В 2023 году в России будет поставлен рекорд по числу автомобильных новинок. После ухода европейцев, японцев и корейцев все пустующие ниши стали занимать китайские бренды. К ноябрю добрались до сегмента, где когда-то царили Mini, Volkswagen Beetle, Fiat 500, а кто-то может еще вспомнить Alfa Romeo MiTo. Встречайте ретро-хетчбэк Ora 03 от концерна Great Wall. Он стильный, уютный, правда еще и электрический. Кого-то это смущает. А должно?
Смесь каталонского с восточнокитайским
Бренд Ora родился в недрах Great Wall Motors в 2018 году и на сегодняшний день выпускает машины, характеризующиеся двумя качествами. Во-первых, все они выполнены в ретро-стиле. А во-вторых, все они электрические.
Само название Ora китайцы произносят как «Оула» и настаивают, что вдохновлялись принятым в испанской Каталонии приветствием «Ола», которое по многу раз слышал каждый, кто посещал Барселону и ее окрестности. К слову, в Китае эта машина называется не скучной цифрой 03, а именем, которое переводится как «Хорошая кошечка». Нам предлагать такой нейминг не рискнули.
С Барселоной хетчбэк, который в России назвали 03, роднят еще и формы. Линии кузова плавные, изобилующие изгибами — легко представить, что дизайнеры вдохновлялись творениями Антонио Гауди. Стилистических заимствований от других машин — полный багажник со сложенными задними сиденьями. Но прямого копирования нет, придраться в этом плане не к чему.
На ум, конечно, приходят творения британской марки Mini, благо она также почти полностью перешла на электропривод. При этом Ora пошла дальше, смешав классику с современностью. Припаркуй этот автомобиль на улице, и сзади он станет хорошей декорацией для съемки сцены из научно-фантастического фильма, нежели к истории о послевоенной Европе.
В Россию будут поставлять две версии: Premium и GT. Первая выглядит более гармоничной в своем ретро-дизайне. Вторая, с черным пластиковым обвесом по низу, воспринимается скорее как результат тюнинга. Выбор в любом случае за клиентом, я тут не советчик, но меня лично серебристые ободки на переднем бампере «премиальной» версии покорили больше — они издевательски похожи на выставленные задом наперед выхлопные патрубки.
Назло Volkswagen Golf
Интерьер Ora 03 не избежал общекитайской моды на дисплеи вместо приборов. Экранов здесь два: приборный и центральный. В целом эргономика цифровых меню мало отличается от других новинок Great Wall в России, продаваемых под марками Haval или Tank. Однако на этом сходство заканчивается.
Первое, о чем важно сказать, — это габариты. Формально Ora 03 относится к сегменту «B», то есть выступает в нише как раз Mini. Но китаец чуть больше, а колесная база 2650 мм позволяет сравнивать его уже с машинами «гольф»-класса. Собственно, по габаритам это и есть примерно Volkswagen Golf последнего, восьмого поколения.
Внутреннее пространство решено неравномерно. Больше всего повезло водителю и переднему пассажиру. Ora 3 — редкий современный китайский автомобиль с низким центральным тоннелем, то есть без громоздкой перегородки между сиденьями. Перелезть с одного кресла на другое в нем проблемой не представляется, хотя во многих более крупных машинах это требует акробатической пластики.
Передняя панель не давит на водителя, руль регулируется в двух плоскостях, диапазон электрорегулировок сидений более чем достаточный. В общем, тут не только удобно, но и есть чувство простора, когда можно и поерзать, и развалиться, и помахать при желании руками.
Сложно придраться и к материалам отделки. Да, дешевый жесткий пластик встречается. Но в видных местах его эффектно прикрывают мягкие вставки, обшитые тем, что в компании называют «экозамшей». Приятный материал, и он производит впечатление износостойкого.
Сзади места уже поменьше, но Ora 3 по этому показателю все равно превзойдет пятидверную версию того же Mini. А вот багажник откровенно мал. Впрочем, что значит мал? Если вы собираетесь строить дачу своими руками и завозить туда стройматериалы, то Ora 03 вам в этом точно не помощник. Но все необходимое в жизни горожанину туда поместится. Впихнуть назад большой чемодан не помешают ни канистра с незамерзайкой, ни пакет со сменной обувью, лежащий там месяцами на всякий случай, ни другие «забытые» вещи.
Бензиновое наследие
Скромный размер багажника объясняется в том числе тем, что под его полом прячется ниша для зарядного кабеля. Его можно было бы разместить в переднем багажнике, который есть почти у всех современных электрокаров, но у Ora 03 в том месте капот, под которым прячется электрическая силовая установка, скомпонованная так, словно ее поставили на место, подготовленное под ДВС.
Организация подкапотного пространства вообще напоминает таковую в «Москвиче 3е». Но последний и в самом деле является электрической версией бензиновой машины.
У Ora 03 бензиновой версии нет, но сама платформа с интересным названием L.e.m.o.n. изначально разрабатывалась именно под ДВС и лишь потом была адаптирована под электропривод. Потому и ведущие колеса здесь передние — шасси с упругой балкой в полузависимой задней подвеске не дает поставить туда второй электромотор.
В итоге и едет Ora 03 как бензиновый хетчбэк. Двигатель выдает 171 л.с. и 250 Н·м крутящего момента, и в Сочи, где в ноябре во время тест-драйва мы угодили в грозу, понимаешь, что это предельная мощность. Так, колеса и без дополнительных лошадей готовы срываться в пробуксовку.
