Закон об обязательной замене иностранных водительских удостоверений на национальные для граждан России и людей с видом на жительство вступает в силу 1 апреля 2024 года. Он предусматривает, что в течение года после легализации в России водитель обязан получить национальные права, в противном случае при остановке сотрудником ГИБДД он будет оштрафован на сумму от 5 до 15 тыс. руб. и отстранен от управления транспортным средством. Однако это не значит, что с 1 апреля ГИБДД начнет массово выявлять водителей с иностранными правами.
Когда нужно получить российские права
Согласно принятому в июле 2023 года закону, граждане России или люди, с видом на жительство в Российской Федерации, могут управлять транспортными средствами только на основании российских национальных водительских удостоверений. На получение российских прав им дается год с момента обретения гражданства или вида на жительство. Исключение сделано только для водительских удостоверений, выданных в Республике Беларусь — ими можно будет пользоваться и дальше.
Также обменять иностранные права на российские обязаны граждане России, которые получили удостоверения во время проживания за границей. Для них год начинает отсчитываться с момента первого въезда в Россию после получения иностранных прав.
При этом в разъяснениях МВД говорится, что год отсчитывается с момента вступления закона в силу, то есть с 1 апреля 2024 года. Никакого противоречия в этом нет, объясняет юрист, специалист в области ПДД Катерина Соловьева.
По словам юриста, закон не может иметь обратной силы, так что для граждан России с иностранными правами год будет действительно отсчитываться с момента вступления новых правил в силу, то есть с 1 апреля. А отсрочка на год с момента получения гражданства или вида на жительство действует для тех водителей, которые обрели свой статус в России уже после этой даты.
Иными словами, иностранные права у тех водителей, кто получил гражданство или вид на жительство до 1 апреля 2024 года будут действовать до 1 апреля 2025 года, а, например, у автомобилиста, получившего гражданство в июне 2024 года — до июня 2025 года, пояснила Соловьева.
При этом юрист напомнила, что водители вправе менять иностранные водительские удостоверения на российские уже сейчас, не дожидаясь 1 апреля.
Чем замена водительских прав отличается от получения новых
Для первоначального получения водительского удостоверения в России требуется в обязательном порядке пройти обучение в специализированной школе, получить документ об ее окончании, пройти медкомиссию и получить справку о годности, заплатить пошлину в размере 2 тыс. руб., и предоставив в ГИБДД заявление и паспорт, сдать теоретически и практический экзамен на вождение.
Согласно принятому закону, водителям грузовой категории C, а также подкатегорий C1, CE и C1E, фактически придется получать российские водительские удостоверения заново, пройдя все стадии, начиная от переобучения в автошколе и заканчивая сдачей практического экзамена.
То же касается и водителей автобусов категории D и подкатегорий D1, DE и D1E. Для них закон еще жестче: открыть автобусную категорию в правах можно будет только после года с момента получения российских водительских прав грузовых автомобильных категорий.
И наличие иностранного водительского удостоверения на право управления автобусом никак не поможет. Точнее, оно все же может пригодиться. После успешной сдачи экзамена на вождение грузовика или автобуса, при предоставлении в ГИБДД иностранного водительского удостоверения указанные в нем «младшие» категории в российских правах будут открыты автоматически.
Старшей считается автобусная категория, следом идет грузовая, далее легковая, мотоциклетная и, наконец, самая младшая категория M, дающая право управлять мопедом.
А вот водителям легковых автомобилей и мотоциклов, а это права категорий M, A и B, а также подкатегорий A1 и B1 повезло больше. Им не нужно предоставлять в ГИБДД справку об окончании в России автомобильной или мотоциклетной школы — ее как раз заменят иностранные права. При этом пройти медкомиссию и заплатить госпошлину все равно придется.
Сдавать практический экзамен на вождение водителям легковых автомобилей и мотоциклов также не придется. Достаточно будет сдать теоретический экзамен. Помимо собственно знания правил, он нужен для того, чтобы удостовериться в знании водителем русского языка, а значит и его способности понимать дорожные указатели и подписи к знакам.
Не все водительские удостоверения можно поменять на российские
В законе говорится следующее: «выдача российских национальных водительских удостоверений на основании иностранных национальных водительских удостоверений, выданных в иностранных государствах, не являющихся совместно с Российской Федерацией участниками международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, не производится».
При этом такие водительские права, при наличии нотариально заверенного перевода на русский язык, позволяют водить в России машины иностранцам.
Под международными договорами предусматривается в первую очередь Венская конвенция о дорожном движении, к которой присоединилась и Россия. Она унифицирует правила дорожного движения в странах-участницах, а также содержит требования к тому, как должны быть оформлены национальные водительские права.
Так, записи в удостоверении на национальном языке должны быть продублированы латиницей, пронумерованы и расположены в строго определенном порядке. В частности, обязательно должно быть указано имя и фамилия водителя, дата выдачи водительского удостоверения и дата окончания его действия, категория транспортных средств, которыми водитель вправе управлять.
На документе также должны быть фотография водителя и образец его подписи.
Тем водителям, чьи иностранные удостоверения получены не в странах, присоединившихся к Венской конвенции, придется получать российские права в общем порядке, то есть начинать с автошколы.
Кому можно не менять права в 2024 году
Во-первых, в России продолжат действовать белорусские водительские удостоверения, даже если их владельцы имеют гражданство России или вид на жительство.
Во-вторых, национальными правами могут пользоваться собственно иностранцы в момент их легального нахождения в России. Им запрещено лишь работать профессиональными водителями в российских компаниях — уже сейчас штраф для организаций, нанявших водителя с иностранными правами (за исключением киргизских) составляет 100 тыс. руб.
В-третьих, исключение сделано для сотрудников посольств и аккредитованных при МИД международных организаций, а также членов их семей. Точнее, получить российские водительские удостоверения им все равно придется, но в автоматическом порядке без сдачи даже теоретического экзамена.
Наконец, в 2024 году россиянам не обязательно менять национальные водительские удостоверения с истекшим сроком годности. В 2022 году срок действия всех водительских удостоверений в России был автоматически продлен на три года. Это значит, что права, которые были действительны на начало 2022 года, остаются такими как минимум до 2025 года.
В 2024 году в оформлении прав много изменится. Что нужно знать водителям
С 1 апреля 2024 года многим придется пересдавать на права. Ответ ГИБДД
Права предложили выдавать на 20 лет. Зачем и кого может коснуться