Иранская компания SAIPA во время открытия первого официального шоурума в Москве анонсировала скорый старт продаж автомобилей в России. Дистрибьютором этих машин выступила компания «Лаки Кэренси», а за реализацию моделей будут отвечать дилер Major Auto. Корреспондент Autonews.ru первым посетил автосалон SAIPA и выяснил все подробности об этих автомобилях, а также узнал и планы иранцев по ведению бизнеса в России.
Какие модели SAIPA будут продавать в России
На данный момент модельный ряд SAIPA в России состоит из трех моделей. Так, иранцы привезли на отечественный рынок кросс-хетч Quik, который создан на платформе X200 — модернизированной версии ходовой Ford Festiva/Mazda 121 образца 1986 года. Автомобиль оборудован безальтернативным 1,5-литровым бензиновым двигателем мощность 87 л.с. Агрегат может работать совместно с пятиступенчатой коробкой передач или вариатором.
Также российским клиентам доступен конкурент Lada Granta — седан Saina S. Автомобиль построен на той же платформе, что и Quik. Силовая остановка также идентична кросс-хетчу.
Третий автомобиль в модельной линейке — более крупный седан Shahin. Автомобиль использует платформу Toyota B. Под капотом четырехдверки установлен турбомотор объемом 1,5 л с отдачей 110 л.с. и 178 Н·м крутящего момента. Коробка передач — только пятиступенчатая «механика».
Ранее представители компании заявляли о планах привести в Россию также седан P90, который представляет собой глубоко модернизированный Renault Logan первого поколения. Однако пока эта модель в столичном шоуруме не представлена. Появится ли она на отечественном рынке в будущем, пока неизвестно.
Какие опции предлагают и почему нет подогрева
Список доступных опций у иранских моделей сложно назвать впечатляющим. Например, кросс-хетч Quik на старте продаж будет доступен в двух комплектациях — ST и ST-A. В начальной версии машина получила ABS, кондиционер, задние парктроники, боковые зеркала с электрорегулировкой, датчик температуры воздуха, а также обогрев задних стекол. У старшей модификации этот набор дополнен круиз-контролем, запуском двигателя кнопкой, функцией беcключевого доступа, семидюймовым дисплеем мультимедийной системы, камерой заднего вида и системой контроля давления в шинах. Аналогичным образом обстоят дела со списком полезного оборудования и у седана Saina S.
Что касается Shahin, то, судя по информационному буклету в автосалоне, изначально у машины будет только одна комплектация. Автомобиль поступит в продажу с двумя подушками безопасности, антиблокировочной системой тормозов, люком в крыше, электрорегулировкой водительского сиденья, электростеклоподъемниками, кондиционером, камерой заднего вида, системой контроля давления в шинах и центральным замком. При этом подогрев сидений во всем салоне у всех трех моделей отсутствует.
По словам представителя дилерского центра, они надеются, что список комплектаций иранских будет существенно расширен. Так, на местном рынке модели SAIPA доступны сразу в шести версиях. Отечественные продавцы ожидают, что со временем все эти модификации станут доступны и в России. Кроме этого, сотрудники торговой компании признаются, что ждут расширения набора опций, например за счет добавления обогрева сидений.
«У нас есть возможности и желание менять, а также модернизировать наши автомобили под те запросы, которые есть в России. Для этого мы будем использовать данные по отчетам от нашего партнера, который исследует рынок. Машины SAIPA будут еще комфортнее», — заявил в беседе с корреспондентом Autonews.ru вице-президент SAIPA по закупкам и экспорту Курош Каманкеш.
Когда начнутся продажи
Иранские автомобили SAIPA должны были поступить в продажу в России еще в июне 2023 года. Теперь эта дата перенесена на конец сентября. Как объяснил собеседник, задержка связана прежде всего с получением Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), без которого начать реализацию машин в нашей стране невозможно.
«В процессе сертификации наших машин мы столкнулись с рядом требований, которые стали для нас неожиданностью», — отметил топ-менеджер.
