Разгон будоражит, легкий руль послушен водителю, а подвеска почти не допускает кренов. Но конкурент еще лучше: плотное шасси, баранка с приятным усилием и великолепный тандем двигателя с роботизированной коробкой передач. Догадываетесь, о какой из машин идет речь в этих предложениях? Не торопитесь, не все так просто.
Вспоминая о прошлом
Так уж складываются реалии современного автомобильного рынка в России, что, за редким исключением, из параллельного импорта весь последний год я учусь разбираться в нюансах продукции китайского автопрома. Последний заполняет все больше рыночных ниш, активно продвигаясь в премиум-сегмент.
Если раньше «китаец» больше чем за 5 млн руб. вызывал недоумение, то теперь — пожалуйста, таких машин все больше. Например, Exeed RX — кросс-купе, которое при начальной цене 5,45 млн руб. является самым дорогим в линейке марки. И это не считая 200 тыс. руб. за один только матовый цвет кузова.
Несмотря на одинаковое название с кроссовером Lexus, «китаец» компактнее и претендует не столько на солидность, сколько на спортивность. А что у нас спортивного и премиального в этом габаритном формате? Например, Porsche Macan.
Эти автомобили непохожи только на первый взгляд. На самом деле у них достаточно общего для сравнительного тест-драйва. Во-первых, близкие габариты. Porsche ниже и чуть короче, но по колесной базе даже превосходит Exeed.
Во-вторых, обе машины оснащены 2-литровыми турбочетверками мощностью примерно 250 л.с., точнее, у RX не хватает одной лошадиной силы, а у Macan их 252, что не очень вяжется со ставками транспортного налога. Но тут уж ничего не поделаешь.
Коробки передач тоже похожи: это «роботы» с двумя сцеплениями. Наконец, Macan можно купить за 5,5 млн руб. Правда, это будет машина примерно 2019 года. У нас в руках оказался экземпляр 2021 года — такие стоят заметно дороже: 7 млн руб. и более.
Но главное, Porsche был интересен как точка отсчета. Мы уже привыкли удивляться быстрому прогрессу китайского автопрома, но в отсутствие немецких эталонов для сравнения оценить этот прогресс непросто. Так почему бы не ответить на вопрос, стоит ли менять подержанный Macan на нового «китайца»? И наоборот, нести ли деньги в салон Exeed или поискать вариант из европейского премиума на вторичном рынке.
Засветиться везде
Если бы мне показали Exeed RX в далеком 2014 году, когда как раз дебютировал Macan, то я бы как минимум удивился количеству освещения. Здесь и избыточная подсветка дороги при выходе из машины, и светодиодные огни повсюду, и россыпь святящихся разными цветами элементов в салоне.
В 2014 году так не умел делать никто, даже Tesla. Но сейчас красивой подсветкой внутри и снаружи уже мало кого удивишь, и в RX такая светомузыка кажется даже избыточной. Особенно учитывая, что интерьер украшают еще и два изогнутых дисплея, заменяющих приборы.
Качество отделки премиальное, но китайское. Вроде бы и кожа Nappa, и алюминий, но видно, что делалось все это на новых заводах по иным технологиям, чем делают в Европе. Это не плохо, просто нужно привыкать. К тому же материал обшивки панели и дверей явно лишь кажется кожей, но имеет искусственное происхождение. Он неплох, но в Европе, опять же, такой не используют.
Зато радует посадка за рулем. Диапазон регулировок сиденья и руля избыточен, удобную посадку находишь быстро, а в кресле не устаешь даже в дальней дороге. Основные функции вынесены на кнопки на центральной консоли, и в недра тачскрина приходится лазить только по одному из важных дел: чтобы включить обогрев или вентиляцию сидений.
Из фишек — забавный зверек, который живет на центральном дисплее и выполняет функцию голосового помощника. Для общения с ним в подголовник кресла водителя даже встроен отдельный динамик! Но это скорее забавная, нежели полезная функция. А вот возможность пользоваться Apple Car Play и Android Auto по беспроводной сети пока встретишь не везде. RX так умеет.
А Porsche? Конечно, нет, это прошлый век. Но тот самый прошлый век, когда деревья были выше, а трава зеленее.
Верните мне мой 2014 год
Даже удивительно, что первое поколение Macan выпускается уже почти десять лет и не собирается на покой. Новый автомобиль будет полностью электрическим и не заменит, а дополнит нынешний, который оставят, видимо, до полного запрета двигателей внутреннего сгорания.
Именно в Macan понимаешь, что китайская кожа — она какая-то не такая. Не такая толстая, приятная, настоящая. А может быть, просто не такая привычная. В кресло водителя не садишься, а проваливаешься, отдаваясь плотным объятиям. Если в RX посадка правильная, то в Macan она эталонная. И не надо особенно ничего настраивать — немецкие конструкторы все уже сделали за нас.
Перед глазами аналоговые стрелочные приборы. Кажется, сейчас таких уже не делают. А если и делают, то в России не продают. Шутка ли, даже на Lada Vesta теперь цифровая приборка. А в Porsche мало того что аналоговая, так еще и снабжена маленьким монохромным дисплеем, показывающим выбранную передачу.
Цветной дисплей на центральной консоли тоже есть, но выглядит он инородно, словно его установили не на заводе, а в секретном гараже, где делают автомобили для Джеймса Бонда. Зато все под рукой, все понятно, и в Porsche даже пришлось добавлять один эргономический недостаток, чтобы машина не выглядела совсем совершенной. Какой? Имитацию ключа зажигания под левую руку. Кнопка под правую была бы удобнее, но это дань традициям марки.
