Многие автомобили китайского производства, появившиеся на российском рынке в 2023 году, не оснащаются такой важной опцией, как подогрев сидений. Это связано с тем, что данные устройства не пользуются популярностью в самом Китае. В России климат иной, и теплые сиденья порой просто необходимы. Autonews.ru изучил варианты установки подогрева в машины уже после их приобретения, а также узнал о возможных рисках.
В каких машинах нет подогрева сидений
Почти все автомобили, выпускаемые в Китае, подогревом сидений в базовых версиях не оснащают. Однако по запросу российских представительств автопроизводители из КНР добавляют эту простую опцию. Так что основные модели у лидирующих по продажам в России китайских брендов имеют как минимум подогрев передних сидений.
С другой стороны, некоторые новички рынка пока не успели договориться с китайскими заводами об адаптации машин к российскому климату. И у наиболее бюджетных моделей из КНР этой опции нет. В том числе у следующих моделей:
- BAIC U5 Plus
- BAIC X35
- Changan Alsvin
- Changan Eado
- JAC JS3
- JAC J7
- Evolute i-Pro
- Jetta VA3
В BAIC Autonews.ru подтвердили, что теплые опции должны появиться в ближайшее время. В остальных опрошенных автокомпаниях пообещали уточнить этот вопрос.
Отметим, что Changan Eado является уникальной моделью на рынке, для которой в качестве опции предлагается вентиляция сидений, но подогрева в заводском исполнении не предусмотрено вовсе. Другой автомобиль из списка — Evolute i-Pro — формально относится к российским маркам. Однако его сборку в Липецкой области ведут из китайских машинокомплектов, которые поставляет Dongfeng.
Jetta VA3 является популярным автомобилем, ввозимым из Китая по параллельному импорту. Его выпускает совместное предприятие FAW и Volkswagen. Фактически речь идет о китайском варианте Volkswagen Polo. VA3 попал в список в качестве примера, так как почти все машины, которые поступают из Китая по параллельному импорту, подогрева лишены.
У российских машин, которые собирают из китайских машинокомплектов, подогрев передних сидений есть, но лишь в качестве заводской опции. Долгое время его вообще не было на кроссоверах «Москвич 3», но к лету 2023 года такая опция появилась в топовой комплектации.
Можно ли установить подогрев сидений самостоятельно
Cуществует несколько вариантов по установке подогрева сидений в автомобиле своими силами. Самым простым решением является покупка простой накладки, которая крепится к сиденью на резинках и подключается к сети через прикуриватель. Таких устройств на рынке множество, их стоимость начинается от 850 руб. Судя по отзывам, качество подобных накладок может быть разным, к некоторым найти негативных комментариев не удается, другие ругают — как правило, за низкое качество изготовления и быстрый выход из строя.
Общий недостаток таких накладок сводится к тому, что они ненадежно крепятся к сиденью, сползают при посадке в машину, влияют на удобство самой посадки. У большинства моделей провод при этом крепится к середине нижней части устройства, а не в углу — по всей вероятности, это сделано ради универсальности, чтобы накладку можно было использовать как на водительском, так и на пассажирском сиденье. Но, по отзывам пользователей, при таком расположении провод мешается.
Более радикальное решение — установка встроенного подогрева. Этим занимаются автосервисы, которые обещают аккуратно снять обивку, поместить устройство под него, разместить проводку под обшивкой салона и установить на приборную панель кнопку включения и регулировки.
Устройства различаются по типу нагревательного элемента. Это может быть металлическая проволока или углеволокно. Во втором случае подогрев сидений обойдется дороже. Продавцы при этом уверяют, что такая система надежнее, а сами нагревательные элементы можно подрезать, подгоняя их форму под конкретную модель сиденья.
Отличаются подогревы и по стране производства. Самые дешевые у отечественных брендов, немногим дороже из КНР и Тайваня, а топовые модели производятся в Германии.
Сколько стоит установка подогрева сидений
На онлайн-площадках можно быстро найти множество объявлений: на водительское сиденье, на оба передних кресла, в подушку заднего дивана. Есть также предложения об установке обогрева под оплетку руля.
За стандартное оснащение двух передних сидений подогревом подушек и спинок просят от 6 тыс. руб. за отечественное устройство до более чем 35 тыс. руб. за немецкое.
Корреспондент Autonews.ru обзвонил несколько столичных мастерских, обещающих предоставление такой услуги. Как оказалось, далеко не все из них готовы сейчас браться за работу.
