Министерство промышленности и торговли России составило новый список машин, рекомендованных к покупке в качестве служебных для чиновников. В него вошли автомобили исключительно отечественной сборки. Ранее закупать за счет бюджета только автомобили российского производства поручил президент страны Владимир Путин.
В Минпромторге напомнили, что сейчас за счет государства можно покупать лишь машины с высокой степенью локализации. Эта степень измеряется в баллах, и для участия в госзакупках в 2023 году таких баллов у автомобиля должно быть не менее 3200.
При этом в список попали модели и с меньшим уровнем локализации. В Минпромторге на это отметили, что приказ министерства за номером 1755 от 20 мая 2020 года позволяет чиновникам покупать автомобили с недостаточной локализацией, но для этого нужно получать особое разрешение. Именно для того, чтобы чиновники понимали, на какие машины есть шансы получить такое разрешение, и был составлен данный список.
В Минпромторге также подчеркнули, что производители, чьи машины попали в список, если пока и не добились высокой локализации производства в России, то уже приняли на себя такие обязательства, заключив Специальные инвестиционные контракты (СПИК). По информации Autonews.ru, пока при составлении списка упор делался именно на легковые модели. Потому в него не попали грузовики и коммерческая техника. В список вошли 20 автомобилей шести марок, стоимость которых варьируется от 699,9 тыс. до 82 млн руб.
Lada
В список рекомендованных чиновникам автомобилей вошли все модели Lada за исключением продукции подразделения Lada Sport и универсалов в версии Cross.
Самым доступным автомобилем из Тольятти остается модель Granta, на которую завод удерживает рекомендованную начальную цену 699,9 тыс. руб. За эти деньги можно купить седан только белого или черного цвета, с базовым 90-сильным мотором и без усилителя руля, кондиционера, ABS и аудиосистемы. Самая дорогая версия Granta с максимальным набором опций и с учетом доплаты за цвет металлик обойдется уже в 1 010 900 руб.
Базовая цена обновленной Lada Vesta с момента старта продаж в июне 2023 года также остается неизменной и составляет 1 239 900 руб. Это будет седан с тем же 90-сильным двигателем в белом цвете, но уже с кондиционером, ABS и двумя подушками безопасности, правда без аудиосистемы и подогрева сидений.
В случае с Vesta чиновникам уже доступна и версия Cross. Именно топовая комплектация такого седана является самым дорогим автомобилем семейства: за него просят 1 832 900 руб. с учетом доплаты за цвет.
Рекомендовано для нужд госслужащих закупать и внедорожники Lada. Классическое семейство Legend сейчас существует только с трехдверным кузовом и стоит от 829 900 до 983 900 руб. Пятидверная Lada Niva Travel, которая когда-то выпускалась совместно с General Motors и была известна как Chevrolet Niva, обойдется бюджету от 1 092 900 до 1 377 900 руб.
УАЗ
В регионах России до сих пор существуют проблемы с качеством дорог, поэтому без серьезных внедорожников чиновники были бы вынуждены оставлять некоторые населенные пункты без внимания, так что наличие в списке УАЗов вполне понятно. Минпромторг рекомендует к покупке весь модельный ряд Ульяновского автозавода.
Это в первую очередь внедорожник Patriot, который сейчас стоит минимум 1 530 000 руб., а со всеми возможными дополнительными опциями, включая даже лебедку — 2 083 000 руб. Также разрешено покупать и классическую модель Hunter, обладающую еще большими преимуществами на бездорожье. Такая машина сейчас предлагается в единственной комплектации за 1 390 000 руб., но за счет заводских опций, таких как блокировка заднего дифференциала, цена может вырасти до 1 457 000 руб.
УАЗ является исключением в списке Минпромоторга за счет того, что в перечень попали и коммерческие автомобили бренда. Это легкие бортовые грузовики Profi, стоимость которых начинается от 1 585 000 руб., а также классическое семейство бескапотных машин, известное под народными названиями «Головастик» в случае грузовика и «Буханка» для фургона или микроавтобуса. Просят за них сейчас минимум 1 310 000 руб.
«Москвич»
Московская автомобильная марка была возрождена только в 2022 году и лишь с декабря 2022 года собирает машины на бывшем заводе Renault. Все они представляют из себя копии китайских автомобилей JAC, собираемых из поступающих из КНР машино-комплектов с минимальной локализацией.
