АвтоВАЗ объявил о развитии своей онлайн-витрины по продаже автомобилей Lada: автомобили начали предлагать онлайн по заводским ценам. Согласно заявлению завода, клиенты получили возможность приобрести автомобили «гарантированно по рекомендованной розничной цене и с дополнительной выгодой до 40 тыс. руб.». Пока оформление сделки и выдача нового автомобиля, приобретенного по новой программе, проходят в одном из трех дилерских центров АО «Центральная СТО» в Тольятти.
На данный момент компания выставила на продажу по такой схеме модель Lada Granta в комплектации Standart и спортивную версию модели Drive Active. Чтобы получить скидку, нужно обязательно внести предоплату 10 тыс. руб. и оформить специальный кредит под 10,5%. Дополнительные услуги и опции к автомобилям тоже можно заказать — но это необязательно.
Такое решение АвтоВАЗ принял спустя всего несколько месяцев после возникновения конфликта с дилерами, ряд из которых при запуске продаж Lada Vesta NG продавал ее не по рекомендованным ценам от 1 239 900 руб., а только вместе с дополнительным оборудованием. На этом фоне цены выросли до 2 115 850 руб. После этого АвтоВАЗ пригрозил расторгнуть с такими автосалонами их дилерские контракты.
Автомобильные дилеры и эксперты на рынке оценили предложение АвтоВАЗа и объяснили, есть ли шанс у клиентов купить Lada онлайн дешевле, чем в автосалонах по заявленным заводским ценам.
Почему Lada онлайн не будет дешевле, чем в автосалоне
Автомобили Lada Granta в комплектации Standart стоят на обычном официальном сайте АвтоВАЗа 699 900 руб., Drive Active — 950 900 руб. Как обратил внимание автомобильный эксперт Олег Мосеев, в электронном магазине модели стоят столько же. «То есть цена — это не заводская отпускная цена для дилеров, она также включает и стандартную маржу дилера. При этом выгода 40 тыс. руб. — это не скидка, а именно возможность купить машину дешевле в кредит и с обязательной страховкой. И для тех, кто планировал именно такую схему покупки, предложение действительно выгодно, но в ином случае, при покупке по полному расчету, никакой дополнительной выгодны не будет», — отметил Мосеев.
В свою очередь глава ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Вячеслав Жигалов в беседе с Autonews.ru заявил, что появление такой платформы создает впечатление, будто купить автомобили Lada по справедливым розничным ценам можно только в определенных автосалонах, а остальные якобы продают автомобили с накрутками. Однако, по словам Жигалова, цены в России диктует рынок, а машины все дилеры все равно продают по рекомендованным ценам.
«На цены у дилеров накруток нет. Дилеры продают автомобили по розничным рекомендованным ценам. Дальше все зависит от баланса спроса и предложения. Если на рынке дефицит, то цены растут, если спроса нет, дилеры продают автомобили даже дешевле», — сказал Жигалов.
Он напомнил, что продавать автомобили онлайн АвтоВАЗ начал примерно год назад, запустив ту самую онлайн витрину. Предложенная схема с «заводской ценой» стала ее продолжением.
«Действует первая схема так: дилеры по всей стране получили возможность выставлять онлайн свои модели, которые у них есть на складе. Это стало для них дополнительным инструментом для продажи автомобилей. Предполагалось, что покупатели будут выбирать автомобили, оформлять на сайте заказ, оплачивать и забирать машину у дилера. Условия продажи по этой схеме не отличались ничем от тех предложений в автосалонах», — пояснил Жигалов.
По его словам, этот инструмент не дал видимого эффекта.
«Пока электронная торговля не работает. Да, каждый производитель мечтает отказаться от дилеров, чтобы торговать автомобилями в интернете. Но люди не готовы покупать автомобили онлайн, им хочется все на себя примерить, потрогать автомобили, поcравнивать предложения», — отметил глава РОАД.
Появление предложения по заказу автомобилей у трех дилеров из Тольятти Жигалов назвал попыткой оживить интерес к онлайн-продаже машин Lada.
