История завода «Москвич»
Предприятие, которое сегодня носит название «Москвич», было основано 2 сентября 1927 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР о строительстве автомобильного завода в Москве. Собственно строительство началось в августе 1929 года, а уже 6 ноября следующего, 1930 года, предприятие на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (ныне Волгоградский проспект) было введено в эксплуатацию. Первой продукцией завода стали собиравшиеся из американских комплектующих легковые Ford A и грузовики Ford АА.
26 декабря 1930 г.: Предприятие получило название Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ).
Ноябрь 1933 г.: Завод стал филиалом Горьковского автозавода (ГАЗ) и начал сборку моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА из советских комплектующих.
10 января 1939 г.: В соответствии с постановлением правительства СССР на заводе организовано производство легковых малолитражных автомобилей.
1940 г.: Завод, реконструированный в предприятие полного цикла, начал выпуск первой советской малолитражки, КИМ-10 50, созданной на основе Ford Perfect образца 1938 года.
24 мая 1945 г.: Предприятие переименовано в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА).
1947 г.: Завод приступил к серийному выпуску «Москвич-400», созданному при участии немецких специалистов на основе Opel Kadett К38 образца 1938 года и собиравшемуся частично на трофейном оборудовании.
1956 г.: Начат серийный выпуск «Москвич-402», первой советской малолитражки с так называемым понтонным (без выступающих крыльев) кузовом.
Сентябрь 1964 г.: Собрана первая партия «Москвич-408». Эта знаковая для завода модель в 1960-е пользовалась большим спросом как в СССР, так и за рубежом.
1968 г.: На основе подписанного двумя годами ранее соглашения с французской компанией Renault проведена полная реконструкция конвейерных линий завода. Тогда же предприятие получило новое название, «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК).
1986 г.: Начало серийного выпуска первой переднеприводной модели АЗЛК, «Москвич-2141».
1998 г.: Начало выпуска моделей Renault совместным предприятием правительства Москвы и французской компании, разместившимся на части территории завода.
2001 г.: С конвейера сошел последний «Москвич» с советскими корнями.
28 февраля 2006 г.: Завод ОАО «Москвич» (так предприятие именовалось с июня 1994 года) признан банкротом.
2014 г.: Компания Renault выкупает пакет акций у правительства Москвы и создает ЗАО «Рено Россия», которое в производственных помещениях завода «Москвич» организует выпуск ряда популярных моделей французской марки.
Май 2022 г.: Правительство Москвы выкупает 100% акций ЗАО «Рено Россия» у концерна Renault. Предприятие переименовывается в АО Московский автомобильный завод «Москвич».
23 ноября 2022 г.: Завод «Москвич» возобновил работу. Под маркой «Москвич 3» начато производство компактного китайского кроссовера JAC JS4 методом крупноузловой сборки.
4 сентября 2023 г.: Начат выпуск лифтбека малого среднего класса «Москвич 6», являющегося ближайшим родственником китайского JAC Sehol A5 Plus.
Завод «Москвич» сегодня
Где находится завод «Москвич»
Московский автомобильный завод «Москвич» находится в Москве по адресу Волгоградский проспект, д.42, корп.36. Офис компании располагается на ул.Кожевнической, д.14, ст.5.
Кому принадлежит завод «Москвич»
С мая 2022 года завод «Москвич» перешел в собственность правительства Москвы, которое контролирует его через через ООО «Центр развития технологий» и АО «Особая экономическая зона «Зеленоград».
Основные показатели завода «Москвич»
За первое полугодие 2023 года завод «Москвич» выпустил более 11 000 автомобилей. Ожидалось, что за год объем производства составит 50 000 автомобилей, в том числе 20 000 электромобилей. В 2024-м планируется удвоить эти показатели. Также в 2024 году планируется запустить полный цикл производства кузовов, включая сварку и окраску.
Уставный капитал АО МАЗ «Москвич» составляет 6 841 426 980 руб. По итогам 2022 года, значительную часть которого завод простаивал, выручка снизилась на 73%, а чистая прибыль — на 272%.
Руководство завода «Москвич»
29 июня 2023 года пост генерального директора АО МАЗ «Москвич» занял Ханс-Петер Мозер (69 лет). Уроженец Лаупхайма (Германия) получил образование в сфере экономики и управления предприятием. В 1992–1995 годах руководил британским отделением немецкого производителя кондиционеров Webasto Thermo & Comfort. С 2005 по 2012 год являлся управляющим директором немецкой компании Knorr-Bremse, выпускающей тормозные системы для рельсового и грузового транспорта. В 2013–2022 годах возглавлял проект «Реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства автомобилей «КамАЗ», результатом которого стал флагманский грузовик серии К5. В сентябре 2022 года Ханс-Петер Мозер получил российское гражданство.
Председателем совета директоров АО МАЗ «Москвич» является Дмитрий Пронин (51 год). В 2006 году окончил Московскую академию экономики и права, в 2017 году — Российскую академию народного хозяйства и госслужбы. С 1997 по 2004 год занимал различные должности в автосалоне «Нью-Йорк Моторс Москва». В 2004−2011 годах — директор по корпоративным продажам «Авилон Автомобильная группа», а с 2011 года — заместитель гендиректора этого автохолдинга. В июле 2012 года возглавил управление организации и контроля легковых пассажирских таксомоторных перевозок, с декабря 2012 года — заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. С мая 2022 по июнь 2023 года занимал должность генерального директора АО МАЗ «Москвич».
Какие автомобили выпускает завод «Москвич»
За свою долгую историю завод «Москвич» выпустил целый ряд моделей, которые в условиях практически закрытого для иностранных автопроизводителей рынка СССР автоматически получали статус культовых. Подробнее об этом периоде в биографии предприятия читайте в нашем материале «Москвичу» — 90 лет. Вспоминаем все культовые модели».