Несмотря на это, в рекомендованный список Минпромторга попали все актуальные модели «Москвичей». В первую очередь это кроссовер «Москвич 3», который стоит от 2 220 000 руб. за самую простую машину с ручной коробкой передач и без подогрева сидений до 2 478 00 руб. за топовую версию со всеми опциями и вариатором.
Также в список включен лифтбек «Москвич 6», который совсем недавно поступил в продажу. Этот автомобиль относится к сегменту «С+» и по своим габаритам способен заменить чиновникам такие модели, как Ford Focus или Skoda Octavia. При колесной базе в 2760 мм он способен обеспечить неплохой простор не только на переднем, но и на заднем сиденье. Стоимость машины в зависимости от версии варьируется от 2 626 000 до 2 976 000 руб.
Haval
Единственной иномаркой в списке Минпромторга стал Haval, у которого работает собственное производство в Тульской области. Там производятся китайские кроссоверы Jolion, Dargo, F7 и F7X, а также внедорожники H9.
Jolion является одним из самых доступных иностранных кроссоверов на российском рынке, который благодаря локальной сборке даже подпадал под государственную программу льготного автокредитования. Сейчас такая машина стоит от 1 949 000 руб. с механической коробкой передач и передними ведущими колесами до 2 599 000 руб. за топ-версию со всеми опциями, автоматом и полным приводом.
Семейство F7 крупнее и дороже. За базовый кроссовер просят от 2 399 000 руб., версия F7X с купеобразным кузовом обойдется чиновникам минимум в 2 449 000 руб.
Кроссоверы семейства Dargo по габаритам заметно не отличаются от F7, но современнее последних и оттого дороже. За этот автомобиль нужно отдать минимум 2 999 000 руб. за базовую машину и 3 269 000 за более внедорожную версию Dargo X.
Наконец, внедорожник H9 является флагманом марки. Это рамный автомобиль с классическим полным приводом и достаточно комфортабельным салоном, который можно считать аналогом ушедшему с российского рынка Toyota Land Cruiser Prado. За H9 в России просят минимум 4 099 000 руб.
Evolute
В перечень рекомендаций для чиновников от Минпромторга вошли также электромобили отечественного бренда Evolute. Это машины, собираемые из китайских машино-комплектов концерна Dongfeng.
Определенные категории граждан могут приобрести отечественные электромобили, в том числе Evolute со скидкой по госпрограмме, однако на бюджетные закупки это не распространяется. Так что чиновникам придется платить всю сумму.
Самая доступная модель Evolute — седан i-Pro, который позиционируется как машина для таксистов. Он стоит минимум 2,99 млн руб. Также в список попал кроссовер i-Joy, близкий по характеристикам к «Москвич 3е». Он почти на полмиллиона дешевле московского аналога и стоит от 3,49 млн руб.
Наконец, чиновникам рекомендован флагманский на настоящий момент кроссовер Evolute i-Sky. Он обойдется госбюджету минимум в 4 615 000 руб.
Aurus
Предел мечты российского чиновника — автомобили марки Aurus. В списке Минпромторга их два — седан и лимузин Senat и кроссовер Komendant. У российской марки есть еще микроавтобус Arsenal, но он в свободную продажу пока не поступал.
В теории мощность завода Aurus в экономической зоне Алабуга в Татарстане позволяет делать до 5 тыс. машин в год, но на практике выпуск ограничен высокой стоимостью таких автомобилей.
Официально для Aurus нет рекомендованных розничных цен, что объясняется высокой степенью кастомизации каждой машины. На заводе марки даже сделан специальный коридор на втором этаже, с которого клиент через стекла может наблюдать за этапами производства своего автомобиля.
Но о ценах можно ориентироваться по объявлениям официальных дилеров. Они варьируются от 43 до 82 млн руб., при этом подчеркивается, что речь идет о начальной стоимости, которая возрастает с учетом пожеланий заказчика.
Список будут дополнять
В список Минпромторга не попало два российских производителя пассажирских автомобилей. Во-первых, это ГАЗ, чьи «Газели» не более грузовые, чем коммерческие модели УАЗа. Источник Autonews.ru дал понять, что эти машины все же оцениваются именно как грузовые, но про них не забыли.
Второй производитель — калининградский «Автотор», который собирает китайские легковушки Kaiyi, BAIC и SWM. Их не включили по той причине, что условия заключения СПИК с заводом все еще конкретизируются.
Список будет пересматриваться и дополняться, подчеркнули в Минпромторге, намекнув, что продукции «Автотора» в нем вполне может найтись место.