Батарея при этом лежит на полу мертвым грузом, доводя снаряженную массу машины до 1655 кг. И чтобы автомобиль не воспринимался излишне грузным, конструкторы наделили его весьма жесткой подвеской. На ровном асфальте это не создает никаких проблем, но будьте готовы, что шасси нежно и деликатно проинформирует вашу пятую точку о каждом случае халтуры, допущенном дорожными рабочими.
Едет Ora 03 правильно, в меру быстро, но несколько скучно. Руль малоинформативен, желания атаковать повороты не возникает, повышение скорости в вираже заканчивается банальным сносом передней оси, а не эффектным доворотом задней — безопасные, понятные, но не азартные настройки.
Электроника вывозит
При в целом старомодном, бензиновом характере шасси именно к электромобильной составляющей не возникает никаких вопросов. Более того, Ora 03 в этом плане выступает на острие технологий. Батарея с активной терморегуляцией собрана из передовых литиевых элементов питания с никель-магний-кобальтовой «химией», поставщиком которых выступает один из мировых лидеров в области элементов питания корпорация CATL.
Емкость тяговой батареи составляет 63,1 кВт·ч, что по меркам класса можно считать вполне достойным показателем. Например, у Nissan Leaf, который долгие годы был самым массовым электромобилем в мире, этот параметр в зависимости от версий варьируется от 24 до 62 кВт·ч.
Заявленный запас хода Ora 03 составляет 500 км. По моему опыту, в эти цифры реально уложиться, но только при одном условии — если поставить себе именно такую задачу и постоянно помнить о необходимости экономить энергию. Если же вообще не заморачиваться и ехать как придется, то все равно километров на 300 заряда хватит. Для города и пригорода это с запасом.
Впечатляют и зарядные возможности. Для тех, кто не в курсе, поясню: в бытовой электросети используется переменный ток напряжением 220 В, а батарея заряжается постоянным на 400 В или больше. При быстрой зарядке преобразователем выступает сам зарядный терминал, мощность которого может быть в российских реалиях до 150 кВт. А для преобразования энергии из обычной бытовой сети служит то самое бортовое зарядное устройство, которое есть в любом электромобиле.
Мощность таких устройств у всех машин разная. На Ora 03 она достигает 11 кВт при двухфазном подключении и 22 кВт — при трехфазном. Это показатель лучших электромобилей в мире!
Наконец, нельзя не отметить, что на практике вся электрика в Ora 03 работает очень слаженно и бесшумно, без щелчков реле, завываний привода и прочих троллейбусных звуков. Породистый электропривод.
Вот и получается, что в «Хорошей кошке» смешались шасси от бензинового автомобиля и лучшие компоненты из мира электрокаров. Вот бы еще и платформу разработать с нуля, с полным приводом да батареей, интегрированной в несущую часть кузова! Но это, наверное, уже будет следующем поколением машины.
Породистые кошки недешевы
Стоимость Ora 03 в версии Premium составляет 3 899 000 руб. Версия GT, которая, помимо стайлинга, отличается ускоренным разгоном до 100 км/ч с 8,6 до 8,3 с, на 100 тыс. дороже.
Это сравнимо со стоимостью электрических кроссоверов «Москвич 3е» и Evolute i-Joy, но на них распространяется программа господдержки, дающая скидку, которая в ближайшее время должна вырасти до 925 тыс. руб. Однако на фоне этих автомобилей Ora воспринимается продуктом классом выше.
С другой стороны, находятся куда более крупные и мощные электромобили, поставляемые по параллельному импорту. Это, например, лидер рынка Zeekr 001 или тот же Avatr 11. Но и стоят они вдвое дороже. Самым близким конкурентом можно назвать новый компактный электрический кроссовер Zeekr X, за который серые дилеры просят немногим более 4 млн руб., но опять же это параллельный импорт без заводской поддержки в виде гарантии и поставок запчастей.
И все же Ora 03 выглядит не столько конкурентом другим электромобилям, сколько как раз заменой стильных ретро-машин с бензиновыми моторами из прошлой эпохи. И в этом качестве новинка вполне годится на роль модного, уютного и удобного в городской эксплуатации автомобиля на каждый день.
Что до его электрического привода, то с учетом среднесуточных пробегов по городу одного заряда хватит минимум на полнедели. А раз в три-четыре дня зарядку в удобном для вас месте вы найдете, поверьте мне. Ну и помните про возможность экономить на платных парковках во многих российских городах, где с электрокаров денег не берут.
Ora 03 | |
Тип | Хетчбэк |
Размеры: длина/ширина/высота, мм | 4235/1825/1603 |
Колесная база, мм | 2650 |
Дорожный просвет, мм | 145 |
Объем багажника, л | 228/858 |
Снаряженная масса, кг | 1655 |
Тип двигателя | Электрический, синхронный, на постоянных магнитах |
Макс. мощность, л.с. | 171 |
Макс. крут. момент, Н·м | 250 |
Емкость тяговой батареи, кВт·ч | 63,1 |
Запас хода по WLTP, км | 500 |
Тип привода, трансмиссия | Передний, одноступенчатый редуктор |
Макс. скорость, км/ч | 150 |
Разгон до 100 км/ч, с | 8,6 |
Цена от, руб. | 3 899 000 |
Эволюция в виде. Три мнения о гибриде и электромобиле Voyah Free
Не седан и без V8. Первый тест-драйв электрического Cadillac Lyriq