 1982 году украсил свой новый шлем литерой L, являвшейся эмблемой авиакомпании Lauda Air.
Жизнь после аварии
Едва ли кто-то точно знает, как Лауда переживал случившееся с ним на «Нюрбургринге», но на людях австриец отшучивался, говоря, что с почти полной потерей правого уха ему стало гораздо удобнее говорить по телефону. Одно несомненно: Ники не перестал быть разносторонним и контрастным. В 1982 году, как и шестью годами ранее, Лауда вновь стал инициатором забастовки (на этот раз состоявшейся и успешной) пилотов «Формулы-1» против ограничивающих их права в пользу хозяев команд условий нового коллективного договора. И тот же человек, который прежде говорил в глаза великому и ужасному Энцо Феррари, что подготовленная к новому сезону машина никуда не годится, причем в самых жестких выражениях, стал мастером подковерной борьбы.
Порой это давало положительный результат, как в случае с ускоренной разработкой турбомотора для машин McLaren в начале 1980-х, чего всеми правдами и неправдами добивался Ники. В 1990-х годах Ники проявил себя виртуозом закулисных переговоров по щекотливым для официальных лиц вопросам, когда поспособствовал обмену технологиями между Honda и Ferrari. Однако, став в начале 2000-х спортивным директором гоночной команды Jaguar, австриец буквально напалмом прошелся по своему окружению. Эффект оказался столь разрушительным, что концерн Ford Motor, являвшийся тогда хозяином конюшни, быстро распрощался с Лаудой, и тот на время превратился в телекомментатора.
Тем не менее нашлась компания, которая нашла способ использовать сильные стороны изгнанника, нейтрализовав отрицательные. Mercedes в начале 2010-х сделал Лауду миноритарным владельцем своей гоночной команды и ввел австрийца в состав ее руководства… без права принятия решений. Ники с его нюхом на таланты и умением договариваться немало сделал для того, чтобы «Серебряные стрелы» заполучили «козырной» дуэт топ-менеджера Тото Вольффа и талантливого пилота Льюиса Хэмилтона, будущего семикратного чемпиона мира под знаменами «трехлучевых».
Между делом с 1975 года Лауда стал автором пяти книг, участником нескольких документальных фильмов, а к своему 50-летию отметился в эпизодической роли безбашенного таксиста в итало-американской художественной ленте Screw Loose («Без царя в голове» в российском прокате).
Увы, 70-летний юбилей стал последним в жизни Лауды. «Выстрел» из далекого 1976 года оказался смертельным. Тогда в горящей машине на «Нюрбургринге» Ники наглотался токсичных веществ, что привело к тяжелейшим проблемам с легкими. Вызванные их трансплантацией осложнения оказались фатальными. Но Лауда не был бы самим собой, если бы напоследок не сыграл на противоходе. Вопреки всему, что омрачило взаимоотношения великого австрийца с итальянской скудерией, Ники завещал похоронить себя в гоночном комбинезоне, в котором выступал за Ferrari в 1970-х.