Несогласные с предъявленными обвинениями со стороны инспекторов ГИБДД водители нередко наотрез отказываются подписывать составленные на них материалы — от протоколов до копий медосвидетельствования. Многие водители уверены — поставив подпись в протоколе и получив копии составленных документов, они автоматически признают свою вину, а вот если документы не подписать — есть шанс вовсе уйти от любой ответственности.
Свежее решение по этому поводу принял Верховный суд: юристы разобрали его по просьбе Autonews.ru и объяснили, чем грозят водителю неподписанные протоколы и постановления, которые оформляют инспекторы ГИБДД.
Не подписал протокол ГИБДД: что это значит
Поводом для нового ответа со стороны Верховного суда стала жалоба автомобилиста из Санкт-Петербурга. В 2021 году его за рулем Nissan Qashqai остановили инспекторы ГИБДД — от водителя пахло алкоголем и его отстранили от управления машиной и отправили на медосвидетествование. Приехав к медикам, водитель проходить тестирование отказался. Вместе с этим он не стал подписывать протокол отстранения от управления, а также направление на медосвидетельствования и все сопутствующие акты. На этом основании водитель начал судебные тяжбы, которые растянулись более чем на два года: автомобилист потребовал снять с него обвинение по ч.1 ст.12.26 КоАП «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». За это грозит штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок до двух лет. Однако Верховный суд оставил решения нижестоящих инстанций в силе. Согласно позиции ВС, водитель сам отказался от подписи в указанных документах — например, не стал расписываться в графе, подтверждающей получение копий материалов. В итоге все их просто оставили в материалах дела.
«То обстоятельство, что водителю не были вручены копии процессуальных документов, составленных в отношении него сотрудником ГИБДД, не влечет отмену судебных актов, поскольку от подписи в соответствующих графах протокола об отстранении от упраления, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения о получении копий данных материалов он отказался», — говорится в решении ВС.
Почему протоколы ГИБДД надо подписывать
Многие водители ошибочно полагают, что, не подписывая протокол, они выражают свое несогласие с нарушением. Об этом в беседе с Autonews.ru заявил юрист Арег Оганесян.
«Более того, кто-то и вовсе думает, что без их подписи протокол будет признан недействительным. Однако, отказываясь от подписи, водитель вредит только самому себе», — предупредил юрист.
Он объяснил, что протокол будет действителен и без подписи автомобилиста. Для этого достаточно наличие подписи инспектора и указания на то, что водитель отказался подписывать протокол. Во-вторых, подпись протокола не означает согласие с нарушением: водитель по-прежнему будет иметь право на обжалование. А вот отказ от подписи протокола, наоборот, лишает автомобилиста права выразить замечания к нему и аргументировать несогласие.
В свою очередь адвокат Сергей Радько отказ от подписывания протокола назвал «самым глупым действием, которое водитель может совершить против себя». Он объяснил: если водитель протокол не подписал, ничего не помешает инспектору составить при желании на такого водителя еще с десяток дополнительных протоколов, которые он точно также мог не подписать.
«Отказ от подписи просто фиксируется соответствующей записью в документах и это ни на что не влияет. Протокол нужно подписывать, а вот в графе «Возражения» указывать, с чем автомобилисты не согласны. Здесь расписывать много не надо, просто кратко перечислить пункты. Например, время нарушения, места, вид нарушения. К примеру, можно написать, что нарушения не допускал, с протоколом не согласен, объяснения прикладываю в отдельном документе на двух листах. И там уже все подробно описать», — посоветовал Радько.
Основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД. Напомнил, что инспектор ГИБДД, в зависимости от его звания, имеет право составить на автомобилиста два документа — протокол о нарушении или сразу оформить постановление. В зависимости от документа, согласие или отказ автомобилиста их подписать, действительно может повлиять на ход дела.
«У нас есть два документа. Протокол и постановление о нарушении. Если инспектор уполномочен рассматривать административные дела, он на месте может выписать постановление о нарушении ПДД. Например, если у водителя нет страховки или был непристегнут ремень безопасности. Оформляя документ, инспектор должен спросить водителя, согласен он с тем, что нарушил и что сейчас ему выпишут постановление, или нет. Если водитель согласен, выносится постановление и протокол уже полицейский не составляет. У водителя есть также 10 дней на то, чтобы оспорить штраф. Но при этом в постановлении водитель ставит подпись в графе, что с нарушением он согласен», — объяснил Ильинов.
Эксперт уточнил: если водитель не согласен с вменяемым ему нарушением и не подписывает документ, то инспектор к постановлению еще и приобщает протокол о нарушении. В этом протоколе водитель может написать свое объяснение, с чем он не согласен. Но даже если постановление он не подписал, оно все равно уже вынесено и водителю придется идти его обжаловать. В этом случае протокол составляется именно как документ, где водитель может выразить свое несогласие.
«Если же инспектор ГИБДД просто составляет протокол на месте, то неподписание этих документов водителю вообще ничего не дает. Ведь в протоколе нет графы о том, что человек согласен с нарушением. Там есть подпись за разъяснение прав и обязанностей, за то, что в его отношении возбуждено дело, а также за получение копии протокола. Если водитель не подпишет документ, инспектор просто зафиксирует это в протоколе. Не нужны будут даже понятые: достаточно снять все на видео. Обычно я так и советую делать инспекторам: предлагаем подписать, водитель не хочет, включаем видео, предлагаем еще раз, и записываем», — описал Ильинов тонкости оформления протоколов.
В дельнейшем копию неподписанного протокола водителю либо вручают лично, либо направляют по почте.
«С протоколам ситуации бывают разные. Некоторые водители могут написать объяснение и подписать, некоторые частично подписывают. При этом если водитель не согласен с протоколом и его не подписал, он, выходит, наоборот, свою позицию никак не выразил. Но принципиально отказ от подписи ничего не дает — судья в любом случае будет изучать все собранные документы и материалы. Дальше все будет зависеть от доказательной базы, которую собрал инспектор — если ее достаточно, дело рассмотрят, если нет — его прекратят», — объяснил Ильинов.
Как правильно написать в протоколе, что не согласен
Прежде, чем подписывать протокол, необходимо тщательно его изучить, убедиться в достоверности информации, а также в отсутствии пустых граф. Как посоветовал юрист Огонесян если водитель не согласен с протоколом, то в разделе «объяснения и замечания по содержанию протокола» необходимо указать несогласие с нарушением, а также отметить ошибки, допущенные в протоколе.
Также несогласие с нарушением необходимо выразить в графе для объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
«Там следует написать: «С нарушением не согласен. Нуждаюсь в помощи защитника.». Данная просьба является одновременно и ходатайством, а значит инспектор должен его рассмотреть. На практике 99% инспекторов игнорируют ходатайство и тем самым нарушают право автомобилиста на защиту, что впоследствии помогает водителю успешно обжаловать нарушение», — дал совет юрист.
Если замечаний слишком много, то можете оформить это отдельным документом. Но в таком случае важно, чтобы этот документ был зафиксирован в протоколе, как приложение. Для этого в графе «к протоколу прилагается» следует указать вышеназванный документ.
Можно ли отменить штраф, если инспектор ошибся в протоколе. Объясняем
Регистратор не там и шины не те. За что начали штрафовать с 1 сентября
С 1 апреля некоторые водительские права перестанут действовать. Список