Очередные изменения в правилах оплаты утилизационного сбора на автомобили заработали в России с 29 октября 2023 года. Нововведение в первую очередь коснется серых автосалонов, которые используют лазейки для ввоза машин по более низким ставкам, оформляя их на физических лиц и перепродавая конечным покупателям. Теперь схему изменили так, что при покупке такого автомобиля новому собственнику в ряде случаев придется заплатить за машину дороже: до 844 тыс. руб. — 1,25 млн руб. Разбираемся, что произошло, с чем связаны изменения и как избежать лишних трат.
Как и когда изменились правила уплаты утильсбора
Как сообщили Autonews.ru в пресс-служба Федеральной таможенной службы (ФТС) России, 29 октября 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.23 № 1722 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291». Документ внес изменения в части порядка уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним. При этом именно таможенные органы теперь будут контролировать взимание утильсбора — ранее за это отвечали налоговые органы.
Сейчас для автомобилистов-частников, то есть физлиц, действует льготный режим по уплате утильсбора при ввозе автомобилей для личного пользования. Например, если автомобилист ввозит машину из Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, то за автомобиль возрастом до 3 лет и мотором объемом ниже 3 л, ему придется заплатить 3,4 тыс. руб. Если машина старше 3 лет — эта сумма вырастет до 5,2 тыс. руб.
Изменения конкретизировали условия, которые покупатель автомобиля должен соблюсти, чтобы получить возможность использовать льготу. Теперь, как объяснили в ФТС, для применения пониженных коэффициентов суммы утилизационного сбора требуется одновременное соблюдение следующих условий:
- указание в расчете утилизационного сбора, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;
- регистрация транспортного средства в органах ГИБДД МВД России на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера;
- ввоз транспортного средства, в том числе в иные государства-члены Евразийского экономического союза, осуществлялся физическим лицом в целях личного пользования. То есть автомобиль не должен помешаться под какие-либо таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).
Согласно пояснению пресc-службы ФТС, рассчитывать на возможность оплатить утильсбор со скидкой не получится в следующих случаях:
- если на автомобилиста оформляют ввоз и покупку второго и последующих автомобилей до истечения необходимых 12 месяцев с даты оформления первого автомобиля, который ввезли и оформили на автомобилиста-покупателя для личного пользования;
- в случае перепродажи/покупки транспортного средства, на которое утилизационный сбор был уплачен с использованием коэффициентов, применяемых в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
Эту информацию подтвердили и в пресс-службе Минпромторга. Там объяснили: если автомобили ввезли в Россию, оформив на физлицо, для перепродажи ранее чем через год, но при этом организатор этой сделки оплатил утильсбор по льготной ставке, то при перепродаже в течение 12 месяцев уже новому покупателю необходимо будет доплатить корректную сумму утилизационного сбора до полной ставке.
Сколько сейчас составляет утильсбор
С 1 августа 2023 года ставка утильсбора для импортных машин существенно выросла. Так, за каждую машину с объемом двигателя от 2 до 3 литров придется заплатить 844 тыс. руб., за транспортное средство с мотором объемом от 3 до 3,5 литров 970 тыс. руб, более 3,5 литров — 1,25 млн руб. Такие доплаты теперь и ждут автомобилистов.
Ставка утилизационного сбора на новые машины с 1 августа 2023 года, руб. | ||||
Объем двигателя | Было для физлиц | Стало для физлиц | Было для юрлиц | Стало для юрлиц |
0–1 л | 3400 | 3400 | 41 200 | 81 200 |
1–2 л | 3400 | 3400 | 178 400 | 306 000 |
2–3 л | 3400 | 3400 | 259 600 | 844 800 |
3–3,5 л | 3400 | 970 000 | 281 600 | 970 000 |
Больше 3,5 л | 3400 | 1 235 000 | 445 000 | 1 235 000 |
Электромотор | 3400 | 3400 | 32 600 | 360 000 |
Зачем изменили оплату утильсбора
Как рассказали Autonews.ru опрошенные участники рынка по перегону и перепродаже автомобилей в Россию, такие нововведения власти приняли для усложнения работы серых автосалонов, которые используют возможности для снижения своих затрат. При этом они признали, что именно за счет таких механизмов ввозящие машины по серым схемам салоны имели возможность предлагать более низкие цены для покупателей по сравнению с теми, которые оформляли автомобили на юрлица и оплачивали утильсбор по полным ставкам. Теперь с необходимостью уплачивать эти платежи после покупки автомобиля или попытке его перепродать в течение года может столкнуться каждый водитель.
В первом случае, как объяснил Autonews.ru специалист по ввозу автомобилей через Белоруссию Руслан Кривонос, ввезший и оформивший на физическое лицо автомобиль дилерский центр при перепродаже конечному покупателю может выступить некой прослойкой и попросить конечного клиента покрыть разницу с доплатой утильсбора. Во втором случае, если же автомобилист сам в частном порядке обратился в любой официальный автосалон, в Казахстане, купил машину, ввез в Россию с уплатой минимальной ставки в 3,4 тыс. руб., но решил перепродать автомобиль в течение 12 мес., этому водителю также придется доплатить при перепродаже повышенный утильсбор.
