Водителям в России больше не грозят штрафы за установку так называемых квадратных номерных знаков на переднюю часть автомобилей. 18 октября 2023 года в силу вступили поправки в ГОСТ Р 50577-2018, нормы которого регулируют правила установки номерных знаков на автомобили. С этого момента допускается использование переднего госномера типа 1А — то есть квадратных или, как их еще называют, двустрочных, вместо классических — типа 1.
Соответствующее письмо за подписью главы Госавтоинспекции Михаила Черникова было направлено в региональные подразделения ГИБДД (имеется в распоряжении Autonews.ru. Его подлинность подтвердил близкий к ГИБДД источник). В документе содержится требование довести информацию об изменениях до личного состава, исключив неправомерное привлечение водителей к административной ответственности. Разбираемся, как штрафовали водителей и что изменилось.
Зачем нужны квадратные номера
Регистрационный знаки квадратного образца устанавливаются на автомобилях с нестандартным местом крепления номера. То есть само место, куда крепится номер, подразумевает исключительно квадратную форму знака. Как рассказал Autonews.ru эксперт по ретроавтомобилям и регулярный участник различных ретро-ралли Кирилл Евстафьев, номера квадратной формы по умолчанию предусмотрены для ряда популярных американских и японских автомобилей, а также для некоторых моделей, которые выпускали в СССР.
«Современные пикапы и внедорожники от General Motors и Ford предполагают установку номеров квадратного типа. Даже если у них нет стандартного места под госномера, то визуально все равно напрашиваются именно квадратные. Такая же особенность есть у ряда ретро-моделей. Например, у меня самого есть 24-я «Волга», популярная модель, спереди у которой расположены хромированные «клыки» — и устанавливать на этот автомобиль стандартные номера очень неудобно. Рамку надо либо вешать на эти клыки, что некрасиво, либо подпиливать номер», — рассказал Евстафьев.
Как штрафовали за квадратные номера спереди
Чтобы решить проблему с нестандартными номерами, в 2020 году появились поправки в ГОСТ-50577, который разрешил водителям устанавливать регзнаки в штатные места. Однако получилось так, что их разрешили ставить только сзади. При установке же такой таблички на переднюю часть автомобиля водителям грозил штраф по статье 12.2 КоАП. Так, в конце лета 2020 года ГИБДД выпустила информационное сообщение о штрафах за квадратные номера. Госавтоинспекция напомнила, что установка квадратного номера спереди грозит автомобилистам штрафом за «управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками». За такое нарушение автомобилисты по ч. 1 и 2 ст. 12.2 КоАП могли получить штраф от 500 до 5 тысяч рублей или лишиться прав на срок от одного до трех месяцев.
Осенью 2023 года представители Российской автомобильной федерации написали обращение в Росстандарт и технический комитет при агентстве «Безопасность дорожного движения», в котором попросили либерализовать правила установки нестандартных (тип 1А, их еще называют «квадратными») госномеров, о чем ранее писал «Коммерсант».
Как подтвердил Евстафьев, обладатели ретрокаров и современных моделей автомобилей, на которые влезали только квадратные таблички, действительно сталкивались с проблемами при встрече с инспекторами ГИБДД.
«В Москве сотрудники ГИБДД к таким машинам относились снисходительно и водителей не наказывали, — поделился опытом эксперт. — Но мне знакомы истории из регионов, когда водителей штрафовали и даже пытались забирать у них автомобили на спецстоянки. Получалась некая дискриминация по форме номеров. Теперь же сотрудникам ГИБДД разъяснили, что штрафовать за это не следует».
Можно ли теперь устанавливать квадратные номера на автомобили спереди
Теперь у автомобилистов не возникнет проблем с установкой квадратных госномеров на предусмотренные для этого места, включая передние бамперы. В этом уверены опрошенные Autonews.ru юристы и эксперты.
Например, глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин отметил, что такую практику следовало узаконить уже давно и сразу, с появлением соответствующего ГОСТа.
Ведущий юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин добавил, что теперь автомобилистам станет легче монтировать, демонтировать и использовать квадратные номера вместо вытянутых, если на их транспортном средстве нестандартное место крепления.
«Понятно, что использовать различные переходники, крепления в случае нестандартного места крепления — затратно, неудобно, но и небезопасно. К примеру, вытянутый знак может закрыть различные датчики, а также попросту слететь в пути следования», — сказал юрист.
Юрист Катерина Соловьева отметила, что после внесения изменений в ГОСТ и направления разъяснений в регионы главным управлением сам вопрос о попытках привлечения за такие госрегзнаки отпадет.
«Такие случаи привлечения и попытки привлечения к административной ответственности мне известны. Это так называемые нештатные номера. Сперва была проблема нештатных мест установки, потом в самих габаритах номеров», — отметила эксперт.
Как получить квадратный номер
В ГИБДД неоднократно объясняли, что автомобилисты могут поменять номера на новые квадратные «исключительно по их желанию или необходимости» — с условием, что их автомобили имеют нестандартное место крепления для знака. Чтобы изготовить квадратный номер, владелец автомобиля или мотоцикла может по собственной инициативе обратиться в организацию по изготовлению номерных знаков, имеющую необходимое свидетельство.
В ГИБДД рассказали, как сохранить номерной знак
Автомобильные коды регионов России: что изменилось
В ГИБДД ответили на вопрос о штрафе за отсутствие флага на госномере