С 1 сентября 2023 года в жизни автомобилистов вновь произойдет множество изменений. Autonews.ru составил список главных событий и новых штрафов, о которых должен знать каждый водитель.
Штраф за регистраторы и держатели для телефона на лобовом стекле
С 1 сентября заработает обновленный перечень неисправностей от МВД, при которых эксплуатация автомобилей запрещена.
Водителям, выехавшим на автомобилях с такими недостатками, грозят штрафы в размере 500 руб., а в ряде случаев - и отправка машины на спецстоянку до устранения нарушений. Одним из самых обсуждаемых изменений среди автомобилистов стал пункт в регламенте о том, что на лобовые стекла нельзя вешать регистраторы, если они закрывают обзорность водителю. Такая норма и до изменений уже давно была прописана в техническом регламенте. По этой причине, к примеру, с такими устройствами нельзя было проходить техосмотр. Но вот штрафовать за установку таких устройств инспекторы не могли — в законодательстве просто не было такой нормы.
Как отметил в беседе с Autonews.ru юрист Арег Оганесян, согласно п. 3 гл. 7 приложения к ПДД, запрещается эксплуатация транспортного средства, если на нем установлены дополнительные предметы, ограничивающие обзорность с места водителя. Обычно водители устанавливают видеорегистратор по центру ветрового стекла, чтобы было удобнее его подключать к зарядному устройству. Однако такое безобидное действие, предупредил он, может обернуться для автовладельца административным штрафом.
Чтобы правильно закрепить регистратор, Огенесян привел пример из техрегламента. Таким образом, видеорегистратор нельзя крепить в зонах «А», «Б» и в пределах плоскости «П». Лучшим решением будет установка регистратора в верхнем углу справа или слева. Там он не будет препятствовать обзору водителя.
«Если инспектор ГИБДД установит, что регистратор действительно мешает обзору водителя, водителя могут привлечь к административной ответственности. Наказание за такое нарушение предусмотрено ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ в виде предупреждения либо административного штрафа в размере 500 руб.», — сказал юрист.
По его словам, при оформлении штрафа одна из проблем заключается в том, что такое нарушение носит чаще всего субъективный характер.
«Ведь у каждого водителя свои физические особенности, настройки сиденья и, соответственно, угол обзора. Если инспектор ГИБДД считает, что видеорегистратор установлен с нарушением и мешает обзору водителя, следует попросить сотрудника выписать вам предупреждение. Если водителю все же выписали административный штраф, то можно его обжаловать в суде по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ), указав, что регистратор не только не мешал вашему обзору, но и установлен на автомобиле исключительно в целях повышения безопасности дорожного движения», — считает юрист.
При этом если регистратор установлен в верхнем углу лобового стекла и не мешает обзору, то юрист советует обратить на это внимание инспектора ГИБДД, а при получении штрафа обязательно сфотографировать его расположение на момент остановки.
Юрист также отметил, что пока однозначной судебной практики по таким нарушениям еще не сформировано. Дело в том, что не каждый водитель готов отправляться в суд из-за штрафа в 500 руб., который можно оплатить со скидкой 50%. Также он предположил, что большинство водителей отделываются предупреждением и добровольно переставляют регистратор в нужное место.
Резина не по сезону
Также, как пояснили Autronews.ru в МВД России в ответ на запрос, заработают изменения, которые установят единый для всей территории России подход по ограничению использования шин «не по сезону». Так, например, летом (с июня по август) запрещено использовать ошипованные зимние шины, а зимой (с декабря по февраль) — летние. При этом запрет на использование зимой летних шин распространяется только на легковые автомобили и небольшие грузовики (до 3,5 т).
По словам главы Национального союза автомобилистов (НАС) Антона Шапарина, водители в России действительно иногда не меняют шины в зависимости от сезона, что повышает риск попасть в ДТП. Так, как объясняли в столичной Госавтоинспекции, летняя резина жестче зимней. Когда температура опускается, шины твердеют и перестают обеспечивать хорошее сцепление с дорогой. Это может привести к заносу и аварии. И наоборот, при теплой погоде у зимней резины быстро стирается протектор. А при высокой скорости из-за перегрева шины и вовсе могут лопнуть прямо на ходу. Помимо заботы о безопасности такие ограничения должны защитить дорожное покрытие от износа, которое при поездках на шипах летом стирается быстрее.