После ухода из России компании Renault в 2022 году, встал вопрос о сохранении предприятия, который удалось решить с помощью так называемого «восточного партнера». Модели JAC под брендом «Москвич» составляют сегодня производственную линейку московского предприятия.
«Москвич 3»
Компактный городской переднеприводный кроссовер с внушительным комплексом систем безопасности и мультимедиа.
Технические характеристики | |
Тип кузова | 5-дверный универсал |
Тип двигателя | Бензиновый 4-цилиндровый с турбонаддувом |
Рабочий объем двигателя | 1,5 л |
Мощность | 150 л.с. |
Коробки передач | МКП6 / CVT |
Привод | Передний |
Дорожный просвет | 170 мм |
Разгон 0-100 км/ч | н.д. |
Макс. скорость | 170 км/ч |
Средний расход топлива | 6,5 / 6,6 л / 100 км |
Цена | 2 220 000 — 2 478 000 руб. |
Подробнее о модели читайте в материале «Столичная знаменитость. Тест-драйв долгожданного «Москвича 3».
«Москвич 3е»
Электрическая версия городского кроссовера «Москвич 3». Для российского рынка пиковая мощность электромотора поднята со 150 до 193 л.с., а литий-железно-фосфатная тяговая батарея заменена на более дорогую литий-ионную с увеличенной до 65,7 кВтч емкостью.
Технические характеристики | |
Тип кузова | 5-дверный универсал |
Тип двигателя | Электрический |
Мощность (пиковая кратковременная / максимальная 30-минутная) | 193 л.с. / 68 л.с. |
Коробка передач | Автоматическая |
Привод | Передний |
Дорожный просвет | 170 мм |
Разгон 0-100 км/ч | н.д. |
Макс. скорость | 140 км/ч |
Запас хода | 410 км |
Цена | 3 950 000 руб. |
«Москвич 6»
Переднеприводная модель малого среднего класса с динамичным дизайном кузова, интерьером в лаконичном, современном стиле и продуманной комплектацией.
Технические характеристики | |
Тип кузова | 5-дверный лифтбек |
Тип двигателя | 4-цилиндровый с турбонаддувом с распределенным или непосредственным впрыском бензина |
Рабочий объем двигателя | 1,5 л |
Мощность | 136 / 174 л.с. |
Коробки передач | CVT / роботизированная 6-ступенчатая |
Привод | Передний |
Дорожный просвет | 140 мм |
Макс. скорость | 170 км/ч |
Средний расход топлива | н.д. |
Цена | 2 626 000 — 2 976 000 руб. |
Более подробная информация о модели в наших материалах:
В России начали выпуск автомобиля «Москвич 6»: 8 главных фактов
Мы нашли «секретную кнопку» в «Москвич 6». Результаты эксклюзивного теста
Дилеры назвали цены на новый «Москвич 6». Подробности
«Москвич 8»
В 2024 году на заводе «Москвич» планируют начать сборку среднеразмерного кроссовера с индексом «8». Подробности о модели пока держатся в секрете.
«Москвич 5»
Ожидается и появление в гамме столичного предприятия переднеприводного кроссовера, который займет нишу между «Москвич 3» и «Москвич 8». Модель с индексом «5» — это JAC Sehol X6, который выпускается в КНР с 2022 года. Под капотом у модели привычная комбинация 1,5-литрового бензинового турбомотора мощностью 150 л.с. и 6-ступенчатой роботизированной коробки передач с двумя сцеплениями.
Интересные факты о заводе «Москвич»
- Фургон МЗМА 400-422, выпущенный с 1948 по 1956 год тиражом 11 129 экземпляров, получил прозвище «Буратино» за деревянный каркас кузова. В первые послевоенные годы в СССР ощущался острый дефицит металла.
- Дизайн моделей семейства «Москвич-402/407/403» разрабатывался при активном участии специалистов Горьковского автозавода, где практически одновременно шли работы по проектированию культовой ГАЗ-21 «Волга», что предопределило внешнее сходство моделей двух разных классов.
- На стыке 1950-1960-х годов более половины всех выпускавшихся «Москвич-407» экспортировались как в социалистические, так и развитые капиталистические страны — Великобританию, Финляндию, Францию. В Бельгии сборкой этой модели из машинокомплектов занималась фирма Scaldia. Чуть позже аналогичный успех на Западе ждал и «Москвич-408».
- Спроектированный конструкторами МЗМА опытный «Москвич-444» из-за загруженности столичного предприятия встал на конвейер автозавода «Коммунар» в г.Запорожье Украинской ССР под маркой ЗАЗ-965. Легендарный «Горбатый»!
- Команда советского внешнеторгового объединения «Автоэкспорт» на четырех «Москвичах-412» заняла четвертое место в командном зачете на ралли-марафоне Лондон-Сидней 1968 года. Перед стартом гонки Жак Пок, французский импортер советских автомобилей, пообещал наполнить багажник дорогим коньяком, если хоть один «Москвич» доберется до финиша. Слово француз не сдержал.
- Модели МЗМА, АЗЛК стали героями таких популярных фильмов, как «Бриллиантовая рука» (1968), «Гонщики» (1972), «Приключения итальянцев в России» (1973), «Москва слезам не верит» (1979).
- Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте находился в здании (снесено в 2022 году), напоминающем летающую тарелку.
Мы нашли «секретную кнопку» в «Москвич 6». Результаты эксклюзивного теста
Столичная знаменитость. Тест-драйв долгожданного «Москвича 3»
Дилеры нашли первого покупателя на «Москвич 6»