В первом сервисе, специализирующемся на установке подогревов немецких и китайских брендов, заявили, что услуга временно не оказывается. «Сейчас большие проблемы с поставками, подогревов нет», — сказали в компании.
Во второй компании, сайт которой обещал более десяти вариантов установки подогрева на передние сиденья, согласились поставить подогрев на Jetta VS5, но предупредили, что у них осталась только одна модель устройства с углеволоконными нагревательными элементами китайского производства. На маркетплейсах за комплект такого обогрева просят 6500 руб. Автосервис попросил за него вместе с работой по установке 18 000 руб.
В третьем месте также признали, что у них осталась только одна модель подогрева для передних сидений. Марку устройства по телефону назвать затруднились, но по описанию оно совпало с подогревом из предыдущего сервиса. При этом объявленная стоимость оказалась ниже: 15 000 руб. с установкой.
Кроме того, услугу установки подогрева, как правило, предлагают и дилеры, торгующие автомобилями. Они могут осуществлять это как самостоятельно, так и обратившись к специализированным партнерам. Выбор в их пользу имеет смысл по двум причинам, считает заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК при Общественной палате России Александр Холодов.
«Дилер не может снять автомобиль с гарантии из-за самостоятельной установки подогрева сидений. Но он может отказать в ремонте при конкретной поломке, сославшись на то, что в системы автомобиля вмешивались неавторизованные лица. Понятно, что поломка подвески с подогревом не связана, но если сломалось что-то в электрике, то отказ в гарантийном ремонте возможен», — предупредил эксперт.
На вопрос о том, сохранится ли гарантия на автомобиль в случае, если водитель решит самостоятельно установить обогрев и в дальнейшем в машине возникнут проблемы с электроникой, опрошенные автопроизводители не ответили.
Второй повод установить подогрев у дилера, по словам Холодова, заключается в том, что если само устройство выйдет из строя или из-за него что-то сломается в автомобиле, то не придется бегать между двумя автосервисами в поисках ответственного лица.
«Гарантийные обязательства на весь автомобиль и на дополнительно установленную теплую опцию будет нести автосалон», — пояснил юрист.
Каковы риски установки подогрева сидений
Как объяснили Autonews.ru в одном из столичных автосервисов, подогрев сидений подключается непосредственно к замку зажигания, «к 15-му разъему». Это значит, что работать он будет только после включения зажигания, но пускать двигатель при этом не обязательно.
Это само по себе повышает шанс того, что зимой в самый неожиданный момент заряд аккумулятора может оказаться недостаточным для пуска двигателя, предупреждает член правления Союза автосервисов России Илья Плисов.
«Воздействие на заряд аккумулятора у таких изделий вполне умеренное, мощность нагревателя в районе 50 Вт, это не так много, но, конечно, правильно включать подогрев только при заведенном двигателе, риск разряда аккумулятора в холодную погоду есть всегда», — предупредил эксперт.
При этом в большей степени такому риску подвержены, как ни парадоксально, электромобили. В них помимо мощных тяговых аккумуляторов используются и обычные 12-вольтовые батареи для питания бортового электрооборудования. Именно к ним и подключается подогрев сидений. Но, поскольку в электромобилях от 12-вольтовых батарей не требуется много энергии для пуска двигателя, их емкость ощутимо ниже, чем у машин с ДВС, и сажаются они быстрее. В этом убедился владелец Tesla Model 3, с которым побеседовал корреспондент Autonews.ru.
«Покупая электромобиль, я не думал, что его придется прикуривать от другой машины. Но когда сел 12-вольтовый аккумулятор, это пришлось делать — иначе Tesla просто не включалась, даже несмотря на то, что тяговая батарея была заряжена», — рассказал владелец Tesla Model 3, который попросил не называть его имени.
По словам автовладельца, 12-вольтовый аккумулятор посадила внештатная сигнализация. Но это мог бы сделать и другой, не заводской потребитель электроэнергии, например подогрев.
Второй страх, как правило, связанный с подогревом сидений, вызван риском возгорания автомобиля из-за неисправности такого устройства, признает Плисов. Но, по его мнению, вероятность такого происшествия крайне мала.
Он отметил, что в исправном автомобиле возгорание, скорее всего, не произойдет. От него должен защитить блок предохранителей, но повредить проводку и нормальную работу других систем — такой риск всегда есть.