Вслед за внесением изменений в список неисправностей автомобилей, при которых ездить на них запрещено, в ГИБДД освежили вопросы для теоретического экзамена для получения водительских прав. Новый перечень неисправностей начал действовать с 1 сентября 2023 года. В него, напомним, вошли такие нарушения, как резина не по сезону, незастегивающиеся ремни безопасности, установка на лобовое стекло мешающих обзору гаджетов. Также с 1 сентября в ГИБДД начали принимать теорию с учетом этих изменений: официальные билеты опубликовали на сайте ведомства совсем недавно.
Вместе с преподавателем ПДД разбираем новые билеты и самые главные отличия для тех, кто продолжает готовиться по старым вопросам. Эти изменения следует внимательно изучить не только новичкам, но и тем, кто лишился прав за грубое нарушение ПДД: таким водителям для возврата удостоверений придется пересдать теорию. Кроме того, в 2024 году вступают в силу изменения, после которых обладателям международных и национальных прав придется пересдать на права в России и получить российские ВУ.
Билет № 6, вопрос 18: вопрос про прозрачную пленку на лобовом
В перечне билетов появилось несколько новых вопросов, связанных как раз с эксплуатацией автомобилей. Вот один из них, который привел в пример преподаватель программ теоретической подготовки водителей оренбургской автошколы «А-Плюс» Сергей Самарин.
«Эксплуатация автомобиля запрещается, если в верхней части ветрового стекла имеется прозрачная цветная пленка шириной более:
- 100 миллиметров.
- 120 миллиметров.
- 130 миллиметров.
- 140 миллиметров».
Правильный ответ — 4: 140 мм (Перечень, п. 4.3)
Билет № 22, вопрос 18: вопрос про тонировку
«При каком минимальном значении светопропускания ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя (за исключением оснащенных броневой защитой), разрешается эксплуатация транспортных средств:
- 75 процентов.
- 70 процентов.
- 60 процентов».
Правильный ответ — 2 (70 процентов)
Запрещается эксплуатация ТС в случае, если светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляет менее 70%, а для ТС, оснащенных броневой защитой, менее 60% (Перечень, п. 4.3).
Как отметил Самарин, этих вопросов о пленке и тонировке в билетах ПДД вообще не было.
«В ГИБДД таким образом привлекают внимание к тому, чтобы водители знали требования к наклеиванию такой пленки, к тонировке. На ветровые стекла водители действительно часто наклеивают пленку для защиты от солнечных лучей. И ее ширина нормируется. То есть полстекла или тем более полностью стекло такой пленкой заклеивать нельзя. При этом для начинающих водителей все эти нормы — просто цифры, они могут даже не до конца понимать, о чем идет речь. Ведь, к примеру, для измерения тонировки все равно нужны специальные приборы», — сказал эксперт.
Он напомнил, что в ГИБДД проводит отдельные рейды по тонировке и эту норму теперь включили в билеты по ПДД.
«Чтобы легче запомнить правильные ответы, предлагаю зафиксировать, что это средний вариант ответа по цифрам — проценты и глубину этой тонировки водители могут так просто не выучить или не вспомнить из-за волнения. А определять на глаз не получится», — считает эксперт.
Билет № 10, вопрос 18: вопрос про надорванные ремни безопасности
«При каких дефектах ремней безопасности разрешается эксплуатация транспортного средства?
- Имеются надрывы на лямке.
- Лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство.
- При резком вытягивании лямки ремня с аварийным запирающимся втягивающим устройством не обеспечивается прекращение ее вытягивания из втягивающего устройства.
- Имеются значительные потертости».
Правильный ответ — 4: имеются значительные потертости.
Согласно комментариям ГИБДД, из всех перечисленных дефектов ремней безопасности только наличие значительных потертостей не является условием запрета эксплуатации ТС. При наличии остальных перечисленных дефектов эксплуатация ТС запрещена (Перечень, п. 7.2).
По словам Самарина, это тоже новый билет.