Представители дилерского центра Major также заявили, что ожидают поставок первых товарных автомобилей в первый месяц осени. По их словам, сейчас в шоуруме находятся так называемые выставочные образцы. При этом любой желающий уже сейчас может оформить заказ на интересующий его автомобиль
Сколько будут стоить автомобили
На данный момент все три модели SAIPA уже получили рублевый ценник. При этом представитель дилерского центра заявил, что речь идет о «максимальной стоимости» машин. В свою очередь, директор компании «Лаки Кэренси» Сергей Вачинский пообещал сделать все возможное, чтобы постараться договорится с иранскими коллегами о снижении ценника на их машины на нашем рынке.
На данный момент стоимость самой доступной модели SAIPA в России, седана Saina S, составляет 1 220 000 руб. К примеру, цена на седан Lada Granta, основного конкурента иранской новинки, сейчас варьируется от 692 300 до 895 900 руб. (данные официального сайта). Впрочем, у дилеров стоимость отечественной машины нередко бывает значительно выше рекомендованной. Например, в некоторых московских автосалонах цены на Granta в не самой топовой версии превышают 1 млн руб.
Желающим приобрести кросс-хетч Quik придется заплатить 1 500 000–1 600 000 руб. Его прямой конкурент Lada Granta обойдется дешевле — от 866 900 до 975 900 руб. По словам Вачинского, интерес к этому автомобилю уже сейчас очень высок и уже есть первые заказы на машину.
«Модель дебютировала на только что открывшемся MIMS Automobility Moscow. Прямо на стенде машину у нас пытались купить за 1 600 000 руб. сразу несколько потенциальных клиентов», — отметил Каманкеш.
Наиболее неоднозначная ситуация сложилась с седаном Shahin. Так, четырехдверку с 1,5-литровым мотором и механической коробкой передач оценили в 2 050 000 руб. Впрочем, Сергей Вачинский пообещал провести переговоры с иранской компанией и попытаться снизить стоимость машины. Более категоричным в этом вопросе был представитель автосалона. По его словам, за эти деньги «машина превратится просто в памятник» и выразил надежду, что к сентябрю прайс-листы на модель будут серьезно пересмотрены.
«2 млн за машину на «ручке» — это просто нереально. К примеру, у нас топовую версию другого иранского седана, IKCO Tara, можно прямо сейчас купить за 1 900 000 руб.», — объясняет продавец.
Кто конкуренты
Помимо седанов и хетчбэков, в модельном ряду SAIPA присутствуют и кроссоверы. Например, среди них не так давно представленные SP0 Mini SUV и Atlas. Впрочем, везти паркетники на наш рынок иранцы пока не спешат. Как объяснил представитель иранского бренда, одна из причин — конкуренты из Китая.
«Мы планируем занять нишу именно B-класса, где не так активно присутствует китайские автопром. Что касается хетчэков и седанов, то тут есть некоторая свободность рынка, поэтому именно с этого сегмента мы хотим начать сотрудничество с Россией», — заявил вице-президент SAIPA.
При этом он признал, что основным конкурентом на российском рынке для них станет отечественный АвтоВАЗ. По его словам, он знаком с этой маркой и ее историей.
«АвтоВАЗ — один из старейших и самых крупных автопроизводителей не только в России, но и во всем мире. Действительно, это наш прямой конкурент, но мы не видим в Lada соперников. Напротив, SAIPA надеется вместе с ним постараться полностью удовлетворить запросы рынка», — добавил Каманкеш.
Свое производство в России
Одну из своих главных задач на данный момент SAIPA видит в запуске своего производства автомобилей в России. По словам топ-менеджера, это решение поспособствует уменьшению себестоимости автомобилей, а также позволит воспользоваться поддержкой и льготами от государства. При этом топ-менеджер не сказал, где именно может быть организован выпуск иранских машин, лишь уточнил, что этим вопросом занимается их партнер — «Лаки Кэренси».
По словам Сергея Вачинского, на данный момент они рассматривают несколько вариантом площадок для запуска производства автомобилей SAIPA для российского рынка. Одной из них может стать завод «Автотор» в Калининграде, где сейчас идет выпуск машин ряда китайских брендов. Среди других вариантов — белорусский завод «Юнисон».
Новая стратегия
Также Каманкеш поделился некоторыми подробностями о генеральной стратегии компании на российском рынке. Он рассказал, что иранцы планируют изначально экспортировать в Россию готовые автомобили. При этом они надеются наладить импорт сырье и ряда автомобильных комплектующих, в том числе металлопроката российских компаний в Иран для производства кузовов машин SAIPA, которые и будут продаваться в России.