Профессиональный водитель из Москвы пожаловался на ошибочный, по его мнению, штраф с камеры за непристегнутый ремень. В отличие от классического повода для отмены постановления, когда камера ошиблась и не смогла разглядеть пристегнутый ремень, водитель признал, что ремень действительно пристегнут не был. Только вот, по словам автомобилиста, Mercedes-Benz под его управлением в момент фиксации не двигался. «А ведь водителям обещали, что штрафы за непристегнутый ремень и использование ремня безопасности будут приходить автомобилистам только во время движения», — возмутился в беседе с Autonews.ru водитель по имени Михаил, который получил постановление на 1 тыс. руб. согласно ст. 12.6 КоАП.
Фотографию с полученным постановлением автомобилист предоставил в Autonews.ru и сообщил, что у него 27-летний стаж вождения и что пристегивается он всегда, когда машина в движении.
«На фотографии видно, что автомобили стоят на светофоре. Возможно, я в тот момент отстегнул ремень, чтобы, например, достать что-то с заднего сиденья. Или, например, вышел из машины, чтобы достать из багажника бутылку воды. А водитель рядом говорит по телефону — его, получается, тоже накажут? Я готов дойти до Верховного суда, чтобы обязать выписывающие штрафы органы указывать в таких материалах скорость движения транспортных средств. Это дело принципа», — заявил оштрафованный автомобилист.
Могут ли штрафовать за ремень и телефон во время остановки
Такие пока еще необычные для многих водителей виды нарушений ПДД, как непристегнутые ремни безопасности и использование телефона во время движения, впервые начали фиксировать с помощью камер в 2020 году в Москве. Тогда в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) столицы сообщили, что штрафы будут приходить автомобилистам исключительно во время движения. Во время остановки, как уточняли в Центре, фиксаций не будет.
Как рассказывали эксперты ЦОДД, система определяет нарушение ПДД по характерным признакам. Один из таких обязательных параметров — это движение. «Поэтому, если автомобиль стоит на длинном светофоре или в глухой пробке, штраф не придет. Но стоит тронуться — телефон нужно отложить в сторону, а ремень пристегнуть обратно — если вы, например, во время паузы решили снять верхнюю одежду», — отмечали эксперты.
После обкатки системы в Москве такие нарушения камеры начали фиксировать по всей России.
Движение — обязательный параметр для фиксации нарушения ПДД камерами
Как заявил Autonews.ru руководитель компании «Астралаб» (занимается разработкой и установкой комплексов фото-видеофиксации) Сергей Ласкин, фиксацией таких нарушений, как непристегнутый ремень или разговоры по телефону, обычно занимаются «камеры-скоростники», то есть устройства, в том числе настроенные на фиксацию превышения скорости. Поэтому, по его словам, при фиксации нет сложности в том, чтобы понять, ехал автомобиль или стоял на месте.
Он отметил, что в ЦАФАПах некоторых регионов сохраняют видеозаписи подобных нарушений: при обжаловании в суде автомобилистам просто предъявляют эти материалы.
«На записях будет видна и скорость, и нарушение. Если водитель скажет, что просто стоял и все равно получил штраф, мы можем предъявить запись. И даже если на лобовом стекле в какой-то момент были блики, длительность записи позволит оценить всю ситуацию», — рассказал Ласкин.
Он отметил, что в регионах до сих пор распространена практика не пристегивать ремни и с появлением автоматического контроля штрафов за ремни действительно становится больше.
«В регионах до сих пор пристегнутый ремень в машине у пассажиров водители считают за обиду — мол, неужели мне не доверяют. При этом такую фиксацию все чаще заказывают новые регионы. Например, в Ульяновске. Там за один июль мы собрали около 100 тыс. штрафов просто потому, что водители, в отличие от тех же москвичей, пристегиваются реже», — рассказал Ласкин.
Также эксперт привел несколько примеров, когда при фиксации в ЦАФАПах решили пойти навстречу автомобилистам при фиксации нарушений, связанных с движением и остановкой. В том числе со знаком «Стоп», перед которым, по правилам, водитель должен не просто притормозить, а полностью остановиться. В одном из регионов, по словам Ласкина, после введения такой фиксации, за месяц при 20 тыс. зафиксированных проездах знаков «Стоп» в ГИБДД оформили 15 тыс. штрафов.
«Водители не снижали скорость до 0 км/час, а притормаживали. Увидев эти цифры, в регионе решили, что будут выносить штрафы, только если машина не затормозит до скорости пешехода — 4-5 км/час. Ведь при такой скорости машина при необходимости может остановиться в любой момент. В итоге количество штрафов упало в 100 раз — за месяц было только 150 нарушений и это были те, кто пролетает знак «Стоп» не глядя», — отметил Ласкин.