«Получается, что АвтоВАЗ сделал такое расширенное экспериментальное предложение для некоторых дилеров из Тольятти, они предлагают кредиты на более выгодных льготных условиях и более выгодные предложения, заводя на эту площадку целый ряд услуг, включая кредиты и страховку. При этом некорректно, на мой взгляд, называть эти предложения «заводской» ценой. Эти автомобили точно также находятся в автосалонах, это дилерские машины и никакого собственного склада у АвтоВАЗа нет», — сказал Жигалов.
От признал, что у покупателей будет возможность заказать «пустые» автомобили с завода без дополнительных опций, но подчеркнул, что это все равно будут дилерские машины.
«И если АвтоВАЗ намекает, что вот тут вас не обманут, что только в этом месте можно брать автомобили, а в других обманывают, это уже недобросовестная конкуренция», — считает представитель РОАД.
Дилеры иногда предлагают большие скидки
Сравнивая возможности покупки автомобиля онлайн и у дилера, эксперт Олег Мосеев отметил, что при переполнении складов дилеры могут предлагать даже большие скидки, чего не может позволить себе автопроизводитель. Он также согласился с тем, что цены на автомобили сейчас диктует рынок — в условиях дефицита они растут и дилеры не могут игнорировать эту тенденцию.
«Мы живем в условиях рыночной экономики. Когда у нас дефицит, цена будет выше. Когда у дилеров был «оверсток», и мы продавали автомобили со скидками, никто не возмущался. А вот по поводу повышения цен теперь идет волна возмущения», — сказал Мосеев.
Он привел пример, когда договориться с дилером «на месте» может оказаться для клиента более выгодно, чем обращаться за покупкой онлайн.
«Например, клиент видит эту цену на модель Lada в онлайн-витрине в Тольятти, приходит в автосалон в Москве, а там машина на 100 тыс. дороже. Клиент начнет просить ту же цену, но дилер скажет, что продать может только по этой цене, потому что это, к примеру, определенный цвет, который не доступен для выставленных онлайн автомобилей. А еще, чтобы привезти автомобиль из Тольятти, клиенту самому пришлось бы тратиться на билеты и бензин, а также накрутить лишние 1000 км пробега. А еще дилер может предложить свой, более выгодный кредит. Вот и получается, что большой разницы нет и дилер может предложить даже более выгодные условия», — сказал Мосеев.
Улучшить ситуацию с ценами, по его мнению, сможет только рост производства на АвтоВАЗе и выпуск необходимого количества автомобилей для рынка.
«Глобально рынку машин не хватает, да, АвтоВАЗ увеличивает производство, да, скоро будет увеличено производство систем ABS и ESP. Но пока у нас дефицит, есть и некомплектные машины. Когда производство заработает в полную силу, эти вопросы с ценами станут гораздо проще», — отметил эксперт.
Независимый консультант в области автомобильной промышленности Сергей Бургазлиев считает, что купить автомобиль дешевле, чем у дилера, не получится, так как итоговую покупку придется оформлять у дилера. Так, в сообщении АвтоВАЗА говорится, что «оформление сделки и выдача нового автомобиля, приобретенного по новой программе, проходят в одном из трех дилерских центров АО «Центральная СТО» в Тольятти».
Кроме того, эксперт отметил, что дилеры могут не повышать цены на сами автомобили, но существует множество способов получить гораздо большую сумму итоговых платежей за автомобиль, в том числе за «мифические» услуги, — например, предпродажная подготовка за 30 000 руб. или некое «оформление документов» за 15 000 руб.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин сообщил, что в мае обращался в АвтоВАЗ с предложением начать продажи автомобилей на своем сайте, чтобы побороть дилерские накрутки, навязывание кредитов, дополнительного оборудования и услуг.
По его словам, на сайте АвтоВАЗа без дополнительных навязанных услуг не обойтись: обязательным условием приобретения автомобиля по заводской цене является внесение предоплаты в размере 10 000 рублей и оформление кредита со ставкой от 10,5%.
«Если у вас есть вся сумма, вы не хотите переплачивать от 10,5% банку и хотите купить Гранту за свои, то, увы, придется отказаться от покупки», — отметил эксперт.
Национальный автомобильный союз обещал обратиться в ФАС с вопросом о том, как регулятор относится к навязыванию кредитов при онлайн-продажах.