Укрепившийся курс рубля по отношению к иностранным валютам должен в перспективе привести к снижению цен на рынке. 22 ноября 2023 года ЦБ России установил курс на отметке 87,8 руб. за доллар. Месяц назад доллар стоил 96 руб. Опрошенные Autonews.ru эксперты уверены, что перед президентскими выборами в России в 2024 году рубль будет сохранять крепкие позиции. Это, по их мнению, станет поводом для корректировки цен и дополнительных скидок. На руку покупателям должно сыграть и желание китайских автобрендов занять большую долю рынка по сравнению с конкурентами. Что будет с ценами в конце 2023 года и что ждать в 2024-м?
Цены на автомобили не реагируют на изменения в тот же момент
Автомобили в России по итогам 2022 года в среднем подорожали на 24%, при этом иномарки — сразу на 40%. С начала 2023 года цены на иномарки в России выросли на 8–14%. В сентябре средняя цена на автомобиль составляла 3,03 млн руб. (в августе — 3,13 млн, в июле — 2,85 млн), а в октябре она опустилась до 2,89 млн руб. Текущее укрепление курса рубля не отразится на текущих ценах на автомобили одномоментно. Прежде чем переписывать ценники, дилерам нужно убедиться, что динамика сохранится. Об этом в беседе с Autonews.ru заявил независимый аналитик в области автомобилестроения Владимир Беспалов.
«Подобные ценовые изменения происходят постепенно и поступательно. Например, мы видели, что летом повышение цен не соответствовало на 100% изменению валютного курса, когда рубль, наоборот, дешевел, — отметил Беспалов. — Цены медленно реагируют на ослабление курса рубля, а реакция на его укрепление еще медленнее. Потому как участникам рынка сначала необходимо понять, на каком уровне закрепился курс. Ведь через несколько дней курс рубля опять может развернуться и начать падать. Или, напротив, продолжить укрепляться дальше. Поэтому дилеры всегда закладывают в цены дополнительную маржу с учетом колебания валютных курсов».
Эксперт уверен, что пока сложившаяся ситуация на рынке не способствует снижению цен на автомобили. Против покупателей играют рост инфляции и повышение стоимости издержек, включая логистику и выросший утильсбор.
«Если не произойдет какого-то резкого укрепления курса рубля, я не вижу значительных предпосылок для снижения цен. Скорее всего, рост цен просто замедлится: они станут более стабильными, но про удешевление автомобилей в России пока говорить трудно», — считает аналитик.
Более дешевых предложений, по мнению Беспалова, можно ожидать главным образом от АвтоВАЗа. Он указал, что импортировать недорогие модели в Россию пока смысла нет: сильно дороже продать их и заработать у перевозчика не получится. Еще одним вариантом сэкономить может стать покупка автомобиля 2021–2022 годов выпуска, но такие машины найти у дилеров непросто.
«Сейчас времена недешевых автомобилей. Рынок переориентировался на более дружественные страны, но дешевле автомобили от этого не становятся, — сказал Беспалов. — Пока предложение автомобилей ограниченно, и спрос его превышает. Не думаю, что на этом фоне дилеры начнут объявлять какие-либо суперскидки, за исключением частных историй, когда им надо будет освободить стоки от моделей 2021–2022 годов выпуска. В глобальном плане дилеры и производители будут пытаться продать автомобили по максимальным ценам, на которые готовы согласиться покупатели».
Падение интереса и затоваривание складов — повод для пересмотра цен
Противоположное мнение высказал глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он уверен, что у китайских автопроизводителей не просто появился шанс снизить цены на фоне укрепившегося рубля. Аналитик считает, что у китайских автокомпаний просто нет выбора — только с помощью более конкурентоспособных предложений они смогут занять крепкие позиции на рынке в России.
«На российский авторынок влияет множество факторов. И сейчас получается так, что поводов для снижения цен на автомобили стало больше: машины действительно могут подешеветь», — сказал Целиков.
Одним из основных поводов, по его словам, стали низкие продажи автомобилей в ноябре 2023 года. В беседе с Autonews.ru он спрогнозировал, что показатели ноября в России окажутся гораздо хуже октябрьских.
«Это связано с тем, что за последнее время количество ввезенных в Россию автомобилей существенно превышало их регистрацию в ГИБДД. Особенно эта тенденция наблюдается в течение последних месяцев, — объяснил Целиков. — Каждый месяц салоны заполняются новыми автомобилями, они не продаются, стоки растут. По нашей оценке, за год количество автомобилей на стоках выросло еще на 150–170 тыс. единиц — то есть это сверх того, что у дилеров уже было в запасах. Продавать все это как-то надо. При этом в ноябре показатели падают. По недельной ноябрьской динамике видно, что к октябрю по продажам идет спад на 10–15%. И я не исключаю, что в ноябре в России продадут менее 100 тыс. автомобилей. Я ожидаю минус к октябрю (по данным «Автостата», в октябре было продано 111,4 тыс. автомобилей)».
Еще одним фактором для снижения цен, по мнению аналитика, должно стать общее падение продаж автомобилей из-за подорожания автокредитов.
