branding imagebranding image
РБК АВТО
ОСАГО Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Страховщики заявили о готовности к штрафам за отсутствие ОСАГО по камерам

РСА: начать штрафовать по камерам за отсутствие ОСАГО можно в начале 2024 года
На первом этапе фиксировать отсутствие полиса ОСАГО камеры будут только у нарушителей ПДД. По словам страховщиков, запустить систему в работу можно уже в начале 2024 года
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Страховщики заявили о полной готовности системы по фиксации отсутствия полисов ОСАГО у водителей с помощью дорожных камер. Как рассказал на пресс-конференции глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, есть все предпосылки для того, чтобы начать проверять полисы ОСАГО у водителей начиная с первого квартала 2024 года, передает корреспондент Autonews.ru.

Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва» ОСАГО 7 ноября 2023 Госдума одобрила в первом чтении регистрацию автомобиля без ОСАГО
Фото: Ведомости / ТАСС ОСАГО 20 февраля 2023 «ГИБДД это не нужно». Когда с камер начнут приходить штрафы за ОСАГО

Cогласно планам, на первом этапе дорожные камеры будут проверять наличие полисов ОСАГО только у нарушителей ПДД. При этом нарушение должно быть совершено в движении. К примеру, если водитель превысил скорость или нарушил правила проезда по разметке и попал в объектив дорожной камеры, система проверит у нарушителя и полис ОСАГО. Если же водители ПДД не нарушают, то и наличие полисов ОСАГО у них на первом этапе проверять не будут. Также не сработает фиксация, если, к примеру, автомобилист не оплатил платную парковку и камера это зафиксировала.

Штраф за отсутствие полиса сейчас составляет 800 руб., при этом регулярно возникают предложения о его повышении до 5 тыс. руб. Об этом, в частности, заявлял замминистра финансов Алексей Моисеев.

По словам Уфимцева, система методологически и технологически готова. Вариантов ее запуска может быть несколько.

«Пока предложенная рабочей группой схема сохраняется — проверка полиса будет проводиться при любых нарушениях ПДД (без нарушения правил парковки), — сказал Уфимцев. — Получается, пока, если человек не нарушает ПДД, то камеры не будут проверять ОСАГО у таких автомобилистов и не будет обращаться в систему».

Он также уточнил, что поездка без ОСАГО будет считаться длящимся нарушением. Это означает, что даже если камера за день зафиксирует несколько нарушений ПДД у автомобилиста, штраф за отсутствие страховки выпишут только один раз в сутки.

«База позволяет запустить систему по всей России — теперь мячик даже не на стороне ЦБ и ГИБДД, а скорее на стороне МВД, мы готовы к запуску в первом квартале 2024 года», — сказал Уфимцев.

О планах начать штрафовать водителей без ОСАГО с помощью дорожных комплексов Уфимцев рассказывал еще в конце 2022. Тогда в РСА говорили, что в случае запуска фиксации эти изменения затронут каждого нарушителя. Тогда в пресс-службе РСА предупреждали, внедряемая схема информационного взаимодействия универсальна с точки зрения территориального признака: для РСА не имеет большого значения, где именно был зафиксирован проезд транспортного средства, в отношении которого необходимо осуществить проверку исполнения требований законодательства об ОСАГО.

МВД и РСА с 2018 года пытаются наладить сотрудничество в части обмена данными о незастрахованных водителях и начать фиксировать машины без ОСАГО с помощью камер. Каждая из сторон не раз говорила о готовности с их стороны, и в Москве даже прошло тестирование автоматической фиксации этого вида нарушения. Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов еще в 2018 году в интервью Autonews.ru заявлял, что город готов ввести систему фиксации наличия полисов ОСАГО, как только РСА и МВД объединят свои базы данных.

Запуск проверок наличия полисов ОСАГО с использованием камер фотовидеофиксации в тестовом режиме осуществлялся летом 2019 года на территории города Москвы. По итогам данных мероприятий удалось выявить ряд факторов как технического, так и правового характера, «требующих дополнительного внимания». По словам операторов и разработчиков дорожных комплексов, с технической точки зрения реализовать задачу по доступу страховщиков к базам данных ГИБДД о водителях несложно. По мнению ряда участников рыка, главный риск, из-за которого в ГИБДД до сих пор не реализовали проект с РСА, — это персональные данные автособственников, которые в ведомстве стремятся максимально защищать.