👉 Знак «Стоп»: где нужно остановиться и когда грозит штраф
При этом, по его мнению, это не означает, что в случае непристегнутых ремней для водителей должны действовать поблажки в виде минимальной «нештрафуемой» скорости движения. Также он считает, что отстегивать ремень в пути даже во время остановки просто небезопасно.
«Например, водитель отстегнулся на светофоре. Но сзади в него может кто-то врезаться и последствия будут печальны — водителя сначала прижмет к сиденью, а потом отбросит в лобовое стекло. Для меня управление автомобилем — это не когда колеса крутятся, а когда ты сел за руль и закрыл дверь. Пока же в ПДД точного определения нет», — отметил эксперт.
В свою очередь член Ассоциации юристов России, юрист Арег Оганесян в беседе с Autonews.ru отметил, что, согласно п. 2.1.2 ПДД, водитель обязан быть пристегнутым ремнем безопасности при движении транспортного средства.
«Исходя из этой формулировки, можно прийти к выводу, что вы не обязаны пристегиваться, если стоите на длинном светофоре или в глухой пробке», — сказал юрист.
Чтобы оспорить штраф за непристегнутый ремень, водителям придется подать жалобу. Лучшим доказательством, по мнению Оганесяна, будет запись с видеорегистратора, при этом на нем должны отображаться скорость движения, дата и время съемки.
«Дело в том, что на снимках, полученных с устройств ЦОДД, указаны только дата/время, направление движения, место и координаты нарушения. Это означает, что вы можете предоставить запись с видеорегистратора, где будет указано, что в момент предполагаемого правонарушения вы не находились в процессе движения и ваша скорость составляла 0 км/ч. Такое доказательство будет отличным аргументом для успешного обжалования штрафа», — считает юрист.
Также юрист заявил, что лишь одно действие cможет существенно уменьшить количество споров между автомобилистами и ЦОДД: при фиксации нарушения, на снимке следует отображать скорость транспортного средства.
Между тем юрист Михаил Никитин считает, что под движением понимается нахождение автомобиля на проезжей части, причем даже при простое в заторе или в ожидании разрешающего сигнала светофора. По его мнению, обжалование постановления в данной ситуации нецелесообразно.
В свою очередь специалист по фото-видеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман согласился с мнением о том, что на подобных постановлениях необходимо указывать скорость движения автомобиля.
«Содержание фотоматериалов не нормировано, для них нет ГОСТа. По идее в полном наборе должен быть фотоматериал c титрами, где должна быть указана и скорость», — сказал Шухман Autonews.ru.
Как часто ошибаются камеры при определении ремней
По оценке Ласкина, при фиксации дорожными камерами непристегнутых ремней ошибки возникают в 20% случаях.
«На десять фиксаций в среднем две неточные — и это даже не всегда ошибки, просто ремень может быть плохо виден. Поэтому каждое такое постановление отсматривают в ЦАФАПах вручную и крайне внимательно. Так, чтобы подписать фиксацию превышения скорости, может уйти 2-3 секунды. А тут изображение надо несколько минут рассматривать, увеличивать, обрабатывать и проверять контрастность», — сказал Ласкин.
👉 Штраф за тень и птица без номеров: как ошибаются дорожные камеры
По его мнению, такая фиксация пока не получила распространения во многих регионах именно из-за повышенной нагрузки на ЦАФАПы. «Есть такие регионы, где на постановлениях сидят два человека, а представьте, за месяц нападает 100 тыс. фиксаций — их просто некому будет отсматривать. Тем более что в регионах такое нарушение более распространено, чем в столице», — заключил эксперт.
Сколько таких камер работает в Москве
Количество дорожных камер, фиксирующих езду с непристегнутым ремнем безопасности и использование телефона за рулем, в Москве резко выросло. Если в конце 2020 года таких комплексов было восемь (их адреса первым сообщал Autonews.ru), то к началу 2022 года их количество увеличилось до 362 штук.
Отметим, что в ГИБДД неохотно делятся статистикой оформления подобных постановлений. Так, согласно имеющимся данным, в 2021 году за первые семь месяцев в Москве полиция с начала года с помощью камер на дорогах выписала 56 тыс. штрафов, связанных с непристегнутым ремнем, отсутствием шлема на мотоцикле или использованием телефона в поездке.
За семь месяцев 2022 года ГИБДД столицы вынесла уже более 2,2 млн штрафов водителям, которые не используют ремни безопасности. При этом подавляющее большинство нарушений были зафиксированы при помощи камер — за семь месяцев инспекторы оштрафовали только около 52 тыс. водителей.
В 2023 году ГИБДД Москвы сообщила, что выписала 1 908 687 административных нарушений по ст. 12.6 КоАП России «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов». То есть в статистику также попали и мотоциклисты без шлемов, но их доля, по оценкам юристов, невелика.
Штрафы по камерам за телефон и ремень: власти раскрыли все подробности
Стали известны адреса штрафующих за непристегнутый ремень и телефон камер
В Москве стало в 45 раз больше камер, фиксирующих водителей за телефон