В Комиссии Евросоюза ответили на новые вопросы о возможной конфискации личных автомобилей у россиян при попытке пересечь границу ЕС за рулем. Отдельную пресс-конференцию, за которой наблюдал корреспондент Autonews.ru, в ЕС организовали после выпуска разъяснений 8 сентября о действии санкций в отношении России.
В документе, в частности, отметили, что даже в случае поездки на автомобиле в туристических целях на личном автотранспорте, эти машины подпадают под санкции. Кроме автомобилей в списке оказались, в частности, смартфоны, ноутбуки, одежда и дезодоранты. Документ вызвал волну вопросов как со стороны российских, так и со стороны европейских СМИ. Некоторые журналисты также задались вопросами о том, грозят ли такие санкции белорусским автомобилистам. На уточнения ответил представитель Еврокомиссии Даниэл Шеридан Ферри. При этом некоторые вопросы так и остались без ответа — на них Ферри пообещал ответить после ряда уточнений. Разбираемся, что грозит водителям, которые отправятся в ЕС на личных автомобилях и что делать тем, кто уже оказался на территории Евросоюза на машине с российскими номерами.
Смогут ли у российского туриста отобрать машину на границе с ЕС
Вопрос о том, насколько теперь незаконно въезжать на личных автомобилях в страны ЕС и грозит ли даже частному водителю конфискация его машины, задал журналист из Финляндии. По словам Ферри, часть принятых в отношении России санкций касается импорта ряда товаров и этот список давно известен. Появление дополнительных разъяснений в пятницу, 8 сентября, он объяснил необходимостью регулярно напоминать о позиции ЕС и отвечать на уточняющие вопросы.
«Но в целом санкции не изменились, у нас есть список санкционной продукции, в том числе в него входят и автомобили. И санкции должны исполняться, в этом был смысл этого гайда», — отметил Ферри.
На прямой вопрос журналиста о том, что, выходит, россиянам разрешено ввозить золотые украшения и предметы роскоши для личного пользования, но при этом нельзя въезжать на личных автомобилях, Ферри ответил следующее:
«Если посмотреть на лист продукции, который запрещен к ввозу в ЕС, в нем можно найти и автомобили. Когда водители просто пересекают границу в одежде, она не может быть предметом запрета на импорт. Это не подпадает под санкции. Но когда речь идет о дорогих вещах, к примеру, автомобилях, эта норма должна быть строго соблюдена», — отметил он.
Спикер не уточнил, какие автомобили попадают под определение дорогих или роскошных. Однако в 2022 году, в рамках четвертого пакета санкций Европейский союз запретил экспорт в Россию предметов роскоши, в том числе автомобилей. В санкционный список попали машины, чья цена превышает €50 000. Например, к ним относятся Audi, BMW, Mercedes-Benz, Ferrari, Porsche и прочие.
При этом Ферри добавил, что в отношении России принято 11 пакетов санкция и эта ситуация не изменилась.
«Все они должны выполняться строго. Но одежда не будет подпадать под эти санкции. Но есть совсем другая ситуация с дорогими автомобилями и это нужно иметь в виду, эти нормы должны выполняться», — отметил он.
Будут ли конфисковывать машины и есть ли выбор у стран-участниц ЕС?
На вопрос о том, есть ли у стран-участниц ЕС выбор — конфисковывать автомобиль или нет, или же это их обязанность, а также на вопрос о политике в отношении водителей из Белоруссии Ферри ответил следующее.
«Автомобили не могут въезжать в ЕС. Я уточню, есть ли специальные ограничения для Белоруссии. Вы не можете въехать на автомобиле, я проверю, есть ли на этот счет (конфискации автомобиля, ред.) точные инструкции?».
Эксперты советуют пока не ездить на машине в Европу
Новости о возможной конфискации автомобиля уже стало предметом основных обсуждений на тематических форумах в России, посвященных путешествиям по Европе. Например, на форуме Винского, автомобилист по имени Денис сообщил, что 11 сентября проехал на автомобиле с российским номерами через российско-финляндскую границу через пункты Торфяновка — Ваалимаа и с проблемами не столкнулся. Правда, он отметил, что обладает также паспортом США
Другой водитель поделился, что также через Ваалимаа въезжал в Финляндию 8 сентября как гражданин России 8 сентября и с проблемами не сталкивался.
«Мы в Венгрии, на своем автомобиле. Три дня назад въехали. Теперь не знаем — срочно уезжать отсюда или подождать, что будет дальше», — переживает другой автомобилист.
Как отметил в беседе с Autonews.ru заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов, в текущей ситуации водителям лучше переждать и не рисковать. Он уверен, что пока поездок на автомобиле в Европу, лучше избегать.
«Эти положения и решения о конфискации сначала кто-то должен будет оспорить. Их признают незаконным, равно или поздно. Но суд может идти и полгода, и год. Все это время страны Европы будут формально применять это разъяснение, чтобы задерживать и «замораживать» автомобили, — считает эксперт. — Поэтому водителям лучше предпринять меры безопасности. Любая машина, которая находится в ЕС с российскими госномерами, может стать объектом ареста».
В случае с машинами на российских номерах, которые уже находятся на территории Евросоюза, юрист также посоветовал их собственникам быть максимально осторожными и не выезжать на них на улицы. По его мнению, если есть возможность, автомобиль лучше оставить в гараже со снятыми номерами.
Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин также считает, что пока водителям лучше выбирать другие виды транспорта, чтобы добраться в Европу.
Напомним, что 8 сентября 2023 года Еврокомиссия опубликовала разъясняющие ответы относительно работы введенных в отношении России санкций. Согласно документу, водителям нельзя пересекать границу с любым государством ЕС на автомобилях, которые имеют регистрацию в России. Так, на вопрос № 13 о том, «могут ли граждане России временно ввозить в Союз личные вещи и транспортные средства, перечисленные в Приложении XXI и подпадающие под запрет ст. 3i Регламента Совета 833/2014, например, для туристических поездок» в документе дается отрицательный ответ.
Согласно документу, статья 3i Регламента Совета 833/2014 запрещает покупку, импорт или передачу, прямо или косвенно, товаров, перечисленных в Приложении XXI к Регламенту, если они происходят из России или экспортируются из России. К ним относятся транспортные средства (автомобили), подпадающие под CN-код 8703.
Кроме уже истекшего переходного периода, никаких других исключений не предусмотрено, и ввоз таких товаров из России запрещен.
Согласно документу, не имеет значения, является ли использование транспортных средств частным или коммерческим, если транспортные средства подпадают под CN-код, указанный в Приложении XXI (например, CN-код 8703), и происходят из России или вывозятся из нее.
Поводом для дополнительных разъяснений от ЕС стала история, с которой столкнулся российский автомобилист Иван Коваль в Германии, о чем ранее писал РБК.
Как рассказывал Коваль, его машину Audi Q3 забрали 1 июня возле дома в Гамбурге. Сотрудник таможенной службы проверил его документы и не нашел в них нарушений, но автомобиль все равно арестовали, поскольку «с октября 2022 года въезд автомобилей с номерами РФ в ЕС запрещен». Россиянин уточнил, что, как ему сказали, запрет касается всех — «военных, не военных, без разницы». Он подал жалобу в таможню, ведомство передало обжалование в прокуратуру Гамбурга. После чего он получил ответ от ведомства, что такое решение незаконно и машину он может получить обратно.
Автомобили начали возить даже из Канады. Что можно купить в сентябре
Дилеры подняли цены на автомобили из параллельного импорта. Список
Новинки от АвтоВАЗа, «Москвича», из Ирана и Китая. Последние премьеры