Как в свою очередь добавил в беседе с Autonews.ru генеральный директор Ассоциации параллельного импорта, Анатолий Семенов, эти изменения прикрывают лазейку для перегонщиков.
«Предыдущая волна изменений прикрыла лазейку для нормальных, «белых» параллельных импортеров, исключив возможность получения Заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС) на автомобили тех брендов, которые, не включены в приказ Минпромторга по параллельному импорту 2107/2023, разрешающих их ввоз без разрешения правообладателя. Эти же изменения должны еще сильнее стимулировать покупку производимых в России автомобилей — в том числе моделей АвтоВАЗа», — сказал Семенов.
Как понять, когда и сколько платить
В качестве примера работы изменений Кривонос привел пример со ввозом автомобиля из Европы в Республику Беларусь и последующую его перепродажу в Россию.
«В таком случае автомобиль могут оформить его либо на физлицо, либо на юрлицо. В обоих случаях в Белоруссии придется заплатить таможенные пошлины, которые для физлиц пониже. И если конечный покупатель в России — физлицо, выгоднее всего в Белоруссии также оформлять машину на физлицо. В таком случае россиянин платил обычный утильсбор — 3,4 тыс. российских рублей. Но при этом россиянин-частник также мог купить автомобиль и у белорусского дилера, который ввез машину официально и без серых схем. В таком случае, ранее, этот россиянин-физик ввозя автомобиль в Россию также уплачивал 3,4 тыс. руб.», — объяснил Кривонос.
Вот на этом моменте и начинаются изменения: теперь, если россиянин покупает машину у юрлица, на этот автомобиль льгота действовать уже не будет действует: утильсбор нужно будет оплачивать целиком. При этом, по словам Кривоноса, льгота продолжает действовать при покупке машины у физика — главное, не перепродавать этот автомобиль в течение 12 мес.
Как отметил эксперт, механизм для серого ввоза после принятия таких мер радикально не исчез.
«Проблема, которую хотели решить с оформлением салонами машин на физлиц в целом так и осталась, — считает Кривонос. Так, автомобиль точно также можно ввезти на физлицо-белоруса, а серый дилер, который таким образом привез эту машину, не оформляет его на себя, выступая посредником, которого нет ни в каких документах, ищет конечного покупателя-физика. Машина уходит физлицу, который платит эти 3,4 тыс. руб. И ничего не меняется. То есть схему чуть усложнили, но не так сильно».
При этом эксперт считает, что в случае покупки автомобиля в Белоруссии у юрлица клиент-частник после изменений теперь несет большие потери.
«Получается, когда юрлицо-автосалон ввозит машину официально в Белоруссию, платит полный набор таможенных платежей и перепродает автомобиль россиянину-физлицу, страдает этот конечный покупатель-физлицо, которому и придется платить этот утильсбор в полном размере без льготы», — сказал Кривонос.
Победить часть серых схем, по его мнению, получилось в случае таких стран, как Киргизия — где, куда, как уже не раз рассказывали эксперты, есть возможность ввезти автомобили по заниженным таможенным ставкам. Это позволяло снизить расходы покупателя в России.
«В Киргизии и ряде других стран, работали наиболее серые схемы, когда автомобили ввозили к ним по заниженным ставкам, и эти возможности были в том числе и у юридических лиц. То есть автосалон мог заплатить таможенную пошлину в два раза ниже, продать машину в Россию также заплатив копейки в виде таможенных платежей. И вот теперь так уже не получится — любое физлицо, которое покупает и таможит автомобиль через Киргизию будет платить полный утильсбор», — объяснил эксперт.
Как заработали изменения на деле
Главный риск после вступивших в силу изменений заключается в том, что в некоторых случаях необходимость доплатить утильсбор может настичь и тех водителей, которые покупают автомобиль для себя и перепродавать его не собираются. Именно эту сумму дилеры теперь предлагают доплатить сверху обычной стоимости автомобиля. Скажем, при покупке Toyota Camry с мотором объемом 3,5 литра, за которую сейчас просят от 4,88 млн руб., придется отдать государству еще 876 600 руб. О первых случаях с необходимостью такой доплаты, Autonews.ru уже рассказали сами автомобилисты. К примеру, одному из водителей при покупке Geely Mongaro за 3,5 млн руб. уже предложили доплатить сверху порядка 306 тыс. руб. Пока эксперты делают прогнозы по ценам и работе параллельного импорта крайне аккуратно — сначала они хотят посмотреть на первые кейсы и действия таможни.
В России серьезно ограничат параллельный импорт машин. Кто под угрозой
Посмотрите на эти новые китайские бренды. Они уже продаются в России
Росстандарт ввел важное изменение с номерами. Вот кого это коснется