Точное количество аннулированных у водителей диагностических карт в 2022 и 2023 годах выяснил Autonews.ru. Как следует из статистики базы данных ЕАИСТО, которыми поделились в Союзе операторов технического осмотра, всего с начала 2022 года по середину сентября 2023 года в России признали недействительными и аннулировали 49681 карты.
Из них на Москву пришлось 1504 карты, на Мособласть — 353, на Санкт-Петербург — 86, на Ленобласть — 5176, на Самарскую область 9690 карт. При этом в одном 2023 году этот техосмотр аннулировали у 16 097 транспортных средств, подавляющее большинство «серых карт» нашли в Самарской области — 9679. Близкие цифры со статистикой из Самарской области чуть ранее публиковали в УГИБДД по региону. В статистику ЕАИСТО попадают данные обо всех колесных транспортных средствах — от легковых автомобилей и машин такси до автобусов.
Как заявил Autonews.ru глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов, в 2023 году в России без реального техосмотра оформлено не более 2% диагностических карт. Участник отрасли предупредил: если при регистрации автомобиля в ГИБДД выявляется, что диагностическая карта выдана с нарушением, карта должна аннулироваться, а в регистрации машины должно быть отказано. Если же уже после регистрации выяснится, что техосмотр для этой машины был нужен, а машина фактически на него не приезжала, то регистрация должна быть аннулирована.
«Однако в ГИБДД не всегда имеют возможность выявить эти нарушения, — отметил Бурдюгов. — Я напомню и про другую меру наказания. Ведь если транспортное средство водитель использует, но техосмотр не проходил, машина попадает в перечень тех транспортных средств, кому нужен техосмотр, такие водители должны получать штрафы 2000 руб. раз в сутки. При этом у нас практически никого не штрафуют, камеры контроля дорожного движения не настроены на проверку наличия диагностических карт».
По оценкам Бурдюгова, у 30-50% автотранспорта в России не оформлен техосмотр — речь идет только о том транспорте, для которого проверка осталась обязательной.
«Мы обращались в МВД с инициативой о настройке дорожных камер на проверку наличия диагностических карт. Но нам ответили, что такой технической возможности нет. При этом регионы готовы включить камеры», — сказал он.
Еще одна проблема, по мнению участника отрасли, — это проведение пунктами техосмотра с нарушениями, которые они допускают на фоне слабого контроля со стороны ответственных организаций. Сейчас таковыми являются, в частности, ГИБДД, также ранее за проверку и аккредитацию пунктов техосмотра отвечали в Российском союзе автостраховщиков, сейчас эти полномочия переходят к Росаккредитации.
Как оформление серых карт будут выявлять в Росаккредитации
В Росаккредитации в ответ на запрос Autonews.ru представили официальную позицию ведомства по ситуации с «серыми» техосмотрам. Там подтвердили, что им известно о случаях продажи диагностических карт без самой проверки автомобилей.
«Сейчас в рамках законодательства осталась достаточно значимая категория автотранспорта, которая подлежит обязательному техосмотру, — это те, кто непосредственно оказывает массовые услуги по перевозке граждан, в том числе детей. Очень важно, чтобы на дороги общего пользования выезжали только транспортные средства, действительно прошедшие проверку», — отметили в ведомстве.
Чтобы контролировать факт заезда в пункт техосмотра для получения диагностической карты, в Росаккредитации предложили модель использования цифровых инструментов контроля. В том числе с применением технологии искусственного интеллекта для анализа видеопотока с камер, которые уже установлены в пунктах техосмотра. В ведомстве отметили, что этот подход обсуждался со всеми участниками процесса и был одобрен как возможный инструмент.
Когда в ГИБДД могут проверить техосмотр
Согласно данным Autonews.ru разъяснениям от МВД России, у водителей потребуют техосмотр в том числе при обращении в регистрационные подразделения ГИБДД. Техосмотр понадобится в следующих случаях:
- при постановке на государственный учет автомобиля, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца автомобиля, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства.
В МВД также добавили, что водителям не придется предоставлять бумажные документы: инспекторы могут проверить карту, обратившись к базе данных ЕАИСТО
«При отсутствии информации о наличии ДК принимается решение об отказе в совершении регистрационных действий», — отметили в ведомстве.
Если диагностическая карта вызовет у инспекторов ГИБДД сомнения в ее действительности, это приведет к проверке и, в случае подтверждения подозрений, к аннулированию документа. Однако, как предупредили в МВД, сначала нужно доказать факт административного нарушения.
К указанным доказательствам в том числе могут быть отнесены:
- результаты анализа записей камер видеонаблюдения или средств автоматической фиксации административных правонарушений, а также сведений, полученных в Ространснадзоре, согласно которым транспортное средство в момент проведения технического осмотра находилось в месте, отличном от места расположения пункта ТО;
- объяснение самого автовладельца или технического эксперта, подтверждающее, что транспортное на момент ТО было неисправным или на ТО фактически не предоставлялось;
- результаты криминалистического исследования фотоизображений, содержащихся в ЕАИСТО, имеющих признаки видоизменения с использованием графического редактора.
Если карту аннулируют, то об этом в течение трех рабочих дней информируют профессиональное объединение страховщиков, а также собственника автомобиля.
При этом автомобили с поддельным техосмотром в ГИБДД одновременно стали снимать с регистрации, следует из решений ГУ МВД по Москве и ряда других регионов, которые оказались в распоряжении Autonews.ru. А управлять машиной без регистрации незаконно.
Так, согласно ответу МВД, за управление незарегистрированным в установленном порядке автомобилем предусмотрен штраф согласно ч. 1 ст. 12.1 КоАП — 500-800 руб., а при повторном нарушении — штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на 1-3 месяца.
Кому сейчас не нужен техосмотр
Согласно разъяснениям МВД, технический осмотр не требуется:
- легковым автомобилям, грузовым автомобилям до 3,5 т, мототранспорту, прицепам;
- прицепам к транспортным средствам, принадлежащим физическим лицам и имеющим разрешенную максимальную массу до 3,5 т, независимо от года их изготовления;
- легковым автомобилям и мототранспортным средствам, принадлежащих физическим лицам и используемым ими исключительно в личных целях.
Технический осмотр обязателен для легковых автомобилей и мототранспорта, которые зарегистрированы на физлиц и не используются в коммерческих целях, в следующих случаях:
- в случае проведения процедур по внесению изменений в конструкцию — независимо от года их изготовления;
- при постановке на государственный учет и совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства или совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции/заменой основного компонента транспортного средства, при отсутствии действующей диагностической карты — для транспортных средств с года изготовления которых прошло более 4 лет.
С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра в случае, если он нужен, физлицам грозит штраф 2 тыс. руб. согласно ч. 1.1. ст. 12.5 КоАП.
ГИБДД начала искать поддельный техосмотр камерами и «Паутиной». Разбор
Минимальная цена — 913 руб. Как будут считать техосмотр
С 1 марта 2024 года пройти техосмотр удаленно не получится. Что изменится