«Когда человек видит кредит под 20%, он относится с опаской к такой покупке. Итого мы имеем снижение продаж автомобилей в кредит, установленные по верхней планке цены, наличие автомобилей у дилеров и возможность у клиентов выбирать. Также ноябрь считается у дилеров не самым активным месяцем по продажам. Обычно лучше всего машины продаются весной и в сентябре-октябре», — отметил Целиков.
Конкуренция между китайскими автобрендами снизит цены
Самым важным аргументом в пользу снижения цен на автомобили из Китая представитель «Автостата» назвал начало новой стадии на авторынке, когда китайские автопроизводители будут вынуждены более жестко конкурировать между собой, чтобы захватить долю на рынке.
«До недавнего времени рынок находился в стадии трансформации. Он бурлил — приходили одни бренды, уходили другие. Этот этап закончился. Китайские бренды заняли свою стабильную долю 60–65%. Сейчас наступает этап внутренней конкуренции между китайцами. Особенно в ценовом сегменте от 3 млн руб. Предложения тут очень похожи, а многие бренды до сих пор автомобилистам в России неизвестны. Это профессионалы знают, что такое Kaiyi, SWM, BAIC, а для обычных водителей, которые давно не покупали автомобили, эти буквы вообще ничего не говорят. Они могут вспомнить Chery, Haval, Geely, Changan — и все. Все остальное — темный лес. Все это будут переднеприводные кроссоверы с мотором 1,5 л, «роботом» или вариатором, плюс-минус схожих размеров и с похожими большими экранами. На этом фоне нужно хоть как-то выделяться», — объяснил Целиков.
Без демпинга, по словам Целикова, тут не обойтись. В поисках примера он вспомнил ситуацию с Kia и Hyundai, которые готовы были терпеть некоторые убытки, но демпинговали, используя помощь головного офиса.
«На маркетинг и продвижение бренда нужно время, а текущее укрепление рубля — это повод снизить цены на товарные остатки. У производителей есть возможность подвинуться в цене. Думаю, цены можно опустить на 10–15% — хотя бы за счет маркетинговых активностей. Сейчас я получаю новости со стороны головных офисов компаний из Китая, где поднимают вопрос о поддержке экспортеров, чтобы те завоевывали российский рынок. Так делали, к примеру, корейские бренды, получая финансовую поддержку материнских компаний», — перечислил эксперт возможности для снижения цен.
При этом он подчеркнул, что речь тут идет именно о более дорогих автомобилях по цене 3–4 млн руб. В сегменте менее 2 млн руб. до сих пор наблюдается дефицит и предлагать более дешевые варианты у производителей пока возможности нет.
«Скоро эти бренды начнут между собой биться. Под Новый год появятся скидки, разные предложения. Укрепление рубля этому поможет — я думаю, что его продержат на стабильном уровне перед выборами, когда никому не нужен доллар США за 100 руб. А в начале 2024 года начнется распродажа новогодних машин, сейчас уже накоплен большой сток 2023 года, в 2024 году их надо будет продавать со скидками. Но в нижнем ценовом диапазоне скидок ждать не стоит», — спрогнозировал аналитик.
Что говорят дилеры
Авторынок не столь динамичен, чтобы реагировать на изменения «месяц в месяц». На это в беседе с Autonews.ru указал генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Он отметил, что автомобили, которые будут приходить в автосалоны в течение ближайшего месяца или двух, дилеры заказывали два-три месяца назад — и по другим ценам.
«Бренды, представленные в России, номинируют цены в рублях, соответственно, производители будут корректировать стоимость автомобилей по мере укрепления рубля. Текущие цены на китайские автомобили сформировались в 2022 году, когда курс юаня поднимался до 18 руб. за юань. В 2023 году курс не поднимался выше 13,8 руб.», — сказал участник рынка.
Он напомнил, что после поднятия цен в 2022 году китайские производители их в 2023-м не опускали, а корректировали спрос программами поддержки. Таким образом, по оценке Ольховского, покупатель мог сэкономить от 300 тыс. до 600 тыс. руб., в зависимости от того, каким инструментом воспользовался.
«Предпосылок для снижения цен на автомобили в 2024 году нет. Напротив, они будут только расти под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, в том числе изменения курса валют и индексации утилизационного сбора. С начала осени цены на автомобили практически всех брендов в среднем выросли на 15% вне зависимости от сегмента», — подытожил он.
В свою очередь, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич также заявил, что укрепление курса рубля не приведет к значительному снижению стоимости автомобилей в ближайшее время.
«Нынешний курс нестабилен, поэтому производители и дилеры вынуждены устанавливать люфт в цене на авто (5–10%), чтобы застраховаться от возможных колебаний на валютном рынке. Для снижения стоимости автомобилей курс рубля должен измениться на 15–20% за следующие несколько месяцев», — сказал представитель дилерского сообщества.
Однако некоторые надежды водителям на возможность сэкономить он все-таки дал. Так, Терлюкевич напомнил, что накануне новогодних праздников дилеры предоставят традиционные скидки и ряд других бонусов потенциальным клиентам. Стоимость отдельных моделей и комплектаций, по его словам, может меняться в зависимости от уровня спроса на рынке.