Полтора года назад все владельцы автомобилей — как легковых, так и коммерческих — боялись того, что в России наступит эпоха дефицита автозапчастей. Однако глобальное изменение структуры российского авторынка не привело к кризису. Запчасти в стране есть, спасибо параллельному импорту. Однако новые схемы поставки комплектующих выявили другие проблемы.
Автосервисы бьют тревогу
Главная проблема российского рынка автозапчастей на сегодняшний день — это большая доля контрафакта. И владельцы коммерческой техники страдают от него, возможно, больше всего. Ведь там и стоимость деталей часто выше, чем для легковых машин. А, главное, выход из строя некачественной запчасти может привести к срыву контрактов, длительному простою техники и серьезным убыткам.
Одними из первых о том, то российский авторынок стал заполнять контрафакт, заговорили руководители автосервисов, которые вынуждены закупать в большом количестве смазочные материалы. Например, член правления Союза автосервисов Илья Плисов в октябре 2023 года заявлял, что доля контрафактного автомобильного масла на российском рынке в настоящий момент может достигать 30–50%.
Проблема контрафакта остро стоит и на рынке запасных частей. По данным агентства Gruzdev Analyze, в 2021 году доля контрафактных запчастей в России составляла 14%, но в 2022 году речь шла уже о 28%. А по итогам 2023 года наверняка можно будет говорить о том, что контрафакт получит вообще треть российского рынка.
Проблема серьезная — она волнует не только владельцев автомобилей и руководителей транспортных компаний, но и сами автосервисы. Ведь клиенты часто заказывают через них необходимые запчасти, а затем жалуются на поломки и обвиняют во всем мастеров. И доказать, что проблема была в поддельной запчасти, порой бывает невозможно.
Опасные «расходники»
Чаще всего подделки и просто дешевые некачественные детали встречаются в сегменте так называемых «расходников». То есть тех комплектующих, которые требуется регулярно менять на каждом автомобиле, но при этом по своей конструкции они простые.
Производители подобных запчастей часто делают качественную упаковку, однако при этом мало заботятся о ее содержимом. Например, при производстве масляных фильтров используют дешевую фильтрующую бумагу, а количество складок фильтрующего картриджа сокращается до минимума. Мало того, порой металлические элементы фильтра заменяют пластиковым, а резиновые уплотнители делают из самой дешевой резины, которая приходит в негодность за пару месяцев.
Помимо фильтров (масляных и салонных) часто подделывают тормозные колодки, которые изнашиваются за 5-7 тыс. км (при этом с ними ухудшается тормозная динамика, то есть речь идет уже о безопасности). К потенциально проблемным деталям относятся также свечи накаливания и зажигания, щетки стеклоочистителя, рычаги и сайлент-блоки, лампы накаливания. Например, некоторые продавцы закупают в Китае самые дешевые лампы, затем упаковывают в красивые фирменные упаковки и продают водителям. Только срок службы таких ламп — пару месяцев.
Оригинал служит дольше
Однако проблемы могут быть и с более сложными элементами. Например, «Служба качества» Горьковского автозавода и ведущий инженер-конструктор Объединенного Инженерного Центра г. Ульяновска Дмитрий Верков провели сравнение двух головок блока цилиндров для двигателей производства Ульяновского моторного завода. Одну взяли оригинальную, а вторую — несертифицированный аналог.
Головки были установлены на двигатели и проверены на испытательных стендах: моторы работали 400 часов из которых 50% времени — в режиме максимального крутящего момента. И оказалось, что оригинальная головка выдержала все испытания и даже после 400 часов работы имела все штатные показатели.
А вот второй «испытуемый» проявил себя гораздо хуже. Уже после 200 часов теста износ впускных втулок в несколько раз превысил допустимый. Если бы такой мотор стоял под капотом автомобиля, то это бы привело к негерметичности посадки клапана в седло, пропускам воспламенения топлива в цилиндрах, неравномерности работы двигателя, ошибкам в работе системы электронного управления, повышенному угару масла и расходу топлива. И, главное, к росту эксплуатационных затрат.
Любопытно, но запчасти от сторонних производителей могут преподнести сюрпризы, еще на стадии замеров. Если вернуться к испытаниям ГБЦ, то объединенным инженерным центром были проверена еще одна запчасть от аналоговых производителей. Исследование производилось на предмет соответствия конструкторской документации.
Результаты оказались неутешительными, ряд важных параметров узла не соответствует требованиям конструкторской документации: вдвое превышены допустимые значения зазоров в сопряжении«клапан-втулка» впускного клапана. Во впускных и выпускных седлах отсутствуют две рабочие фаски с углом 90 0выполнена только одна рабочая фаска, отклонение от круглости и биение рабочих фасок седел клапанов превышено в два раза. Перечисленные несоответствия не смогут обеспечивать герметичность камер сгорания, что приведет к повышенному расходу масла и быстрому износу деталей.
Надежная гарантия
Именно поэтому все чаще владельцы автомобилей — особенно если речь идет о коммерческой технике, которая должна зарабатывать деньги, а не стоять в автосервисе — предпочитают не экономить, а покупать оригинальные запчасти. Ведь они имеют гарантию, позволяют сохранить ресурс автомобиля и обладают идеальной совместимостью. Плюс риски столкнуться с контрафактом здесь сведены к минимуму.
Например, «ГАЗ» выпуская оригинальные запчасти использует наклейки с кодом для проверки подлинности, плюс есть QR-код: если его прочитать при помощи смартфона, то можно попасть на сайт производители.
Главный плюс оригинальных запчастей — это их ресурс и надежность. Такие детали выпускаются на том же самом оборудовании и теми же самими компаниями, которые поставляют запчасти на конвейер. А это значит, что они встанут на нужное место, не придется ничего «дорабатывать» и тратить лишнее время на установку.
А еще на оригинальные запчасти дается длительная гарантия. Ощутите разницу: на большинство оригинальных запасных частей «ГАЗ» гарантия составляет 1 год, а на некоторые — 2 года. А на дешевые детали из Китая гарантия часто всего 14 дней.
Кстати, нужно помнить, что использование несертифицированных запчастей может привести к потере гарантии на автомобиль. Например, установка некачественного масляного фильтра может закончиться не только к поломкой мотора, но и отказом в гарантийном ремонте. И на вполне законных основаниях.
Сравнивать цены надо с умом
Часто можно услышать, что оригинальные запчасти стоят дорого. Но изучая цены, надо понимать — сравнивать нужно запчасти похожего качества. То есть нельзя ставить в один ряд оригинальную деталь в фирменной упаковке «ГАЗ» и самую дешевую подделку. Не может масляный фильтр, который имеет дорогие фильтрующие элементы, качественные прокладки и металлический корпус, стоить столько же, сколько сделанная неизвестно где пластиковая подделка, которая просто не способна эффективно работать.
А вот если сравнивать оригинальные детали с качественными аналогами, то выяснится, что разница в цене между ними если и есть, то совсем небольшая. И это объяснимо: «оригинал» выпускают в большом количестве, ведь такие детали ставят на конвейер. А как уже давно доказал Генри Форд — чем выше объем производства, тем ниже стоимость изготовления.
Как проверить подлинность оригинальной запчасти «ГАЗ». Инструкция
- Найдите на упаковке стикер с серым напылением, под которым скрыт уникальный код.
- Сотрите напыление монеткой, ключом или любым другим твердым предметом.
- Введите указанный код проверки в поле ниже для проверки оригинальности. Или позвоните на горячую линию 8 800 700 07 47 (круглосуточно).