«Чтобы лучше запомнить и понять этот вопрос и ответы на него, можно почитать сам перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобилей запрещена. Формулировки в билетах ПДД звучат одинаково. Тем же, кто опасается и боится запутаться, я рекомендую при ответах на такие вопросы идти от обратного. Так, тут предлагается назвать неисправность, при которой на автомобиле можно ездить, — в таких случаях стоит выбирать наименее «страшный» вариант ответа. Значительные потертости — как раз так и звучит. Поэтому есть такой лайфхак», — отметил преподаватель.
Билет № 28, вопрос 18: вопрос про неработающие дворники
«Как обязан поступить водитель, если во время движения отказал в работе стеклоомыватель?
- Продолжить намеченную поездку с особой осторожностью.
- Попытаться устранить неисправность на месте, а если это невозможно, то следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
- Прекратить дальнейшее движение».
Правильный ответ — 2: попытаться устранить неисправность на месте, а если это невозможно, то следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
«Если в пути перестал работать стеклоомыватель, то эксплуатация ТС запрещена (Перечень, п. 4.5). В этом случае необходимо попытаться устранить неисправность на месте, а если это сделать невозможно, нужно следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности», — говорится в пояснениях ГИБДД.
Как отметил Самарин, этот вопрос построен по аналогии с вопросом про неработающий спидометр, который из билетов убрали. При этом ответ остался таким же.
Аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки: что изменилось с 1 сентября 2023 года
С 1 сентября 2023 года отсутствие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки теперь не считается неисправностью. Соответственно, как пояснил эксперт, один вопрос про их наличие вообще убрали из билетов, а второй значительно модифицировали. Так, в билете № 3 вопрос 18 теперь звучит по-новому.
«В каких случаях запрещается эксплуатация мотоцикла?
- Подножки или рукоятки пассажиров на седле не имеют прорезиненного покрытия.
- Имеется люфт в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
- Отсутствует огнетушитель».
«Правильным ответом тут будет вариант про боковой прицеп, про коляску, которая может оторваться. Можно сказать, что это новый вопрос», — сказал Самарин.
Остальные же билеты, по оценке эксперта, изменились незначительно. Например, при составлении вопросов специалисты обновили некоторые формулировки — также в соответствии с перечнем неисправностей. Например, «неработающие пробки топливных баков» исправили на «неработающие запорные устройства топливных баков. Вопросы же про неработающий стеклоподъемник и неработающий указатель температуры охлаждающей жидкости, как и в прошлой редакции, встречаются по два раза, и в каждом случае вариант с ними считается верным.
Все эти нюансы автомобилистам следует повторить и запомнить, чтобы не смущаться при сдаче экзамена, считает эксперт.
С 1 апреля 2024 года многим водителям в России придется пересдавать на права
Обновить в памяти билеты ПДД и отправиться в ГИБДД на теоретический экзамен придется не только новичкам и «лишенцам». Напомним, что с 1 апреля 2024 года вступят в силу поправки в статьи 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»: начиная с этого момента ряду автомобилистов в России придется готовиться к пересдаче на права. Согласно разъяснениям договорно-правового отдела МВД России, водители, которые в России управляют автотранспортом на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений, должны будут получить водительские удостоверения российского образца.
Согласно разъяснениям МВД, получить права российского образца и, как следствие, пересдать для этого экзамен в ГИБДД придется следующим автомобилистам:
- получившим вид на жительство или гражданство Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства, у которых оформлены только иностранные национальные и международные водительские удостоверения;
- гражданам Российской Федерации, въехавшим на постоянное место проживания в Россию, у которых оформлены только иностранные водительские удостоверения.
Иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут действовать в течение года, после чего указанные удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами в России. Как следует из уточнений МВД, сроком отсчета этого года считается дата вступления изменений в силу — а именно 1 апреля 2024 года.
Таким образом, если, к примеру, автомобилист из России выучился на права в Турции, Грузии, Таиланде или Испании (или в любой другой стране), сдал экзамены там, а 1 апреля 2024 года вернулся в Россию, у него будет ровно год на прохождение экзамена ГИБДД в России и оформление российского документа. Если такой же российский автомобилист с иностранным водительским удостоверением въедет в Россию 1 июня 2024 года, у него также будет один год на получение российского документа — по текущим правам он сможет ездить до 1 июня 2025 года.