После вступивших в силу изменений в порядок уплаты утилизационного сбора на ввозимые в Россию автомобили водителей предупредили о новой схеме обмана при продаже таких машин физлицам. С предупреждением выступила Владивостокская таможня. Там рассказали, что нередко злоумышленники регистрируют автомобили на подставных лиц без их ведома. Или же продают гражданам со складов временного хранения еще не выпущенные автомобили, пришедшие в адрес юридических лиц.
«В результате после продажи купившему автомобиль лицу приходят доначисления по таможенным платежам и утилизационному сбору», — раскрыл детали серой схемы первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.
Какие автомобили в зоне риска
В пресс-службе Владивостокской таможни рассказали, что за день в среднем в Россию выпускают от 400 до 500 автомобилей для личного пользования. За 10 месяцев 2023 года Владивостокская таможня оформила 198 тыс. автомобилей (за 10 месяцев 2022 года — 142 тыс. автомобилей).
По данным ведомства, больше всего автомобилей ввезли в Россию через Владивосток в июне — около 30 тыс. штук. Затем поток машин начал уменьшаться и в сентябре достиг минимума в 8 тыс. авто. Однако уже в октябре таможенники вновь зафиксировали рост привезенных машин — 10,5 тыс. автомобилей.
Согласно данным Дальневосточного таможенного управления, по итогам 2022 года основной объем ввезенных автомобилей с пробегом пришелся на японские модели автомобилей — Toyota, Mazda, Nissan, Honda, Subaru и Suzuki. Меньшую часть от общих объемов составили автомобили из Южной Кореи марок Hyundai и Kia. Также, как ранее рассказывал начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрий Ладыгин, таможенники зафиксировали и несколько случаев ввоза подержанных автомобилей из Китая через порт Владивосток.
При этом, как уточнили опрошенные Autonews.ru эксперты в области покупки и перепродажи автомобилей из-за границы, в группу подержанных попадают и новые машины с минимальным пробегом, но уже ранее оформленных на физических или юридических лиц.
Сколько придется доплатить
С 1 августа 2023 года ставка утильсбора для импортных машин существенно выросла. За каждую машину с объемом двигателя от 2 до 3 литров при ввозе оформитель должен заплатить 844 тыс. руб., за транспортное средство с мотором объемом от 3 до 3,5 литров — 970 тыс. руб, более 3,5 литров — 1,25 млн руб.
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его стали оплачивать и российские автопроизводители.
Заплатить утилизационный сбор необходимо:
- производителю — за транспортное средство, изготовленное в России;
- импортеру — за машину, которую ввезли в страну;
- покупателю — за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора.
Утильсбор вносится единожды, поэтому если изготовитель, импортер или первый покупатель сделал это, то каждый последующий собственник уже ничего не оплачивает.
До недавнего времени в правилах действовала льгота для частных лиц. Так, если автомобиль на территорию стран Таможенного союза ввозило физическое лицо, то модели с объемом двигателя до 3 литров можно было оформить с уплатой минимального платежа — 3,4 тыс. руб.
Повышение ставки привело к тому, что занимающиеся поставками автомобилей по параллельному импорту компании стали использовать обходные схемы. Например, для ввоза машин по более низким ставкам «серые» дилеры стали чащи оформлять их на физических лиц и перепродавать конечным покупателям.
Для борьбы с обходными схемами в конце октября в России вступили в силу очередные изменения в правилах оплаты утилизационного сбора на автомобили. При этом и обычным частным покупателям в ряде случаев из-за этих нововведений придется платить за машину больше, так же как юрлицам — от 844 тыс. до 1,25 млн руб.
Так, изменения конкретизировали условия, которые покупатель автомобиля должен соблюсти, чтобы получить возможность использовать льготу. Теперь для применения пониженных коэффициентов суммы утилизационного сбора требуется одновременное соблюдение следующих условий:
- указание в расчете утилизационного сбора, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;
- регистрация транспортного средства в органах ГИБДД МВД России на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера;
- ввоз транспортного средства, в том числе в иные государства-члены Евразийского экономического союза, осуществлялся физическим лицом в целях личного пользования. То есть автомобиль не должен помещаться под какие-либо таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).
Что нужно проверять при покупке ввезенного в Россию автомобиля
Как предупредил в беседе с Autonews.ru специалист по продаже автомобилей Руслан Кривонос, купившим по незнанию нерастаможенный автомобиль помимо утильсбора придется заплатить налоговую пошлину и НДС.
«Чтобы быть уверенным, что автомобиль чист, нужно запрашивать у продавца в том числе грузовую таможенную декларацию, — сказал эксперт. — Что касается подставных лиц, на которых оформляют такие автомобили, то схемы могут быть разными. Например, автомобили оформляют на бездомных или малоимущих и потом перепродают. При этом понятно, что никаких сборов с этой категории граждан таможенные органы взыскать не могут».
Чтобы не стать жертвой мошенников, Владивостокская таможня рекомендует тщательно подходить к выбору посредников и таможенных представителей. Кроме этого, в ведомстве настоятельно рекомендовали водителям документально закреплять все действия с автомобилями с момента подбора и покупки.
Между тем в пресс-службе Минпромторга предупредили, что схемы импорта в Россию с привлечением третьих лиц и организаций-посредников в ряде случаев не подпадают под правила ввоза с применением льготной ставки утильсбора. Речь идет о тех посредниках, которые оказывают услуги по растаможиванию автомобилей на территории стран ЕАЭС и предлагают экономию за счет манипуляций с налоговыми, таможенными и иными обязательствами.
«В отношении ввезенных таким образом автомобилей утильсбор оплачивается по полной ставке», — заявили в Минпромторге.
Там напомнили, что утвержденные постановлением Правительства от 17 октября 2023 года № 1722 правила сохраняют возможность оплаты утильсбора по льготной ставке для граждан, желающих самостоятельно привезти в Россию иномарку для личных нужд и четко соблюдающих действующие нормы налогового и таможенного законодательства.
Размер утилизационного сбора для такой категории физических лиц остался прежним — 3,4 тыс. рублей за новые автомобили до 3 лет и 5,2 тыс. рублей за автомобили старше 3 лет.
Эти иномарки с пробегом нельзя покупать. Список самых ненадежных
Япония запретила экспорт машин с моторами более 1,9 л. Список моделей
В России закончились оригинальные масла. Что теперь льют в автомобили