В России в ближайшее время могут ужесточить правила установки дорожных камер. Разработчиком новых требований стало Министерство транспорта, сообщает «Коммерсантъ». Так, в ведомстве предложили устанавливать комплексы, которые фиксируют одно и то же нарушение, на расстоянии не ближе 1 км в населенных пунктах и 5 км за городом. При этом допускаются исключения — «в зависимости от расположения мест концентрации ДТП».
Еще одно требование — дорожные камеры не должны закрывать собой светофоры и знаки. Что касается стационарных комплексов, то в ведомстве предлагают предупреждать водителей о них с помощью не только стационарных знаков, но и информационными щитами. На них хотят указывать «контролируемые условия и режимы движения». Щиты будут устанавливать за 150–300 м до самой камеры.
Нововедение также предусматривает необходимость для регионов предупреждать ГИБДД о включении нового комплекса минимум за 20 дней.
Инициатива Минтранса является дополнением к закону, ограничивающему применение комплексов фотовидеофиксации. Ранее этот документ подписал президент России Владимир Путин. Новые правила вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Закон предусматривает создание перечня оснований для установки комплексов автоматической фиксации нарушений, обязательное предупреждение о камерах, а также согласование с ГИБДД мест дислокации.
В первую очередь законом закрепляется перечень из десяти оснований для установки камеры на том или ином участке дороги. Теперь комплексы фотовидеофиксации можно устанавливать на аварийно опасных участках дороги, в местах проведения дорожных работ, на автобусных полосах, перекрестках, пешеходных переходах и т. д. Кроме того, теперь основанием для установки камер могут послужить участившиеся ДТП на конкретном участке дороги (более четырех ДТП без пострадавших).
Автомобилисты регулярно жалуются на подозрительные, по их мнению штрафы, которые приходят подряд сразу с нескольких камер. Например, в июле 2023 года на два полученных подряд штрафа ГИБДД с камер пожаловался автомобилист в Autonews.ru: его возмутило, что обе фиксации были сделаны всего за 18 секунд. При этом водитель признал, что действительно оба раза ехал с превышением скорости. Согласно постановлениям (есть в распоряжении редакции), первое нарушение камера сфотографировала 23 июля 2023 года в 08 ч. 08 мин. 29 сек. в Москве на ш. Энтузиастов, 38: водитель на Volkswagen Tuareg ехал со скоростью 82 км/ч при разрешенных 60 км/час. Следующая фиксация аналогичного нарушения произошла уже в районе следующего дома — в 08 ч. 08 мин. 47 сек. на ш. Энтузиастов, 40, стр. 1 — то есть через 18 сек. после первого штрафа. Таким образом, водитель получил два постановления по 500 руб.
Autonews.ru обратился в Минтранс России. Там в ответ на запрос сообщили, что в настоящее время расстояние между камерами, фиксирующими одно и то же нарушение ПДД российским законодательством не регламентировано.
Вместе с тем там отметили, что требования к установке камер, в том числе минимальное расстояние между ними, установлены Методикой определения мест размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, утвержденной проектным комитетом национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2019 году. Данная методика носит рекомендательный характер.
В ведомстве тогда сообщали, что в соответствии с ней при фиксации на участках дорог и улиц одних и тех же видов нарушений ПДД зоны контроля камер фиксации рекомендуется размещать в населенных пунктах на расстоянии не ближе 1 км друг от друга, вне населенных пунктов — не ближе 5 км друг от друга.