О появлении ответственности за такое нарушение уже давно по этой причине просили дорожники. При этом, как пояснил специалист европейской юридической службы Орест Мацала, водителям на неправильной резине штрафы будут грозить каждый раз при каждой встрече с инспектором ГИБДД — его, условно, можно получить хоть десять раз за день.
«Статья 12.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за управление ТС с неисправностями. Следовательно, штраф может быть назначен за каждый факт движения автомобиля. Остановил инспектор — выписал штраф. Водитель тронулся на автомобиле, и этот же инспектор может следом добавить еще такой же штраф, поскольку это новое нарушение, а не длящееся действие», — привел пример Мацала.
Неисправность антиблокировочной тормозной системы
Наказание последует и за неисправную Антиблокировочную тормозную систему (АБС). Как пояснили в МВД, она является составной частью рабочей тормозной системы, от исправности которой зависит безопасность ТС.
«Неисправность данной системы выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния АБС. При этом в случае, если заводом-изготовителем автомобиля АБС не предусмотрена, дооснащение такой системой не требуется», — отметили в ведомстве.
Подтекание жидкости гидроусилителя руля
В списке изменений, за которое теперь смогут штрафовать инспекторы, — подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления. Согласно документу, эту неисправность сотрудники будут выявлять органолептическим методом — то есть визуально. Искать будут наличие следов рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, не связанных с проведением технического обслуживания транспортного средства.
Таксисты с более чем тремя штрафами ГИБДД не смогут брать заказы
С 1 сентября также заработают ужесточения в регулировании перевозок легковым такси.
В числе изменений:
- каждый регион должен создать реестры для перевозчиков, такси и служб заказа такси;
- водитель такси не сможет взять заказ без наличия разрешения в реестре перевозчиков и сведений об автомобиле в реестре такси. Контроль возложат на службы заказа такси;
- если за водителем числится более трех неоплаченных штрафов ГИБДД, он не сможет брать заказы; если водитель не пройдет аттестацию на знание того, где находятся школы, больницы, вокзалы, различные спортивные объекты, он не сможет брать заказы;
- водителей ждет запрет на допуск к управлению такси, если их повторно лишили прав и (или) арестовали за нарушения ПДД;
- водителям также запретят управлять такси, если у них есть неснятая или непогашенная судимость за совершение ряда преступлений либо его преследуют по УК за такие деяния.
Кроме того, согласно изменениям в законе о такси, водителям запретят работать более 12 часов в сутки, а физлицам-самозанятым — более десяти. publication.pravo.gov.ru/document/0001202306020057
АвтоВАЗ вернет автомобили с моторами Евро-5
О планах возобновить производство машин с моторами, соответствующими экологическим нормам Евро-5, с 1 сентября 2023 года сообщили в пресс-службе АвтоВАЗа. Первой моделью, которая получит более экологичные двигатели, станет Lada Granta. Для нее предложат моторы мощностью 90 и 106 л.с. При этом автомобили с такими моторами станут дороже. К примеру, Lada Granta в базовой версии Comfort будет стоить 784,9 тыс. руб., что на 49 тыс. руб. дороже версии с мотором Евро-2, которая сейчас предлагается за 735,9 тыс. руб.
Уклонистам начнут замораживать права этой осенью
Осенью, как ожидаются, начнут действовать ограничения для водителей-уклонистов. Пока точной даты в профильных ведомствах не называют. Новый порядок ограничения водительских прав для уклонистов начал действовать с 11 июля 2023 года. Согласно ему, на явку у гражданина есть 20 календарных дней со дня, указанного в повестке. После этого военные комиссары теперь получили возможность о принятии различных временных ограничений в отношении таких уклонистов. Согласно изменениям в законодательстве, водителям, в частности, грозят:
- ограничение на пользование правом управления транспортными средствами;
- запрет на государственную регистрацию транспортных средств.
Такие ограничения должны начать действовать спустя сутки после просрочки. Ограничение снимут при явке в военкомат или если доказать, что являться туда водитель не обязан.
Но норма не заработает на практике, пока не будет создан Единый реестр сведений о гражданах, которые подлежат постановке на воинский учет, состоящих на нем и обязанных состоять, но не состоящих. Как уточнял ранее в беседе с Autonews.ru руководитель сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, до запуска соответствующего реестра, где будут данные в том числе о водителях с замороженными из-за неявки в военкомат правами, у ГИБДД просто не будет доступа к этим данным в электронном виде.
Ранее в Минцифры сообщали, что реестр военнообязанных заработает к осеннему призыву — обычно он проходит с 1 октября по 31 декабря.