Субъективно Macan кажется теснее, чем RX. Но это теснота, которая не стесняет. Скорее, наоборот, в Exeed создается впечатление, что там слишком много лишнего пространства. А в Porsche его ровно столько, сколько нужно.
И все же главное — это настроение, которое создают интерьеры обеих машин. И оно диаметрально разное. Macan по сегодняшним меркам — это царство консерватизма, почти что капсула времени. Кажется, что этот автомобиль появился даже не девять, а 39 лет назад. По духу он гораздо ближе к Европе 1960-х, нежели к Юго-Восточной Азии 20-х годов XXI века. Потому что RX — это именно она, современная Азия с огромными рекламными экранами, высокими небоскребами и проглядывающим отовсюду искусственным интеллектом.
Блицкрига не будет
Честно признаться, я предвкушал, что в ездовых дисциплинах Macan победит Exeed RX с разгромным счетом, но в итоге выяснил, что оба автомобиля вполне имеют право на существование, просто у них разное предназначение.
Macan всем своим поведением на дороге доказывает: за что бы ни взялись инженеры Porsche, они все равно будут делать спорткар. Даже если им заказать грузовик, это будет самый похожий на спорткар грузовик в мире.
За рулем Macan в последнюю очередь вспоминаешь, что у тебя кроссовер, что сзади есть еще три двери, а под днищем увеличен дорожный просвет. Во-первых, сидишь низко, как в обычном седане или хетчбэке. Во-вторых, крены почти не наблюдаются. В-третьих, автомобиль с ходу дает понять, что 252-сильный мотор для него — базовый, а шасси способно переварить куда большую мощность.
Тяжелый руль внушает уверенность, которая подтверждается хорошем разгоном и мощными тормозами. Коробка передач отлично слажена с двигателем и в последнюю очередь напоминает «робот». А кресло, повторюсь, близко к эталону.
У такого поведения есть и обратная сторона. Внезапно выясняется, что московский асфальт далек от идеального, а на привычных улочках, оказывается, хорошенько потряхивает. Заезд на бордюр лучше начинать после того, как выйдешь из машины и заглянешь под передний бампер: висит он, по меркам кроссоверов, очень низко. Ну а о том, чтобы съехать с асфальта, даже не задумываешься.
Посадка в Exeed RX заметно выше, и тут сразу понимаешь, в машине какого типа ты находишься. Это именно что кроссовер со всеми вытекающими. После Porsche кажется, что сиденье лишено боковой поддержки, хотя она, разумеется, есть и само кресло, повторюсь, удобное.
«Робот» на RX работает с задержками и порой допускает рывки, но это, пожалуй, единственная серьезная претензия к поведению автомобиля на дороге. Да, динамика разгона здесь скромнее, чем у Porsche, но все же Exeed — шустрый автомобиль, способный ехать быстрее потока.
Руль поначалу кажется невесомым, но реакции автомобиля точны, а величина кренов не пугает. Нет вопросов и к тормозам, но ехать быстро все равно не хочется. Нет и сожалений по поводу нехватки мощности мотора — для RX больше не нужно. А вот в Porsche скорее ощущается недостаток лошадок.
Это просто другой характер. Через 20 минут за рулем Macan невольно начинаешь думать, почем нынче выезд на трассу Moscow Raceway в трек-дни. В RX таких мыслей не возникает никогда. Зато на загородной трассе задумываешься, что, пожалуй, для путешествий «китаец» подходит лучше. На ходу он ощутимо плавнее, у него просторнее багажник, да и на заднем диване проще развалиться.
К тому же RX действительно кроссовер без всяких скидок. На нем можно выезжать на проселочные дороги и не шарахаться от каждой кочки или ямки. Универсальный автомобиль, хотя пока и не такой породистый.
Любить и помнить
Прямо сейчас у нас на глазах Porsche Macan превращается из компактного кроссовера премиум-класса в коллекционную вещь. Эти автомобили еще встречаются в городском потоке, но покупка одного из них представляется скорее велением сердца, нежели выбором разума. Производитель ушел из России, ответов на вопросы гарантийного ремонта все меньше, а сроки ожидания запчастей все больше. Машину хочется поставить в уютный теплый гараж и вывозить только на встречи клуба любителей Porsche несколько раз в сезон, а не изнашивать в ежедневных поездках.
Для них как раз придется выбрать что-то вроде Exeed RX. Это достойный автомобиль с гарантией семь лет или 200 тыс. км пробега, за который не боишься. Если вы не понимаете, зачем вам именно Porsche, и ищете просто какой-нибудь премиальный кроссовер, то можете смело выбирать один из китайских вариантов. Но если вы знаете, зачем вам Macan, то перейти на свою сторону Exeed вас точно не убедит. А вот BMW или Jaguar могли бы.
Exeed RX | Porsche Macan | |
Тип | Кроссовер | Кроссовер |
Длина, мм | 4775 | 4686 |
Ширина, мм | 1920 | 1923 |
Высота, мм | 1671 | 1624 |
Колесная база, мм | 2800 | 2804 |
Дорожный просвет, мм | 187 | 205 |
Объем багажника, л | 660–1783 | 500–1500 |
Тип двигателя | Бензиновый, с турбонаддувом | Бензиновый, с турбонаддувом |
Рабочий объем, куб. см | 1998 | 1984 |
Макс. мощность, л.с. (при об/мин) | 249 (5500) | 252 (6800) |
Макс. крут. момент, Н⋅м (при об/мин) | 385 (1750–4000) | 370 (4500) |
Макс. скорость, км/ч | 200 | 227 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 7,6 | 6,7 |
Цена от, руб. | 5 450 000 | 5 500 000 (2017–2019 г.в.) |