В промышленном районе агломерации Чунцин, насчитывающей 32 млн жителей, расположились три новых завода концерна Changan. Вместе они собирают 1 млн машин в год — больше, чем «АвтоВАЗ» в лучшие свои годы. Самым удивительным, однако, является тот факт, что все эти машины минимально похожи друг на друга. Корреспондент Autonews.ru отправился в Китай, чтобы выяснить, с чем это связано.
Чунцин — родина Changan
Чунцин — один из самых населенных городов даже по меркам Китая. Здесь живет более 32 млн человек. В городе почти не встретишь зданий, которым больше 70 лет, хотя люди живут в этих местах тысячелетиями. Дело в том, что Чунцин, окруженный горами, как природной крепостью, был постоянным объектом для атак неприятеля. Город был много раз разрушен, в последний раз - во Вторую мировую войну, так как сюда, после взятия японцами Нанкина, перебралось правительство Чана Кайши.
Теперь новодел — во всем. Не старое еще здание 80-х годов смело сносят ради строительства нового небоскреба. А на окраине города возводят промышленные объекты. В том числе заводы Changan, возведение которых началось после 2017 года, когда существующая с XIX века промышленная корпорация решила переориентироваться на массовый выпуск легковых автомобилей.
Легковушки Changan существуют с 1980-х, но до недавних пор это было небольшое производство лицензионных и не очень лицензионных иномарок. Теперь же сам Changan готов предложить партнерам из других стран буквально следующее: «Хотите машины? Своей марки? Без проблем, разработаем, освоим, сделаем, поставим». Так в сотрудничестве с Huawei появились электромобили Avatr, которые скоро начнут официально поставлять в Россию. А если заказчиков нет, то станут делать машины под собственными брендами, благо одной маркой Changan не ограничивается.
Знакомые модели для отечественного рынка
Журналистов из России провели по цехам одного из таких новых заводов. Первое впечатление — что он старый. Не потому, что оборудование устарело. Напротив, роботы марки Kawasaki, поставленные напрямую из Японии, — передовые, а их количество впечатляет. Но видно, что это не выставка, не предприятие, которое еще ничего не произвело, а натруженный цех, который стремятся ни на миг не останавливать.
В белых штанах на чистый пол можно сесть и не испачкаться. Кругом стоит терпимый грохот, а вальяжность рабочих, неспешно, но грамотно и четко устанавливающих нужные детали на конвейере, даже восхищает. Видно, что это предприятие, может, и новое, но отработанное, где каждый знает свое дело, и такая ситуация продолжается не первый месяц.
Собирают ровно то, что продают в России. Например, кроссовер CS55 Plus. Глядя, как китайский рабочий с видимой небрежностью кулаком забивает к дверной проем уплотнитель думаешь о том, что тот может допустить негерметичность. Но на сходе с линии резинка оказывается подогнана ровно, а испытания в дождевой камере не выявляют протечек.
Средняя зарплата рабочего, к слову, — 6 тыс. юаней. Это примерно 80 тыс. руб. в месяц.
Новинки для России: Changan Lamore и Hunter Plus
Рядом с заводом находится множество площадок для готовой продукции, где журналистам из России предложили протестировать существующий модельный ряд Changan. Ничего эксклюзивного, но, например, такие новинки российского рынка, как седан Lamore и пикап Hunter Plus до этого пробовать не доводилось.
Еще в начале 2023 года в России почти не осталось иностранных автомобилей с кузовом седан, а теперь их уже около десятка. Lamore выступает в некогда вымершем сегменте D — при длине 4,77 метра он еще не попадает в бизнес-класс, но на заднем сидении уже свободнее.
На самом деле это очень нейтральный автомобиль с уверенным, но не спортивным разгоном, нейтральной управляемостью и надежными в обычной жизни тормозами. Салон выглядит разумным компромиссом между роскошью и экономией, консерватизмом и модернизмом. При этом места пятерым пассажирам ростом до 180 см включительно вполне хватает. Это еще не полноценная замена Toyota Camry, но уже близко.
Пикап Hunter Plus удивил куда сильнее. Начнем с того, что это автомобиль с очень плотными спортивными сиденьями и очень модернистской передней панелью. Расцветка салона также дает понять, что перед нами не рабочая лошадка, а скорее молодежный транспорт.
О том же задумываешься, взглянув под днище. Неразрезной мост сзади на своем законном месте, но подвешен он не на привычные рессоры, а на пружины. В итоге Hunter Plus едет не как грузовой пикап, а как комфортабельный рамный внедорожник. И позиционируется также. Но есть нюансы.
Согласно российскому законодательству пикапы являются грузовыми автомобилями. Это удешевляет их легализацию в России, но усложняет использование в крупных городах, где для грузовиков ограничено движение.
Тесно будет и пассажирам на заднем диване — это очевидно запасные места, а не пространство для размещения людей в дальней дороге.
Невольно задумываешься, что такое шасси подошло бы полноценному рамному внедорожнику, коих на российском рынке все еще немного. Но китайцы лишь мотают головами: такого автомобиля нет и не планируется. Зато будет версия со штатной палаткой на крыше. Рассчитанной сугубо на двух человек.
Наконец, выдался шанс протестировать и большой кроссовер CS95. Он уже давно доступен в России, но прежде брать его на тест не приходилось.
Отличная семейная машина, но ничего более. Классический интерьер среднего качества, неплохая шумоизоляция и плавные реакции на любые действия водителя, будь то разгон или прохождение поворотов. Удивило, пожалуй, пространство на третьем ряду сидений: там вполне могут существовать трое взрослых, причем в багажнике останется еще место для нескольких чемоданов.
Что общего у всех трех автомобилей? В том то и дело, что ничего. Разный стиль, разные интерьеры, разное поведение на асфальте, от немного спортивного у Lamore, но откровенно комфортного у CS95. А уж Hunter Plus с его мягким, легковым шасси и вовсе кажется уникумом в мире пикапов.
Оказывается, так и задумано. Как рассказал корреспонденту Autonews.ru глава Changan International Макс Сон, главной фирменной чертой бренда является отсутствие каких-либо фирменных черт. Компания ориентируется не на собственное представление о прекрасном, а на запросы потребителей.
Если есть спрос на спортивные машины, то они будут выпущены. Появится ниша сверхкомфортных кроссоверов, Changan придет и туда. Кому-то нравятся современные цифровые интерьеры, кто-то предпочитает классические стрелки, а третьему по душе концепция Peugeot, где приборы располагаются поверх руля. И у Changan есть все три варианта.
Не будучи лидером по продажам, Changan уже сейчас лидирует по числу моделей, представленных на российском рынке: их 15, и это число будет расти. Причем, пока это все одна марка, а не множество разных, как, например, у Chery. Появится, впрочем, и вторая: компания хочет через свое российское представительство официально вывести на рынок Avatr.
BMW с мотором поперек. Тест-драйв Changan CS85 Coupe
Понаехавший к «Москвичам». Тест-драйв обновленного Changan CS35 Plus
Французский заказ. Тест-драйв обновленного Changan CS55 Plus